Как избежать неприятных сюрпризов при оплате товаров и услуг платежной карточкой — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Как избежать неприятных сюрпризов при оплате товаров и услуг платежной карточкой

Финтех и Карты
629
Отправившись в магазин только с платежной картой, вы можете вернуться без покупок и с испорченным настроением. В последнее время все больше магазинов, ресторанов и кафе предлагают своим клиентам возможность оплатить купленные товары или услуги с помощью платежных карт. Так, по последним данным Ассоциации платежных систем ЕМА, количество крупных точек продаж в Украине, где можно рассчитаться карточками, превышает 10 тыс.
О возможности воспользоваться картой говорят наклейки с логотипами платежных систем на дверях, окнах магазинов. На них указывают название платежной системы, типы карт, а также банк, обслуживающий эту торговую точку (банк-эквайр). Наиболее распространенная комбинация карт трех международных платежных систем - VISA, MasterCard и American Express. В элитных бутиках, гостиницах и дорогих ресторанах к подобным опознавательным знакам не прибегают - все и так понятно.
Однако, несмотря на очевидные преимущества оплаты через POS-терминал (не нужно всегда носить с собой наличные и бояться их кражи или потери), карта может преподнести и много неприятных сюрпризов.
Тщательность превыше всего
POS-терминал может быть неисправным или попадется неопытный кассир. Случается, что служащие магазина, которым не удалось произвести трансакцию с первого раза, теряются, нервничают, зовут на помощь коллег и, в конце концов, просят заплатить наличными. Это связано как с человеческим фактором, так и с плохими телекоммуникациями. Связь с процессинговым центром банка иногда прерывается или исчезает. Во время авторизации карты передается большой пакет сложной информации, поэтому сбои нередки.
Будьте готовы к тому, что кассир может тщательно проверить вашу карту. Технология проведения расчета зависит от типа карты. Они бывают с магнитной полосой, с чипом или совмещенные. В первом случае кассир прокатывает карту через POS-терминал. В это время идет запрос в процессинговый центр. В случае если карта не заблокирована и на счете достаточно средств, приходит ответ, разрешающий проведение трансакции.
По результатам авторизации в POS-терминале формируется чек, на котором вы должны расписаться. Кассир обязан сверить подписи на карте и чеке. При возникновении подозрений в их отличии он имеет право провести дополнительную вашу идентификацию: потребовать удостоверение личности (водительские права, паспорт). Единственное, чем не позволено интересоваться кассиру, - это PIN-код.
Помните, у вас обязательно откажутся принять карту, если заподозрят, что она не принадлежит вам. Например, когда на карте эмбоссировано (сделана рельефная надпись) мужское имя, а ее предъявляет женщина. Так что жену, которая тайком от мужа прихватила его карту, чтобы пройтись по магазинам, ожидает разочарование. В этом случае кассир обязан изъять карту.
Неудобства с дополнительной идентификацией отпадают, если используется чиповая карта. При этом на специальной клавиатуре (PIN-pad) нужно ввести PIN-код. Все чаще она используется в заведениях, где установлено терминальное оборудование. Данная операция ничем не отличается от снятия денег в банкомате. При обслуживании карт платежной системы MasterCard International, в частности, Cirrus/Maestro, а также некоторых других карт этой системы с кредитным лимитом PIN-код необходимо вводить всегда.
Тем не менее, просьба ввести PIN-код часто пугает людей: они вынуждены делать это фактически публично. И тот факт, что кассиру запрещено смотреть на руки клиента во время ввода кода, вряд ли кого-то особенно успокаивает.
Есть и третий механизм обслуживания платежных карт. Если по каким-либо причинам с помощью терминала не удалось совершить трансакцию (проблемы со связью, забыли PIN-код) на помощь приходит импринтер - устройство для изготовления отпечатка карты на бумаге (слипа) путем ее физической прокатки. Для использования этой технологии все реквизиты карты должны быть эмбоссированы. Обслуживание карты с помощью импринтера - самый надежный способ расчетов, так как он предусматривает голосовую авторизацию. Кассир звонит в процессинговый центр, называет реквизиты карты и получает от оператора разрешение или запрет на проведении трансакции. Но серьезный недостаток этого механизма расчета - то, что операция занимает до пяти минут. Кстати, очень популярный в Украине тип карты - VISA Electron - не эмбоссируется, и ее обслуживание с помощью импринтера невозможно.
В ресторане не расслабляться
Наибольшая угроза мошенничества подстерегает владельцев карт в ресторанах и кафе. Особенно это касается элитных заведений. Сложно представить себе посетителя, который самостоятельно или вместе со спутницей подходит к POS-терминалу, чтобы рассчитаться. Как правило, официант забирает его дебетовую или кредитную карту и снимает деньги где-то в неизвестном месте.
В это время недобросовестный гарсон с помощью считывающего устройства может скопировать информацию с магнитной полосы (которой оснащены почти все карты в Украине) и изготовить копию карты, с которой без проблем можно совершать шопинг за чужой счет. Нечистые на руку официанты вряд ли упустят случай списать две суммы в пользу заведения.
Защитить себя в таких ситуациях можно с помощью переносного платежного терминала. Если вы не доверяете официанту, попросите его принести к вашему столику такое устройство. В уважающих себя заведениях вам наверняка не откажут.
Для предупреждения "случайной" переплаты полезно также пользоваться услугой мобильного банкинга. О каждой трансакции сразу же приходит сообщение. И если вас рассчитали дважды, можно предъявлять претензии, не отходя от кассы.
Наличные пока предпочтительнее
И напоследок немаловажный нюанс: собственники магазинов, ресторанов, кафе не всегда заинтересованы в оплате картой. В точках продаж, которые установили терминальное оборудование, мыслят двояко: с одной стороны, таким образом они привлекают платежеспособных клиентов, а с другой - теряют 2-3% выручки в виде платы банку за обслуживание.
Продавец товаров или услуг, установивший терминальное оборудование, не имеет права дискриминировать безналичные расчеты, например, делать накрутки - включать комиссионные банку в цену товара или услуги. Подобные условия банк и заведение, установившее терминальное оборудование, прописывают в договоре. Однако финучреждение не имеет какого-либо реального механизма контроля. Тем не менее, если вы почувствуете, что вам навязывают оплату наличными, можете пожаловаться в обслуживающий банк либо в Ассоциацию платежных систем ЕМА.
Мнения
Александр Карпов, руководитель Украинской межбанковской ассоциации членов платежных систем EMA:
Держатели карт имеют ряд преимуществ в торговых сетях. Во-первых, это безопасность - не нужно носить с собой много наличных, минимален риск остаться без денег в случае кражи бумажника.
Во-вторых, это удобство - не нужно пересчитывать замусоленные бумажки, ждать, пока их проверит кассир. Сегодня в Украине более 10 тыс. торговых точек принимают карты к оплате (около 40 тыс. POS-терминалов), а через три года это сможет сделать практически каждый магазин.
В-третьих, получать небольшие кредиты удобнее и быстрее всего именно через платежные карты. Уже около 2 млн. граждан Украины воспользовались этой услугой, и их число постоянно растет.
Еще больше возможностей использовать платежные карты для оплаты покупок за рубежом - там их принимают почти в каждом магазине.
Юлия Нариманова, заместитель начальника управления эквайринга банка "Финансы и Кредит":
Эквайринговый бизнес в Украине динамично развивается, соответственно, улучшается качество обслуживания клиентов.
Сейчас установка терминалов - просто необходимость. Количество эмитированных карт резко увеличивается не только в Киеве, но и в других крупных городах. Клиенты сами идут в торговые точки.
Постановление Кабинета Министров об обязательной установке POS-терминалов в торгово-сервисных предприятиях, которое вступает в силу с 1 января 2007 года, - это долгожданный и однозначно положительный момент как для украинских банков, так и для предприятий сферы торговли и услуг. В результате будет активнее развиваться эквайринговый бизнес, и, конечно же, значительно усилится конкуренция между банками.
Нынче наиболее перспективными и интересными клиентами для банка являются сетевые клиенты, а также крупные торговые центры, магазины, рестораны, отели, казино, туристические агентства, прокатные и страховые компании, клиники и салоны красоты - предприятия сферы торговли и услуг, наиболее востребованные клиентами-владельцами платежных карт.
Дмитрий Гриньков
По материалам:
Діло
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас