Петр Порошенко не отрицает возможности укрепления курса гривны — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Петр Порошенко не отрицает возможности укрепления курса гривны

Валюта
866
– Нынешний глава НБУ Владимир Стельмах в проходном списке "НУ - НС". В случае ухода Стельмаха в парламент банкиры называют три наиболее вероятных кандидатуры на его место: Порошенко, Яценюк и Горбаль. Какая из этих кандидатур наиболее реальна?
– Не знаю, на чем основаны эти слухи. Мне известно другое - вхождение в избирательный список для Владимира Семеновича было очень непростым решением. Но поскольку он такое решение принял, существует довольно высокая вероятность того, что Стельмах станет народным депутатом.
Кроме того, здесь важна позиция президента. Согласно закону Украины "О Национальном банке", именно президент вносит кандидатуру главы НБУ на утверждение парламентом. И существует достаточно широкое поле для продолжения той политики, которая была начата лично Виктором Андреевичем.
– "Широкое поле" - это сколько человек, сколько кандидатур?
– В Украине достаточно специалистов. Причем, для потенциального главы НБУ приоритетным является не столько опыт работы в коммерческом банке, сколько понимание макроэкономических процессов. Если вы говорите, что в число претендентов на пост главы входит и моя кандидатура - это интересно… Но здесь все зависит от президента. Помимо того, поддержать кандидатуру главы Нацбанка должны более чем 300 народных депутатов.
– Если вам предложат стать главой Нацбанка, вы согласитесь?
– Почту за честь.
Гривну могут "укрепить"
– Многие эксперты считают, что Нацбанку следовало бы пересмотреть валютно-курсовую политику…
– Курсовая политика не может проводиться отдельно от тех процессов, которые происходят сейчас в экономике. С моей точки зрения, курсовая политика сегодня является вторичной по отношению к политике таргетирования инфляции, когда главной целью денежно-кредитного регулирования является уровень инфляции, по которому устанавливаются среднесрочные и годовые плановые ориентиры.
Я впервые внес в "Основы денежно-кредитной политики на 2008 год" пункт, который декларирует постепенный переход от модели фиксации курса нацвалюты к модели таргетирования инфляции, подразумевающей плавающий курс.
А разговоры по поводу того, что нужна ревальвация гривни, чтобы сдержать наплыв ресурсов из-за границы (с "укреплением" гривни НБУ сможет на валютном межбанке выкупать доллары за меньшее количество гривен, снижая тем самым темпы прироста денежной массы. – ред.), они уже отошли сами собой.
– Банкиры говорят, что у нас избыток гривни на рынке…
– Да, я это подтверждаю - у нас есть избыточная ликвидность. Нацбанк через выпуск депозитных сертификатов делает сегодня достаточно эффективные шаги по стерилизации излишней денежной массы. И это не единственный инструмент, который находится в распоряжении НБУ. Я абсолютно не исключаю того, что Нацбанк может принять решение об изменении курса гривни в рамках утвержденного Основами денежно-кредитной политики курсового коридора (на 2007 год он установлен в пределах 4,95-5,25 гривен за доллар США, на 2008 год - ориентировочно 4,9-5,25. – ред.). Но ревальвация гривни, если она будет, пройдет предсказуемо и постепенно.
– Повышение норм резервирования будет использоваться Нацбанком?
– Не думаю. Наряду с тем, что необходимо убрать с рынка излишнюю гривню, НБУ также нужно предупредить падение темпов экономического роста. Резервирование - достаточно серьезный удар по банковской системе, это административный инструмент. В то же время депозитные сертификаты - рыночный способ действий НБУ в работе с избыточной ликвидностью.
Ориентиры на 2008 год
– Почему откладывается принятие "Основных принципов денежно-кредитной политики на 2008 год"?
– У нас не вызывал вопросов только курсовой коридор на следующий год: 4,9-5,25 гривен за доллар США. По всем остальным макроэкономическим параметрам были спорные моменты. Например, я не соглашался с тем, что мы закончим 2007 год с номинальным ВВП ниже 700 миллиардов гривен. Мое мнение - только за счет инфляционной составляющей номинальное значение ВВП будет существенно больше этой цифры. Соответственно, я был уверен, что правительству не удастся удержать годовую инфляцию в пределах 7,5%.
– У вас уже есть расчеты по 2008 году? Какими будут основные параметры?
– Не хотелось бы, чтобы прогнозные показатели обосновывались "с потолка". Уверен, что в 2008 году удержать инфляцию на уровне 6,8% не удастся. Причин этому несколько. Во-первых, инфляционная инерция с IV квартала этого года. У нас есть нависающий вал 19%-го роста цен производителей, который не может не отобразиться на уровне инфляции 2008 года. Во-вторых, пока что не все ясно с ценами на энергоносители, которые имеют достаточно серьезную составляющую в расчетной корзине и через тарифы ЖКХ, и через производство товаров.
И третье - мы фактически уже вышли на максимальный показатель денежной массы по этому году. А как показывает практика, в ІV квартале прирост денежной массы составляет 30-33%. Правда, выкуп Нацбанком излишков гривни через эмиссию депозитных сертификатов позволит снизить нагрузку на увеличение денежной массы. Но данный показатель по итогам ІV квартала пусть не так сильно, но все равно вырастет.
– Некоторые эксперты считают, что одной из основных причин ускорения инфляции являлись внешние госзаймы…
– Я с этим не согласен. Объем этих заимствований значительно меньше денег, которые сегодня накопились на едином казначейском счете, а это более 20 миллиардов гривен, которые также изъяты из обращения.
Я также убежден в том, что Нацбанк пытался действовать адекватно, разработав проект постановления №235 по ограничению стоимости (а значит, и объемов) внешних заимствований. И если бы ситуация на внешних рынках была стабильной, это постановление бы работало.
– То есть принятие постановления №235 просто отложено до тех времен, когда на мировых рынках все уляжется?
– Да, ведь совершенно очевидно, что нам нужно будет что-то делать с регулированием заимствований, как мощнейшим фактором увеличения денежной массы в стране. Потому эти вопросы в любом случае будут подлежать пересмотру в течение ближайших нескольких месяцев.
– Будет ли меняться структура золотовалютных резервов НБУ?
– Хотелось бы развеять несколько мифов о том, что якобы в силу падения доллара страдает –золотовалютный запас страны. Если вы возьмете структуру интервенций, которые Нацбанк проводил на валютном на рынке с начала 2007 года, то увидите, что более 95% объема всех закупок проводилось в валютах, которые имели тенденцию к росту. Так, объем евро, которые приобрел НБУ в долларовом эквиваленте, составил 4,25 миллиарда долларов США, английских фунтов - около 2,5 миллиарда долларов, а самих долларов было выкуплено всего 356 миллионов.
Часть Ощадбанка можно продать?
– Почему судьба украинских государственных банков, в отличие, к примеру, от их российских коллег, складывается не настолько удачно?
– Я бы сказал, что этот тезис очень спорен. На сегодняшний день мы действительно имеем ситуацию, когда два государственных банка довольно внятно и эффективно проводят свою политику. Другое дело, что нужно обозначить приоритеты каждого госбанка, которые позволят им выполнять задачи, поставленные правительством.
К примеру, определить, чем в первую очередь должен заниматься Укрэксимбанк. Возможно, улучшение структуры торгового баланса и кредитная поддержка экспорториентированных отраслей - это тот приоритет, который может стоять перед Укрэксимбанком.
Точно так же, чтобы решать вопросы обеспечения программ доступного жилья или строительства жилья на селе, можно создать серьезную государственную ипотечную организацию. То же касается привлечения ресурсов в аграрный комплекс и создания конкурентных условий для развития этой отрасли.
– А чем должен заняться Ощадбанк?
– Приоритетом в работе Ощадбанка должно быть решение задач по погашению утерянных сбережений Сбербанка СССР. Эту проблему можно решить. По крайней мере, что касается 80-90% вкладчиков, причем без серьезного привлечения бюджетных ресурсов.
– Каким образом?
– Через механизм публичного размещения акций Ощадбанка, увеличения его капитализации.
– То есть нужно внести изменения в Закон Украины "О банках и банковской деятельности"?
– Да. В то же время я против приватизации Укрэксимбанка. Он в состоянии выполнять те задачи, о которых я уже говорил, будучи на 100% в собственности государства. А вот по поводу Ощадбанка, я бы выступил за проведение качественной подготовки этого учреждения к публичному размещению акций (IPO).
– Но средств, полученных от IPO Ощадбанка, не хватит для погашения долгов перед вкладчиками Сбербанка СССР?
– А кто сказал? Я же говорю не о капитале Ощадбанка, я говорю о том, что на сегодняшний день его реальная капитализация составляет несколько миллиардов долларов. А сумма обязательств пока…
– Намного больше?
– Нет, сумму обязательства пока никто не в состоянии назвать. Потому-то в первую очередь и нужно провести инвентаризацию долгов Сбербанка СССР. Я убежден, что после инвентаризации окажется, что суммы, полученной от продажи акций Ощадбанка на международных фондовых биржах, достаточно для погашения 80-90% задолженности.
– А захотят ли инвесторы покупать акции банка, который будет их же деньгами раздавать долги?
– Безусловно, захотят. Ощадбанк, "очищенный" от проблемных обязательств, который имеет самую разветвленную сеть представительств в стране, который может эффективно работать с населением, будет очень привлекательным для инвесторов.
Александр Рубан
По материалам:
Діло
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас