Особенности национальной борьбы с коррупцией — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Особенности национальной борьбы с коррупцией

Казна и Политика
408
В России пробуют бороться с коррупцией как с системным явлением. В Украине вокруг нее строят предвыборный PR.
Почти одновременно в Украине и России развернулись антикоррупционные кампании. Сходство между ними одно: в обоих случаях выдвинутые инициативы откровенно попахивают PR. Но вот разница в подходе к решению проблемы весьма показательна. У наших северных соседей оказалось больше конкретики, а значит – и желания бороться с коррупцией. Но – обо всем по порядку.
Комиссия по административной реформе правительства России утвердила "Примерную программу противодействия коррупции" в органах исполнительной власти. В рамках этого документа предлагается создать при органах исполнительной власти комиссии, которые будут следить за соблюдением требований к служебному поведению чиновников. Программа предполагает создание "перечня коррупционногенных должностей".
В этот перечень должны войти сферы госзакупок, госресурсов, госуслуг, назначений и т.п. Чиновников переведут на срочные контракты, им будет предоставлен "компенсационный пакет" - частичная компенсация (из бюджета) средств, которые чиновник теряет, отказываясь от взяток. В кабинетах у таких чиновников будут поставлены видеокамеры, а контракт с ними будет предусматривать легализацию прослушивания телефона без санкции суда.
Помимо этого, от чиновников будут требовать полного раскрытия информации о всех контактах по служебным вопросам. Такой "контрактник" на рабочем месте не сможет иметь с собой бОльшую сумму денег, чем та, что оговорена в контракте.
В реальную жизнь программа войдет не ранее 2010 года. Пока же ее будут тестировать и видоизменять.
Как следует относиться к антикоррупционным планам наших соседей? Скептики сразу скажут, что предложенные россиянами меры вряд ли увенчаются победой государства над коррупцией. Себя самого ведь победить невозможно. Тем более, в перечисленных методах полно "дыр" и нестыковок. Так, например, весьма любопытно будет услышать сумму "компенсационного пакета", который будут получать чиновники. Это должны быть очень приличные деньги. В противном случае - инициатива бессмысленна.
То же касается и телефонных переговоров. Обсуждение "по трубе" серьезных деловых вопросов – моветон даже в среде бизнеса. Что уж тогда говорить о чиновнике, который собирается заняться коррупционной деятельностью?
Столь же сомнительной, с точки зрения практики, выглядит инициатива с видеокамерами. Ни один «коррупционер» в здравом уме не придет с чемоданом долларов в кабинет к чиновнику, дабы тут же начать совать их ему под нос. Да и поставить камеры в крутых ресторанах, предварительно завербовав всех официантов, вряд ли получится. Организация же этических семинаров, которые помогут чиновникам "осознать важность и ответственность госслужбы как формы служения обществу и государству", выглядит совсем уж смешно.
И все же задумки россиян выглядят гораздо практичнее заявлений украинских политиков.
Ведь у нас пока все сводится к различным интерпретациям нехитрой мысли о том, что победа над коррупцией возможна лишь после прихода к власти новой элиты. Правда, в 2007 году она претерпела некоторые изменения.
Теперь для победы над коррупцией необходим приход к власти "новой" команды, которая проведет соответствующие изменения. О предлагаемых "борцами с коррупцией" методах - отмене депутатской неприкосновенности и создании антикоррупционного бюро - "proUA" писал не раз.
В обеих «моделях» предлагаемых изменений гораздо больше минусов, чем плюсов. Но есть между ними принципиальная разница. Суть российской инновации заключается во внедрении конкретных методов, которые позволят системно бороться с коррупцией как явлением, которое государство признает имманентным для страны (вне зависимости от партийной конфигурации во власти).
В Украине же предлагают менять элиты, которые, как в сказке, принеся клятву перед телезрителями, станут руководить страной честно и выметут поганой метлой коррупцию. При этом в качестве спасительных мер называются отмена депутатской неприкосновенности (после которой судьи будут "загребать" сумасшедшие деньги) и создание дополнительного органа, который на практике станет оплотом коррупции в государстве.
Таким образом, политическая элита Украины никак не может (или не желает) признать, что нечестный чиновник является естественным элементом государственной демократической машины в странах переходного периода. А коррупция не имела, не имеет и никогда не будет иметь партийной и политической окраски. И бороться с этими явлениями можно лишь системно, исключив из методологии даже минимальный "личностный подход". И уж тем более - предвыборный фактор.
По материалам:
Proua.com
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас