Европейские страны хотят платить за российские энергоносители меньше и поэтому создают Украине "нефтегазовый котел"


Владимир ЦХВЕДИАНИ

После победы "оранжевой" революции неожиданно резко зазвучала забытая еще со времен правительства Януковича тема возможного строительства транзитных нефте- и газопроводов из России в Европу в обход территории Украины. Причем инициатива новых обходных магистралей исходит не столько от Кремля, сколько от наших европейских партнеров, которые вроде бы должны были всячески помогать в финансовом укреплении молодой демократии, давая ей побольше заработать на транзите энергоносителей. Однако не тут-то было.

Влерская декларация

Не успели наши вновь назначенные чиновники наездиться по заграницам, чтобы договориться о наполнении почти бесполезной трубы Одесса—Броды хоть какой-нибудь нефтью, как по этому транзитному проекту, на который возлагались такие огромные надежды, был нанесен удар. 28 декабря 2004 года, в то время как наш революционный народ отстаивал свое будущее на Майдане, представители Болгарии, Албании и Македонии подписали декларацию о строительстве нефтепровода из болгарского порта Бургас на Черном море до порта Влера на албанском побережье Адриатики. Предполагается, что нефтепровод начнет работу в начале 2008 года. На первоначальном этапе мощность нового коридора составит 750 тыс. баррелей в сутки. Он будет предназначен для транспортировки в первую очередь российской нефти (которая сегодня с трудом "протискивается" через проливы Босфор и Дарданеллы с ограниченной пропускной способностью), а в перспективе и каспийской, если таковая когда-нибудь появится.

А совсем недавно Греция, Болгария и Россия согласовали позиции, необходимые для подписания меморандума о реализации проекта строительства нефтепровода из черноморского порта Бургас (Болгария) в средиземноморский Александруполис (Греция). Проект строительства нефтепровода протяженностью около 312 км, мощностью 35—50 млн. т в год и стоимостью около $700 млн. был инициирован рядом российских и греческих компаний, среди которых с российской стороны присутствуют "ТНК-ВР", "Газпром", "Лукойл", "Роснефть" и "Транснефть", с греческой — Hellenic Petroleum, Latsis Group и принадлежащая "Газпрому" компания Prometheus Gas, с болгарской — терминал Бургас. Собственно строительство и ввод объекта в эксплуатацию планируется завершить за три-четыре года.

Предварительная договоренность о строительстве ветки нефтепровода от болгарского Бургоса до греческого порта Александруполис после 2007 г. говорит о высокой вероятности реализации проекта. Причем в тот период в ЕС уже вступят Румыния и Болгария, и эта труба приобретет статус "евросоюзного значения". Таким образом, все идет к тому, что проект Одесса—Броды, а тем более достройка его до польского Плоцка, может "отдыхать", даже если в Черном море появится "большая каспийская нефть".

Вполне реальные планы строительства нефтепроводов в обход Украины через Балканский полуостров к побережью Адриатики активно лоббируют такие страны, как Болгария и Греция, тогда как нашему "европейскому адвокату" — Польше, — по большему счету, все равно, какая нефть к ней придет, а вот Украина может остаться не только без вожделенного транзита каспийской нефти, но и без российской.

Не дать заработать

Нашим европейским партнерам не нужно, чтобы транзитом через Украину шло слишком уж много нефти, по целому ряду причин. Во-первых, именно из-за этого наши НПЗ не испытывают проблем с загрузкой сырьем и цены на горючее у нас ниже европейских. И далее по цепочке: низкие цены на бензин — невысокие транспортные расходы — низкая себестоимость продукции — успешная конкуренция с европейскими производителями. Во-вторых, имея доходы с транзита, наше государство прямо или косвенно субсидирует сельское хозяйство, регулируя цены на дизтопливо. Расширившейся единой Европе создавать "тепличные условия" для конкурентов вблизи своих восточных границ тем более не надо. Чем меньше нефти будет идти транзитом через Украину, тем меньше на этом заработает наша страна и тем дороже у нас будет бензин со всеми вытекающими последствиями.

Подобная ситуация и с газом. Украина ежегодно зарабатывает на его транзите свыше $3 млрд., поскольку на сегодняшний день около 90% российского природного газа пока транспортируется в Европу по территории Украины. Пропускная способность газотранспортной системы (ГТС) Украины составляет на входе 290 млрд. кубометров газа, на выходе — 170 млрд. кубометров в год. Пока она используется не на полную мощность, и существует опасность, что потребность в ней постепенно будет уменьшаться, несмотря на то, что газовая составляющая в энергобалансе ЕС растет.

Дело в том, что незадолго до того как "из-за весенней посевной" (по официальной версии) сорвался визит Юлии Тимошенко в Москву, стало известно о подписании между РАО "Газпром" и германской стороной соглашения о строительстве экспортного газопровода из России в Германию по дну Балтийского моря напрямую, минуя территории "транзитных стран". В строительстве газопровода примут участие "Рургаз" и другие немецкие компании. Взамен они получат права на разработку новых месторождений природного газа в Баренцевом море. Предполагаемый срок реализации проекта — три-четыре года. В случае, если северный газопровод будет построен, это нанесет колоссальный удар по экономике Украины, поскольку резко сократится транзит российского газа через нашу территорию.

В связи с этим по-иному видится и проблема "внешнеполитической дееспособности" главы Кабмина. Срыв визита украинского премьера в Москву в столь ответственный для экономики Украины момент иначе как колоссальным ударом по интересам государства назвать нельзя. И значение того, удачно ли пройдет посевная, несопоставимо с возможными долгосрочными потерями Украины от обходного газового транзита России. Из-за переориентации экспортных магистралей к 2010 году "Газпром" может сократить объемы транзита природного газа по территории Украины с сегодняшних 120 млрд. м3 до 80 млрд. м3. А если учесть, что на сегодняшний день уже полностью завершено строительство трубопровода "Голубой поток" и возможны другие "обходные маршруты", объемы газа, получаемого в качестве платы за транзит, уменьшатся еще примерно на треть.

Поэтому предложения некоторых чиновников перейти на расчеты с Россией за пользование украинской газотранспортной системой "живыми деньгами" и на покупку необходимого газа у России "по рыночным ценам" можно считать по меньшей мере неудачной шуткой. Газ вслед за нефтью дорожает, а услуги транзита имеют фиксированную себестоимость. Сегодня расходы Украины на поддержание ГТС в рабочем состоянии несопоставимы с выгодами вследствие получения газа почти "на шару" в качестве платы за транзит и "льготной" цены, которую для нас установила Россия, не имеющая альтернативы украинской ГТС. А вот когда появятся обходные газопроводы и у "Газпрома" будет возможность выбирать, тогда он сам предложит газ по "европейским ценам" и "живые деньги" за пользование крайне изношенной ГТС, естественно, не очень большие.

Европейский интерес

Не должно удивлять и то, что европейцы вдруг пошли навстречу россиянам и заинтересовались газопроводами в обход Украины. Особенно это касается немцев, которые предпочитают в последнее время договариваться с Россией напрямую и не против, чтобы поставки сырья из этой страны шли, минуя многочисленных посредников и транзитеров. Все очень просто: экономическая политика Германии и немецких монополий строится на жестком прагматизме и начисто лишена какой-либо политической сентиментальности.

Немцы заинтересованы получить газ и нефть как можно дешевле. И если раньше, когда цены на эти энергоносители были на уровне $20—30 за баррель, можно было мириться с тем, что определенную часть забирают себе транзитеры, то сегодня, когда нефть стоит почти $50 за баррель, да и газ подорожал примерно в такой же пропорции, давать до 25 млрд. кубометров газа Украине только за ее местонахождение на пути экспортной трубы в Европу — непозволительная роскошь. Другими словами, при дешевом газе плата за транзит в размере 20% объема перекачки рассматривалась как вещь неприятная, но терпимая. Сегодня же западный потребитель газа считает вариант обходного газопровода единственной рентабельной альтернативой оплате украинских транзитных услуг.

Кроме того, рассматриваемый проект газопровода по дну Балтийского моря намного проще по своему осуществлению, чем знаменитый "Голубой поток" по дну Черного моря в Турцию. Причина банальна: вдоль трассы предполагаемого балтийского газопровода глубины не превышают двухсот метров, тогда как большая часть "Голубого потока" проложена глубже, что резко удорожает строительство и эксплуатацию.

Нужно также учесть, что если "Голубой поток" строился на достаточно удаленном расстоянии от мест добычи природного газа, то разрабатываемое месторождение в Баренцевом море находится близко к отправной точке балтийского газопровода — Санкт-Петербургу. Поэтому понятна заинтересованность германских инвесторов в том, чтобы построить этот газопровод, получив беспрепятственный доступ к богатейшим и очень перспективным запасам газа, которые, используя новейшие технологии, можно разрабатывать гораздо эффективнее, чем месторождения полуострова Ямал.

P. S. Европейцы не хотят создавать льготных условий конкуренту, и это они уже показали, резко ограничивая квоты на экспорт украинской металлопродукции в Европу и оговаривая их убийственными для нашей металлургии условиями типа беспошлинного вывоза лома. Однако пока наши металлурги будут иметь доступ к дешевому природному газу, они смогут конкурировать с европейцами, а вот подорожание газа, которое неизбежно произойдет после того, как Украина перестанет получать "шаровой" транзитный газ, поставит украинскую металлургию на грань выживания.

Таким образом, строя газопроводы в обход Украины, европейцы и россияне решают одним махом две задачи: избавляются от необходимости делиться с посредником и ставят на колени экономического конкурента. Примерно такая же логика прослеживается и в вопросе транзита нефти через территорию Украины, и диктует намерения пустить транзитные трубы в обход нее.

  • i

    Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам об этом.

Также по этой теме: Энергетика
Смотри также
Рейтинг популярности материала «Европейские страны хотят платить за российские энергоносители меньше и поэтому создают Украине "нефтегазовый котел"» на Finance.UA - 2.0
В Контексте Finance.UA