Российский нефтяной прорыв. Запуск "Бургас-Александропулис" поставит крест на амбициях официального Киева поставлять иракскую нефть в Европу


Аналитическое агентство «Триада»

Запуск «Бургас-Александропулис» поставит крест на амбициях, в том числе и официального Киева, поставлять иракскую нефть в Европу.

После объявления о строительстве Россией газопровода в обход Украины через Балтийское море 15 апреля будет подписан второй договор, но уже между Москвой, Софией и Афинами о строительстве нефтепровода «Бургас-Александропулис».

Проект предусматривает строительство нефтепровода от болгарского порта Бургас до греческого Александропулис для транспортировки российской нефти, которая в Бургас будет доставляться из Новороссийска танкерами. Стоимость проекта оценивается в 700 миллионов долларов США, из которых 130 миллионов греческая сторона готова выделить уже сейчас.

Нефтепровод планируют строить силами российских компаний ТНК-ВР, ПИК-ТИСЭ, «Стройтрансгаз», «РАО «Газпром», «Лукойл», «Роснефть», «Транснефть». Греческая сторона будет представлена компаниями «Хеленик Петролиум», «Прометей газ», Лацисгрупп». Со стороны Болгарии в проекте будет участвовать компания «Универсальный терминал» (Бургас). Предполагается, что нефтепровод сможет обеспечить прокачку от 35 до 50 миллионов тонн нефти в год. Проект предусматривает также строительство морского терминала в Бургасе для разгрузки танкеров тоннажностью от 80 до 150 тысяч тонн и, возможно, 300 тысяч тонн. Такие планы свидетельствуют о том, что РФ в ближайшее время начнет строительство крупнотоннажных танкеров для черноморской акватории.

Основным преимуществом нефтепровода «Бургас-Александропулис» является то, что маршрут доставки российской нефти в Европу будет проходить в обход пролива Босфор, что позволит максимально сократить время прохода танкеров, а также избежать «пробок», в последнее время все чаще возникающих в проливе.

Нынешнее подписание меморандума заставляет обратить внимание на несколько весьма любопытных и важных аспектов. Прежде всего следует сказать о том, что проект «Бургас-Александропулис» идея не новая. Впервые идею транспортировки российской нефти по этому маршруту озвучила российская НК «Лукойл». В связи с этим показательно, скажем, участие в строительстве нефтепровода греческой «Хеленик Петролиум», значительная доля которой принадлежит «Лукойлу». Фактически за два месяца до подписания меморандума о строительстве «Бургас-Александропулис» фондовая биржа Болгарии подвела итоги публичного тендера «Лукойл Европа Холдингз Б.В.» (100% дочерняя компания российской НК) по выкупу акций миноритарных акционеров нефтеперерабатывающего завода «Лукойл Нефтохим Бургас АД». С 2000 года компания смогла увеличить свою долю с 22,05% до 93,16%.

Тендер продемонстрировал продолжение политики «Лукойла» на развитие в средиземноморском регионе. Очевидно, что эта российская компания будет играть в проекте одну из первых скрипок. В этой связи интересен еще один факт. ТЭО нефтепровода «Бургас-Александропулис» проходило экспертизу еще несколько лет назад. В конце ноября 2004 года вице-президент «Транснефти» Сергей Григорьев заявил о том, что осуществление проекта «Бургас-Александропулис» под большим вопросом из-за результатов расчетов, а позиция НК «Лукойл», по его мнению, радикально изменилась. При этом идея строительства нефтепровода однозначно расценивалась как ошибочная. На сегодняшний день сама «Транснефть» уже входит в круг российских компаний, намеревающихся участвовать в проекте. Что же произошло за это короткое время?

На наш взгляд, проблема лежит сразу в нескольких плоскостях: улучшение евроинтеграционных перспектив Болгарии, активизация НК «Лукойл» в Средиземноморье, ухудшение отношений с Украиной, задержки в начале функционирования «Баку-Тбилиси-Джейхан» и стремление получить выход на атлантический рынок нефтепродуктов.

Нефтяной рынок в Европе, и в первую очередь в Средиземноморье, куда идет российская нефть из Новороссийска, Одессы и Туапсе, традиционно характеризовался слабым ростом спроса. Более того, с запуском БТД, ориентированным на легкую нефть, чье качество выше российской Urals, в регионе усилиться конкуренция между российским и каспийским сырьем. Принимая во внимание устойчивость рынка и контроль российскими НК ряда балканских НПЗ, маловероятно, что конкуренция приведет к вытеснению российской нефти. Напротив, увеличение потребления нефти в Европе может повлечь за собой даже некоторый рост поставок российской нефти. Тем не менее часть рынка может переориентироваться на каспийскую нефть. В связи с этим российские компании планируют возможность маркетингового маневра с целью выхода на рынок США, где российская Urals пользуется спросом. В этой связи проект «Бургас-Александропулис» может дать возможность, обойдя Босфор, вывести российскую нефть в акваторию Средиземного моря для погрузки ее на танкеры с большим дедвейтом.

Помимо увеличения поставок на Балканы и укрепления стратегических позиций РФ в этом регионе, Москва получает возможность не только осуществлять поставки на восточное побережье США. Единственным конкурентом «Бургас-Александропулис» может стать БТД, ориентированный на каспийскую нефть. Однако, учитывая общий рынок сбыта, можно предположить, что в случае начала работы обоих нефтепроводов средиземноморский рынок нефтепродуктов будет заполнен.

В этой связи стоит вспомнить планы нескольких стран осуществлять поставки иракской нефти сорта Kirkuk, что не может не беспокоить российских поставщиков. Ведь по своим характеристикам она ненамного отличается от российской Urals. Запуск «Бургас-Александропулис» поставит крест на амбициях, в том числе и официального Киева, связанных с намерениями осуществлять поставки иракской нефти в Европу. Параллельно с этим возникают и вопросы относительно будущего «Одесса-Броды». Анализ свидетельствует о том, что, несмотря на потерю средиземноморского рынка, Украина пока что располагает возможностью поставлять нефть в Западную Европу в объемах около 10 миллионов тонн в год (по маршруту «Одесса-Броды»). Несмотря на это количество потенциальных поставщиков существенно сокращается, поскольку проект «Бургас-Александропулис» фактически блокирует возможность транспортировки иракской нефти через порт Джейхан, о которой недавно заявлял Секретарь СНБОУ.

Так или иначе, но сообщение о подписании меморандума о строительстве нефтепровода «Бургас-Александропулис» малоприятный для официального Киева факт, поскольку свидетельствует о постепенном ослаблении его транзитного значения в процессе доставки энергоносителей в Европу

  • i

    Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам об этом.

Также по этой теме: Энергетика
Смотри также
Рейтинг популярности материала «Российский нефтяной прорыв. Запуск "Бургас-Александропулис" поставит крест на амбициях официального Киева поставлять иракскую нефть в Европу» на Finance.UA - 2.1
В Контексте Finance.UA