Автомобильный рынок в эпоху перемен


Андрей СИДОРЕНКО

Повышение пошлин на импорт автомобилей и отмена льгот для отечественного производителя снова оживила интерес к автомобильному сектору. Рынок этот чрезвычайно интересен и малопонятен рядовому потребителю. Часть вины за это взвалили на свои плечи автомобильные издания, не желающие объективно освещать бизнес своих рекламодателей. Ведь несмотря на то что доходы автомобилестроителей никогда нельзя было сравнить с прибылями наркобаронов или торговцев нелицензионным программным обеспечением, назвать их несущественными было бы неправильным.

Особенности ценообразования

С появлением на украинском рынке первого импортированного автомобиля началась неразбериха в ценообразовании. Но если в первые перестроечные годы "отфонарное" ценообразование можно было объяснить жаждой легкой наживы автомобильных импортеров (кому надо — и так купит!), то в последние годы развитой конкуренции на рынке новых автомобилей это нельзя объяснить ничем, кроме картельного сговора автомобильных импортеров и дилеров.

Посудите сами: почему автомобиль Шкода, собранный в Украине в условиях свободной экономической зоны "Закарпатье" из завезенных на льготных условиях машинокомплектов украинскими рабочими, получающими украинскую зарплату, стоит… почти столько же, сколько автомобиль чешской сборки, продающийся в Германии с уплатой всех налогов и выплатой участникам процесса немецких же зарплат?!

То есть, разница в стоимости, конечно есть, и составляет примерно 5%. Но это еще не все. Дело в том, что автомобили с одинаковым названием и комплектацией, продающиеся в Германии и Украине, отличаются примерно так же, как виноград от побритого электробритвой крыжовника: и подушек безопасности поменьше, и вместо проигрывателя CD в лучшем случае — кассетная магнитола, в худшем — зияющее отверстие в приборной панели…

На пресс-конференции по поводу открытия очередного автосалона пару лет назад один из дилеров концерна VAG (VW-Audi) сообщил, что стоимость такого салона составляет 3,5 миллиона евро. А окупается этот салон за 5 лет, при условии продажи не менее 100 автомобилей в год. И это не считая затрат на содержание (зарплат, коммунальных платежей, платы за землю и т. п.). 7000 евро с одного проданного автомобиля — весьма неплохо! При этом годовой оборот отрасли автоимпорта приближается к 4 миллиардам долларов.

Не отставал от импортеров и отечественный производитель: один из претендентов на звание народного автомобиля — Л-1300, вскоре получивший благозвучное название Sens, за три года своего существования на конвейере умудрился подорожать с $5500 до $8500. "Славута", стоившая $2500, плавно выросла в цене за тот же период до $4200.

Подобный рост цен на автомобили (впрочем, как и очереди за автомобилями) наблюдался в последний раз в 80-е годы прошлого века, на закате существования СССР. Чего ожидать на этот раз?

Субъекты рынка

На украинском рынке автомобильной продукции представлен широкий спектр марок машин со всего мира. Ведущие позиции здесь, в частности, занимают "АВТ Бавария" (БМВ), "Виннер" (торгуют Фордами, Ягуарами, Лендроверами и Порше), "Авто Интернешнл" (Сузуки, Мазда), "Нико" (Мицубиши), "Еврокар" (Шкода), "Днипро-мотор-инвест" (Хонда), "УкрАвто" (Мерседес, Рено, Ниссан, Дачия и т. д.). Палитра производителей легковых автомобилей в Украине гораздо более скудная — ЗАЗ, ЛуАЗ и "Еврокар".

Для того чтобы понять, кто на сегодня является крупнейшим продавцом автомобилей, достаточно просто посмотреть в окно троллейбуса: большая часть новых авто, бороздящих дороги любого украинского города, — это "Таврии", "Славуты", Daewoo и Chevrolet. Все эти марки — различные ипостаси одного и того же производителя по имени "АвтоЗАЗ". А именно — его главного акционера, корпорации "УкрАвто", которая, по различным оценкам, держит от 44% до 52% рынка продаж новых автомобилей.

Достаточно интересной, на мой взгляд, является история покупки корпорацией контрольного пакета акций ЗАО "ЗАЗ". Когда в 1997 году Верховная Рада принимала Закон "Про стимулювання виробництва автомобілів в Україні", 50-процентный пакет акций СП "ЗАЗ-ДЭУ" оценивался в $150 млн. Затем с 1999 года госпакет акций ОАО "АвтоЗАЗ" был передан в управление "УкрАвто". И уже через год, в августе 2000-го, был объявлен первый конкурс по продаже этого самого государственного пакета акций. Конкурс, равно как и проводимый через год — в августе 2001 г., не состоялся по причине отсутствия желающих принять участие в торгах.

И только в декабре 2001 года победителем было признано АО "Украинская автомобильная корпорация". Не понятно, правда, как можно назвать победителем того, кто ни с кем не соревновался — "УкрАвто" было единственным покупателем. Но это к вопросу об особенностях украинской приватизации.

К слову, по странному стечению обстоятельств, вскоре после продажи акций "АвтоЗАЗ" правительство в очередной раз повышает ввозные пошлины на иномарки и ограничивает возраст ввозимых в страну автомобилей, что отрицательно сказалось как на коллекционерах антикварных авто, так и на рядовых автомобилистах.

Издержки компромисса

Идея повышения таможенных налогов на импортируемые авто реализуется в Украине не впервые. Скажем, прошлогодний рост пошлин с 5% до 15% уже стоил импортерам 10% рынка и уже тогда они говорили, что еще одного удорожания просто не выдержат. Но 21 марта, по словам генерального директора Всеукраинской ассоциации автомобильных импортеров и дилеров Олега Назаренко (который является и заместителем председателя недавно созданного Совета импортеров при Кабмине), предложения о повышении пошлин до 34,5% появились в законопроекте изменений в Госбюджет. Хотя еще три дня назад их там не было.

Перед угрозой обвала бизнеса автоимпортеры впервые смогли консолидироваться. Юлия Тимошенко согласилась выслушать их претензии. И 22 марта вечером состоялось заседание Совета импортеров, на котором обсуждался вопрос о завышенных пошлинах на ввоз автомобилей. В результате Тимошенко пошла на уступки, а автомобильные импортеры в благодарность за это заняли проправительственную позицию. 25 марта 2005 года Верховная Рада утвердила компромиссное решение: пошлина на все легковые автомобили составит 20% от стоимости, вне зависимости от рабочего объема двигателя, также снижен акциз. Случилось и то, чего еще месяц назад никто не мог ожидать: НДС и акцизный сбор по новому закону платят все операторы на рынке. Производители оплачивают импортные машинокомплекты по ставке 5% (за исключением машинокомплектов российского производства).

По мнению импортеров, цены на импортные автомобили практически не изменятся в сторону увеличения, а по отдельным позициям даже снизятся. Так, на автомобили с небольшими моторами рост цен может составить 1,4—2%, что практически не скажется на покупательской способности. На автомобили с объемом двигателя до 2 л рост цен может достичь 0,8%. А для автомобилей с двигателями более 2 л, наоборот, возможно снижение на 3—4%.

Этим же законом "АвтоЗАЗ" лишается множества льгот и ставится практически в равные условия с остальными участниками рынка. С одной стороны, это хорошо: изменения в законе рикошетом ударяют по лоббистам. С другой — пострадают и потребители недорогих автомобилей. С 31 марта цены на самые популярные модели украинских автомобилей выросли на 20—35%. Причем больше всего подорожали самые дешевые машины, не имевшие конкурентов в своей ценовой категории. Например, популярная "Славута" подорожала в один день с $3200 до $4000. Т. е. правительство поступило, как прапорщик из старого анекдота: "разобралось, кто виноват, и наказало кого попало".

Не столь значительно, но все же подорожали автомобили ВАЗ: цены на самый доступный — ВАЗ-2107 — теперь начинаются с $5000, что обусловлено отменой льгот для автосборочных предприятий. По той же причине увеличилась стоимость запорожских ВАЗ-21093 и ВАЗ-21099, которые теперь стоят $6400 и $6800 соответственно (таким образом, автомобили украинской сборки теперь превышают по цене импортированные из России!).

Россиянам повезло

Новые законодательные условия изменили расстановку сил на автомобильном рынке. В выигрыше оказались автомобили российского производства, в первую очередь — "десятого" семейства. Например, ВАЗ-21101 с 8-клапанным 1,6-литровым мотором теперь предлагают в автосалонах за $8180, тогда как Sens с двигателем 1,3 литра отныне стоит $8290. 16-клапанные "десятки" ВАЗ-21104 с хорошей комплектацией предложат за $8460, тогда как на популярный Daewoo Lanos теперь придется скопить как минимум $9500, причем за эту сумму он будет оснащен только автомагнитолой. Версия с кондиционером, гидроусилителем, электростеклоподъемниками и центральным замком обойдется в $10547. Даже наиболее популярная "Славута" ЗАЗ-1103 теперь будет реально конкурировать с ВАЗ-2107, имеющим трехлетнюю гарантию. Едва ли нужно быть семи пядей во лбу, чтобы догадаться, в какую сторону изменятся теперь предпочтения потребителей: если в феврале автомобили ВАЗ составляли примерно 30% от количества проданных, то уже в апреле эта цифра составит, по некоторым прогнозам, не менее 40%.

Ситуация на вторичном рынке тоже изменилась весьма существенно. Теперь 20-летняя (!) иномарка среднего и нижнего среднего класса в приличном техническом состоянии (переварена, подкрашена, вышедшие из строя узлы и агрегаты заменены на б/у) тянет как минимум на $3000. В той же Германии подобные автомобили просто отдают "в хорошие руки", чтобы не тратиться на их утилизацию, а 10—12-летний Fiat (заметьте, тоже некогда импортированный, с уплатой всех тамошних налогов и пошлин), например, стоит не более $1500.

Стоит отметить также узкосоциальную направленность нововведений на украинском автомобильном рынке: в то время как самые доступные по цене автомобили подорожали почти на 25%, автомобили VW Touareg и Toyota Land Cruiser, столь любимые украинскими парламентариями и бизнесменами, имеют все основания подешеветь на 8% и 10% соответственно из-за унификации таможенных платежей.

P. S. Дефицит бюджета толкает любое правительство на непопулярные шаги. Но мне как человеку, разбирающемуся в сути вопроса, непонятно одно — неужели нельзя было изменить правила игры не в один день, поставив всех участников рынка перед фактом, а заблаговременно? 3—6-месячная программа перехода предприятий на новую систему налогообложения была бы весьма своевременной приправой к фискальным новшествам.

  • i

    Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам об этом.

Смотри также
Рейтинг популярности материала «Автомобильный рынок в эпоху перемен» на Finance.UA - 2.0
Топ новости
Обсуждают

Читают

В Контексте Finance.UA