Бензин дешеветь не будет


#14 2005-04-04
Виктор Сергеев

После нескольких месяцев затишья топливный рынок преподнес неприятный сюрприз автовладельцам — в последних числах марта бензин заметно подорожал. Чуть более, чем за неделю стоимость литра горючего на заправках прибавила 10–20 коп. Нефтяные компании предупредили правительство о росте цен на 25% в апреле–мае. С 24 марта по 1 апреля средняя стоимость бензина А-95 подскочила на 4,7% — в среднем до 3,1 грн./л. Бензин А-76 за эти дни подорожал в среднем на 4,1% (до 2,7 грн./л), а дизельное топливо — на 3,4% (до 2,88 грн./л). Цены на горючее повысились в большинстве регионов страны, но лидерами роста стали Киев, Крым, Закарпатская, Черновицкая и Волынская области. К примеру, средняя цена 95-го бензина в Крыму поднялась до 3,15 грн./л, а за литр 92-го в Закарпатской области просят уже 2,95 грн. Подорожание нефтепродуктов не сопровождалось дефицитом и ажиотажем. Постепенный, но неуклонный рост цен одновременно в большинстве областей свидетельствует о планомерных действиях производителей топлива.

Сами производители говорят, что повышение цен является вынужденным и связано с подорожанием нефти. «Экономическое давление на цену (бензина) сегодня достаточно сильное. Если стоимость нефти в марте была $240/т, то предполагаемая цена нефти на апрель находится уже в диапазоне $290–310/т», — говорит президент компании «ТНК-BP Украина» Александр Городецкий. Об этой же тенденции сообщает и компания «Альянс-Украина», по данным которой стоимость сырья увеличилась до $305/т. Эта цена включает и возросшую пошлину на экспорт нефти из России, которая с 1 апреля повышена с $83 до 102,6/т. Кроме того, компании называют и другие факторы — небольшое увеличение акцизных ставок на бензин и дизтопливо после принятия нового закона о госбюджете на 2005 г., а также повышение с апреля железнодорожных тарифов.

Компания «Альянс-Украина», которая управляет Херсонским нефтеперерабатывающим заводом, считает, что подорожание горючего еще не закончилось. «Если говорить в абсолютных величинах, можно предположить, что бензин А-95 будет находиться в параметрах 3,20–3,40 грн. за литр на АЗС», — прогнозирует президент компании Петр Мирошников. Примерно такое же мнение и у представителя «Галнафтогаза», владеющего крупной сетью заправок под торговой маркой «Окко», — в апреле топливо подорожает на 30 коп./л. Но есть и более неприятные прогнозы. Чиновник из Минтопэнерго рассказал «ДС», что на состоявшемся в конце марта совещании нефтяные компании предупредили правительство о более ощутимом росте цен — на 25%. По его словам, в числе причин подорожания они назвали введение с марта нового порядка взимания НДС, который ликвидировал схемы по уходу от уплаты этого налога.

По мнению экспертов, подорожание может быть даже более серьезным, если в апреле возникнет дефицит нефтепродуктов, который вызовет ажиотажный спрос. Возможность возникновения дефицита связана, прежде всего, с запланированной остановкой на ремонт Лисичанского НПЗ. Завод, которым управляет компания «ТНК-BP Украина», будет проходить плановый ремонт в течение месяца (с 9 апреля по 13 мая), как раз в то время, когда спрос на горючее обычно растет. Запомнившийся владельцам автомобилей ценовой взрыв в мае прошлого года, в ходе которого стоимость топлива подскочила на 20–45%, произошел также во время ежегодного планового ремонта этого завода — одного из двух крупнейших в стране производителей нефтепродуктов. «ТНК-BP Украина» сообщила, что создала запас горючего, достаточный для снабжения своих заправок и клиентов в период ремонта, — 320 тыс. т (перед прошлогодним ремонтом он был меньше — 180 тыс. т), но признала, что остановка НПЗ все же может повлиять на рынок. «На нефтебазах НПЗ и наших джобберов запасено 320 тысяч тонн нефтепродуктов, что позволит выполнить все заключенные контракты. Но на рынок влияет психологический фактор: на волне слухов может возникнуть ажиотаж», — считает Александр Городецкий.

Впрочем, статистика свидетельствует, что пока рынок далек от дефицита. По данным Минтопэнерго, в марте среднесуточная переработка нефти возросла на 17% по сравнению с февралем. Низкий спрос на внутреннем рынке позволил компаниям даже увеличить экспорт нефтепродуктов. В частности, по данным таможни, за первые 10 дней марта было вывезено за рубеж 89,9 тыс. т дизтоплива — более 50% от объема его производства за этот период и ненамного меньше показателя экспорта за весь февраль. Но, несмотря на это, запасы нефтепродуктов НПЗ все еще остаются большими. По информации Минтопэнерго, 29 марта в заводских резервуарах хранилось 136 тыс. т бензина и 68 тыс. т дизтоплива — в два-три раза больше, чем в период активной торговли летом прошлого года.

Правительство болезненно отреагировало на новые ценовые тенденции топливного рынка. Недовольство ситуацией высказал министр топлива и энергетики Иван Плачков. «Мы будем регулировать цены», — грозно бросил он. Министр аграрной политики Александр Барановский сообщил, что нефтяные компании прекратили поставки дизтоплива сельскохозяйственным предприятиям по льготной цене (2400 грн./т) и обвинил их в сговоре. Производители топлива обвинение в сговоре опровергли, хотя «ТНК-BP Украина» подтвердила, что действительно прекратила отгрузки аграриям. Компания также заявила, что подписанное в феврале соглашение о поставках льготных нефтепродуктов аграриям предусматривает возможность пересмотра льготной цены в случае подорожания нефти, и потребовала увеличить ее до 2800 грн./т. Власти пока не приняли никаких решений по регулированию рынка нефтепродуктов, но министр экономики Сергей Терехин сказал, что правительство намерено рассмотреть ситуацию.

  • i

    Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам об этом.

Смотри также
Рейтинг популярности материала «Бензин дешеветь не будет» на Finance.UA - 2.0
В Контексте Finance.UA