Какие налоговые изменения внес Бюджет-2005


"Урядовий кур’єр" от 31.03.2005 г. N 58-59

Закон Украины “О внесении изменений в Закон Украины “О государственном бюджете Украины на 2005 год” (N 2505-IV от 25.03.2005 г.)

Дата вступления в силу: со дня официальной публикации, за исключением некоторых пунктов.

Принятие в конце прошлого года Бюджета на 2005 год стало возможным только при условии внесения на рассмотрение ВР законопроекта о внесении изменений в Закон Украины “О государственном бюджете Украины на 2005 год” с учетом результатов экономического развития Украины в 2004 году и в январе 2005 года. Законопроект, который помимо изложения в новой редакции главного бюджетного документа года предусматривает внесение изменений в огромное количество нормативно-правовых актов, не только был подан на рассмотрение, а уже принят и подписан Президентом Украины.

Учитывая то, что в общей сложности Законом N 2505-IV изменяются и отменяются в общей сложности около сотни различных законов, мы прокомментируем наиболее важные изменения, коснувшиеся различных сфер.

БЮДЖЕТНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ

Как уже было сказано выше, Закон Украины “О государственном бюджете Украины на 2005 год” (N 2285-IV от 23.12.2004 г.) полностью изложен в новой редакции. Хотелось бы обратить ваше внимание на основные изменения, произошедшие в нем по сравнению с первой редакцией.

Новая редакция Бюджета – 2005 года стала, так сказать, более бюджетной и социальной. В Закон не входит такое большое количество налоговых норм, которые, почему-то, всегда включались законодателями в бюджетные законы прошлых лет, они наши свое отображение в соответствующих налоговых и прочих законах.

Так, например, повышение стоимости торговых патентов предусматривалось Бюджетом – 2005. Новая редакция главного бюджетного документа года больше не содержит этой нормы. Вместо этого комментируемый документ напрямую вносит изменения относительно повышения данных ставок в Закон Украины “О патентовании некоторых видов предпринимательской деятельности” N 98/96-ВР от 23.03.96 г. Также нормы, определяющие новую базу обложения НДС, нашли свое отображение в Законе Украины “О налоге на добавленную стоимость” N 168/97-ВР от 03.04.97 г. (и соответственно не вошли в новую редакцию Бюджета-2005).

Статья 1 Бюджета.

Доходы Госбюджета на 2005 г. увеличены до 106.135.385.4 тыс. грн с 86.516.916,9 тыс. грн. (возросли на 19.618.468,5).

Расходы Госбюджета на 2005 г. – увеличены до 114.080.879,8 тыс. грн с 95.503.259,2 тыс. грн. (возросли на 18.577.620,6).

Дефицит Госбюджета на 2005 г. – уменьшен до 7.053.336 тыс. грн. с 8.569.831,9 тыс. грн. (уменьшен на 1.516.495,9).

Статья 3 Бюджета.

Определено, что субъекты хозяйствования, осуществляющие добычу углеводного сырья, а именно, природного газа (в том числе нефтяного (попутного) газа) и газового конденсата и нефти (в том числе из месторождений со сложно добываемыми и истощенными запасами, включая сверхбазовый) на основании специальных разрешений (лицензий) на право пользования недрами должны вносить в Госбюджет рентную плату за природный газ (в том числе и нефтяной (попутный) газ):

- в размере 30,6 грн. за 1.000 куб. метров добытого природного газа (в том числе за базовые и сверхбазовые объемы, добытые из месторождений со сложно добываемыми и истощенными запасами, а также за нефтяной (попутный) газ), добытого из морских месторождений и залежей, полностью залегающих на глубине сверх 5.000 метров;

- в размере 10 грн. за 1.000 куб. метров добытого природного газа (в том числе и нефтяного (попутного) газа) из залежей, полностью залегающих на глубине сверх 5.000 метров;

- в размере 7,8 грн. за 1.000 куб. метров добытого природного газа (в том числе и нефтяного (попутного) газа) из морских месторождений.

Статья 5 Бюджета. Рентная плата за нефть осталась на уровне первой редакции бюджета, т.е. 300 грн. за 1 тонну, а вот стоимость газового конденсата повысилась до 300 грн. за 1 тонну с 104,04 грн.

Повысились размеры рентной платы за транзитную транспортировку аммиака до 1,0 доллара США за 1 тонну на каждые 100 км расстояния (первая редакция Бюджета-2005 предусматривала плату в размере 0,39 долларов США за 1 тонну).

Статья 46 Бюджета. Установлен размер сбора в виде целевой надбавки к действующему тарифу на природный газ для потребителей всех форм собственности в размере 2%. Отметим, что данный вид сбора совершенно новый (соответствующие изменения вносятся рассматриваемым документом и в Закон Украины “О системе налогообложения” N 77/97-ВР от 18.02.97 г.). Поступления сбора направляются на предоставление субвенции местным бюджетам на строительство газопроводов - отводов и газификацию населенных пунктов, в первую очередь сельских.

СОЦИАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ

Основной целью принятия Закона N 2505-IV было повышение социального уровня украинских граждан.

Статья 83 Бюджета. На протяжении 2005 года будет повышаться размер МИНИМАЛЬНОЙ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ. Если с 1 января 2005 г. ее размер составлял 262 грн, то уже с 1 апреля 2005 г. он повысился до 290 грн., с 1 июля 2005 года возрастет до 310 грн., а с 1 сентября 2005 года - до 332 грн.

Статья 63 Бюджета. В новой редакции Бюджета-2005 законодатели подкорректировали размеры ПРОЖИТОЧНОГО МИНИМУМА под установленные Законом Украины “О прожиточном минимуме на 2005 год” N 2089-IV от 19.10.2004 г. Следует отметить, что изменениями в Закон Украины “О прожиточном минимуме” N 966-XIV от 14.07.99 г. определено, что впредь размеры прожиточного минимума будут ежегодно утверждаться Верховной Радой в законе о Государственном бюджете на соответствующий год.

Одним из предвыборных обещаний нашего Президента было значительное увеличение единоразовой помощи ПРИ РОЖДЕНИИ РЕБЕНКА. Отрадно, что он выполнил его – родители (причем, теперь не важно, являются ли они плательщиками взносов на общеобязательное социальное страхование) детей, появившихся на свет с 1 апреля 2005 года, будут получать сумму, кратную 22,6 размера прожиточного минимума для детей в возрасте до 6 лет (на данный момент такой минимум составляет 376 грн.). К сожалению, на деток, родившихся до 1 апреля, помощь останется прежней – 1 550 гривень. Однако новый размер помощи будет не совсем "единоразовым": из положенных 8 497 гривень 60 копеек (376 грн. х 22,6) 3 384 гривни (376 грн. х 9) будут выдаваться сразу после рождения, а остальная сумма – в течение последующих 12 месяцев (как именно - должен установить Кабмин).

Необходимо отметить, что размер ежемесячной помощи ПО УХОДУ ЗА РЕБЕНКОМ до достижения им 3-х лет остался прежним – 104 гривни 19 копеек для застрахованных и 90 гривен для не застрахованных в системе общеобязательного соцтраха матерей (отцов). Причем, с 1 января 2006 года он не сможет быть меньше 50% прожиточного минимума для ребенка до 6 лет, а в дальнейшем будет стремиться к этому минимуму.

Что касается помощи на детей ОДИНОКИМ МАТЕРЯМ, то теперь право на нее будет иметь также мать (отец) детей в случае смерти одного из родителей, брак между которыми был расторгнут до дня смерти, если второй из родителей не получает на них пенсию по утрате кормильца или государственную соцпомощь.

Размер помощи теперь будет равняться разнице между 50% прожиточного минимума для ребенка соответствующего возраста и среднемесячным совокупным доходом семьи в расчете на одно лицо за предыдущие 6 месяцев, но при этом он не может быть меньше размера, установленного ранее, – 10% прожиточного минимума для ребенка соответствующего возраста.

Статья 59 Бюджета. Кроме того, новым Бюджетом-2005 установлено, что размер помощи на детей одиноким матерям, а также помощи на детей, находящихся под опекой или попечительством, в 2005 году рассчитывается исходя из такого значения прожиточного минимума:

с 1 апреля 2005 года: - для детей в возрасте до 6 лет – 362 гривни,

- для детей в возрасте от 6 до 18 лет – 460 гривень;

с 1 октября 2005 года: - для детей в возрасте до 6 лет – 376 гривень,

- для детей в возрасте от 6 до 18 лет – 468 гривень.

Как видим, с апреля по октябрь конкретно для этих целей будут применяться размеры, которые ниже общеустановленных.

Уровень обеспечения прожиточного минимума (гарантированный минимум) для назначения помощи в соответствии с Законом Украины “О государственной помощи семьям с детьми” (в редакции Закона N 2334-III от 22.03.2001 г.) остался в размере, установленном первой редакцией Бюджета-2005 - 90 грн. на 1 человека.

Уровень обеспечения прожиточного минимума (гарантированный минимум) для назначения помощи в соответствии с Законом Украины “О государственной социальной помощи малообеспеченным семьям” (N 1768-III от 01.06.2000 г.) и Законом Украины “О государственной социальной помощи лицам, не имеющим права на пенсию, и инвалидам” (N 1727-IV от 18.05.2004 г.) повысился c 1 апреля 2005 года:

- для трудоспособных лиц до 100 грн. (с 1 января 2005 года – 80 грн.);

- для нетрудоспособных лиц – 140 грн. (с 1 января 2005 года – 120 грн.);

- для инвалидов – 150 грн. (с 1 января 2005 года – 130 грн.);

Расчетный размер для определения размеров государственной соцпомощи в соответствии с Законом Украины “О государственной социальной помощи инвалидам с детства и детям-инвалидам” (N 2109-III от 16.11.2000 г.), который с 1 января 2005 года составлял 150 грн. на 1 человека, будет несколько раз повышаться на протяжении 2005 года для отдельных категорий:

- с 1 апреля 2005 года при определении помощи для инвалидов с детства и детей-инвалидов – 313 грн., надбавки по уходу за инвалидом I группы – 406 грн.,надбавки по уходу за ребенком-инвалидом в возрасте до 6 лет – 362 грн., надбавки по уходу за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет – 460 грн.;

- с 1 июля 2005 года при определении помощи для инвалидов с детства и детей-инвалидов – 319 грн.;

- с 1 октября 2005 года при определении помощи для инвалидов с детства и детей-инвалидов – 332 грн., надбавки по уходу за инвалидом I группы – 423 грн., надбавки по уходу за ребенком –инвалидом в возрасте до 6 лет – 376 грн., надбавки по уходу за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет – 468 грн.

С 1 апреля 2005 года Пенсионный фонд Украины за счет средств госбюджета будет выплачивать инвалидам с детства и детям-инвалидам разницу между размером государственной социальной помощи инвалидам с детства и детям-инвалидам, установленным вышеприведенными нормами, и пенсией (социальной пенсией).

НАЛОГОВЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ
НДС

Сказать “внесли изменения” - ничего не сказать. Фактически, Закон “Об НДС” (N 168/97-ВР от 03.04.97 г.) изложен в новой редакции. А теперь обо всем понемногу.

Для начала отметим, что изменяемый документ пополнился новыми терминами, в частности: кассовый метод, магазин беспошлинной торговли, туризм, туристический ваучер (путевка), туристический оператор, туристический агент, туристические услуги, туристический продукт, сопутствующие услуги, налоговый вексель. Законом определены место поставки товаров и место поставки услуг.

Под термином “лицо” для целей Закона “Об НДС” следует также понимать представительство нерезидента, не имеющее статуса юридического лица.

Пересмотрен перечень лиц, относящихся к плательщикам НДС. С 31 марта плательщиком налога является любое лицо, которое:

1) осуществляет или планирует осуществлять хоздеятельность и регистрируется по своему добровольному решению плательщиком НДС (за исключением физлиц, находящихся на фиксированном или едином налогах или осуществляющих торговлю на условиях уплаты рыночного сбора);

2) подлежит обязательной регистрации плательщиком НДС. Здесь следует отметить случаи, когда лицо подлежит обязательной регистрации:

- когда общая сумма от осуществления операций по поставке товаров (работ, услуг), в том числе с использованием локальной или глобальной компьютерной сети, подлежащих налогообложению, начисленная (уплаченная, предоставленная) такому лицу или в счет обязательств третьим лицам на протяжении последних 12 календарных месяцев, превышает 300 000 грн. (без НДС) независимо от используемого режима налогообложения;

- лицо уполномочено вносить консолидированный налог с объектов налогообложения, возникающих вследствие поставки услуг предприятиями ж/д транспорта по их основной деятельности и предприятиями связи, находящимися в подчинении налогоплательщика;

- лицо поставляет товары (услуги) на таможенной территории Украины с использованием глобальной или локальных компьютерных сетей, при этом лицо-нерезидент может осуществлять такую деятельность только через свое постоянное представительство, зарегистрированное на территории Украины;

- лицо осуществляет операции по реализации конфискованного имущества независимо от того, достигла оно общей суммы операций по поставке товаров (работ, услуг) в 300 000 грн. или нет, а также независимо от используемого режима налогообложения;

3) импортирует товары (сопутствующие товары) на таможенную территорию Украины для их использования или потребления на таможенной территории Украины в объемах, подлежащих обложению НДС независимо от используемого режима налогообложения (за исключением физлиц, не зарегистрированных плательщиками НДС, ввозящих (пересылающих) товары (предметы) в сопроводительном багаже или получающих их в виде почтового отправления в пределах неторгового оборота в объемах, не подлежащих налогообложению в соответствии с таможенным законодательством (кроме ввоза транспортных средств или запчастей к ним) и нерезидентов, пересылающих почтовые отправления в соответствии с правилами Международного почтового союза на таможенную территорию Украины, и получателей таких почтовых отправлений).

Законом пересмотрены объекты налогообложения, операции, не облагающиеся и освобождаемые от обложения НДС, а также облагаемые по нулевой ставке, база налогообложения.

В прошлом году многих волновал вопрос заполнения налоговой накладной, а в частности, указания в ней названия “Продавца” и “Покупателя” – полностью или сокращенно [при проведении проверок органы налоговой даже не засчитывали налоговый кредит при сокращении наименования предприятия продавца или покупателя, например до ООО “Барвинок”]. Комментируемый Закон урегулировал этот вопрос, установив, что в налоговой накладной может указываться либо полное, либо сокращенное название, указанное в уставных документах.

Определено, что выдача налоговой накладной осуществляется по желанию получателя товаров и является основанием для начисления налогового кредита. Как исключение из этого правила, основанием для начисления налогового кредита при поставке товаров (услуг) за наличные средства или с расчетными карточками платежных систем, банковскими или персональными чеками (в пределах 10 000 грн. в день) является надлежащим образом оформленный товарный чек, другой платежный или расчетный документ, подтверждающий принятие платежа, с указанием общей суммы платежа, суммы налога и налогового номера поставщика [самое главное – это правильно оформить расчетный документ, налоговая может придраться и к запятой].

Основанием для начисления налогового кредита (без получения налоговой накладной) также является:

- транспортный билет, гостиничный счет или счет, выставленный налогоплательщику за услуги связи, другие услуги, стоимость которых определяется по показателям соответствующих инструментов учета, содержащих общую сумму платежа, сумму налога и налоговый номер продавца;

- кассовые чеки, содержащие сумму поставленных товаров (услуг), общую сумму начисленного налога. При этом общая сумма поставленных товаров (услуг) не может превышать 200 грн. в день (без учета НДС).

При импортировании товара документом, подтверждающим право на получение налогового кредита, может быть либо таможенная декларация, подтверждающая уплату НДС, либо погашенный налоговый вексель.

Лицу, имеющему на протяжении последних 12 месяцев налогооблагаемые поставки, стоимость которых не превышает 300 000 грн. (без НДС), разрешено использовать кассовый метод налогового учета (датой возникновения налоговых обязательств является дата зачисления средств на банковский счет (в кассу) налогоплательщика или дата получения других видов компенсаций стоимости оставленных (или подлежащих поставке) им товаров (услуг), а датой возникновения права на налоговый кредит является дата списания средств с банковского счета (выдача из кассы) налогоплательщика или дата предоставления других видов компенсаций стоимости поставленных (или подлежащих поставке) ему товаров (услуг)). Решение о выборе кассового метода подается налоговому органу вместе с заявлением о налоговой регистрации или налоговой декларацией за отчетный период, на протяжении которого был сделан выбор.

Налоговым периодом может быть как один календарный месяц, так и календарный квартал. Отчитываться и уплачивать налог поквартально имеют право налогоплательщики, у которых объем налогооблагаемых операций не превышает сумму в 300 000 грн. (без НДС) (ранее – 122 400 грн.). Естественно, они должны подать заявление о выборе налогового периода.

Из Закона исключена статья, предусматривающая особенности налогообложения операций по ввозу (пересылке) товаров (работ, услуг) за пределы таможенной территории Украины.

Следует также отметить, что изменениями в Закон “Об НДС” пересматриваются условия отнесения к налоговому кредиту, порядок определения суммы налога, подлежащего уплате в бюджет или возмещению из бюджета (частично вступает в силу 01.06.2005 г.), и сроки расчетов с бюджетом, условия регистрации плательщиком налога, лица, ответственные за начисление, удержание и уплату (перечисление) налога в бюджет.

Также изменениями в Закон предусматривается внедрение на 5 лет моратория на предоставление новых и расширение действующих льгот по НДС.

Налогообложение прибыли предприятий

Изменения, внесенные в Закон Украины “О налогообложении прибыли предприятий” (в редакции Закона N 283/97-ВР от 22.05.97 г.), в большинстве своем направлены на отмену льгот.

Отнести в состав валовых расходов затраты по страхованию (за исключением затрат по медицинскому, пенсионному страхованию и по обязательным видам страхования) можно только в размере, не превышающем 5% валовых расходов за отчетный налоговый период, наростающим итогом с начала года, а для с/х предприятий – за отчетный налоговый год.

Перерасчет прироста (убыли) запасов, используемых с целью производста электроэнергии (согласно определенному Кабмином перечню), будет осуществляться только по итогам отчетного (налогового) года, а остаток запасов подлежит корректировке в общем порядке.

При определении налогооблагаемого дохода для предприятий страховой деятельности следует иметь в виду, что полученную сумму страховых взносов, страховых премий можно уменьшить только на сумму уплаченных страховых платежей (ранее можно было уменьшать также и на сумму начисленных страховых платежей).

Налогообложение части прибыли, полученной участниками совместной деятельности, будет осуществляться не только при ее выплате, но и при начислении.

Отменены льготы в виде:

1) освобождения от налогообложения:

- прибыли распространителей книжной продукции;

- прибыли издательств, издательских организаций, предприятий полиграфии от деятельности по изготовлению продукции, отличной от книжной;

- доходов неприбыльных организаций, полученных в виде средств или имущества на покрытие других расходов, связанных с решением спора третейским судом;

2) невключения в состав валовых доходов сумм, полученных от продажи книжной продукции заказчику или непосредственно потребителю;

3) включения в состав валовых расходов сумм, направленных на реинвестирование или инвестирование развития производства боеприпасов, их элементов и изделий спецхимии.

В итоге имеем, что до 1 января 2009 года издательства, издательские организации, предприятия полиграфии имеют льготу в виде освобождения от обложения налогом на прибыль прибыли, полученной от деятельности по изготовлению на территории Украины книжной продукции, кроме продукции эротического характера.

Размеры страхового резерва, создаваемого за счет увеличения валовых расходов финансового учреждения, не могут превышать:

- для коммерческих банков – 10% от суммы долговых требований (ранее - 20%);

- для небанковских финансовых учреждений – размера, устанавливаемого законами о соответствующих небанковских финансовых учреждениях, но не более 15% от суммы долговых требований (ранее – не более 30%).

Рассматриваемый документ обязал налогоплательщиков, ведущих деятельность, подлежащую патентованию в соответствии с Законом Украины “О патентовании некоторых видов предпринимательской деятельности” N 98/96-ВР от 23.03.96 г., отдельно определять налог на прибыль от каждого отдельного вида такой деятельности и отдельно определять налог на прибыль от другой деятельности.

Акцизный сбор

Предложен вариант комбинированного расчета акцизного сбора, то есть по ставкам в процентах к обороту с цены реализации, но не меньше установленной твердой суммы с единицы реализованного товара (продукции). До внесения изменений Декретом Кабмина “Об акцизном сборе” (N 18-92 от 26.12.92 г.) предусматривался расчет акцизного сбора по ставкам в процентах к обороту с продажи, в твердых суммах с единицы реализованного товара (продукции) и одновременно по ставкам в процентах к обороту с продажи и в твердых суммах с единицы реализованного товара (продукции).

В Закон Украины “Об акцизном сборе на алкогольные напитки и табачные изделия” (329/95-ВР от 15.09.95 г.) внесены изменения, согласно которым от налогообложения акцизным сбором освобождается стоимость и объемы алкогольных напитков и табачных изделий, предназначенных для реализации магазинами беспошлинной торговли, при отгрузке их непосредственно украинскими производителями этой продукции. Основанием для освобождения от уплаты акцизного сбора продукции, предназначенной для реализации этими магазинами, будет являться соответственно оформленная грузовая таможенная декларация (оформляется при отгрузке этой продукции от такого производителя).

Алкогольные напитки и табачные изделия, поставляемые для реализации магазинами беспошлинной торговли непосредственно украинскими производителями этой продукции (далее – производители) по прямым договорам, заключенным между производителями и собственниками вышеупомянутых магазинов, не подлежат маркированию марками акцизного сбора. Таможенное оформление такой продукции осуществляется в момент ее отгрузки.

Следует отметить, что марки акцизного сбора будут продаваться только на основании справки об уплате акцизного сбора (ранее одним из вариантов основания для покупки марок было предоставление справки о взятии на учет налоговых векселей, авалированных банком, в которых указывалась сумма акцизного сбора).

Ставки на АЛКОГОЛЬ

В Законе Украины “О ставках акцизного сбора и ввозной пошлины на спирт этиловый и алкогольные напитки” (в редакции Закона N 1582-III от 23.03.2000 г.) повысились ставки акцизного сбора на следующие виды алкогольной продукции:

- на вермуты и другие вина виноградные натуральные с добавлением растительных и ароматизированных экстрактов до 2,60 грн. за 1 л (ранее - 1,2 грн.);

- на спирт этиловый неденатурированный с концентрацией алкоголя не менее и менее 80% объема, спирт этиловый и другие спирты денатурированные любой концентрации, а также на спиртовые настойки, ликеры и другие спиртовые напитки до 17 грн. за 1 л 100% спирта (ранее - 16 грн.);

- на спиртные напитки, полученные перегонкой виноградного вина или выжимок винограда, до 17 грн. за 1 л 100% спирта (ранее - 16 грн.);

- на коньяк и бренди до 6 грн. за 1 л 100% спирта (ранее - 3 грн.).

Отменены льготные ставки акцизного сбора (в размере 2,0 грн. за 1 литр 100% спирта):

- на спирт этиловый для заведений и учреждений охраны здоровья, для производителей взрывных веществ, духов, нитроцеллюлозы, уксуса спиртового, лекарственных средств (кроме лекарственных бальзамов), марочных виноградных вин;

- на спирт этиловый денатурированный (технический) для предприятий, перечень которых утвержден Кабмином.

Ставки на ТАБАК

С 1 мая 2005 года возрастут ставки акцизного сбора в процентах к обороту с реализации товара (продукции) на табачные изделия до 8%.

Кроме того, при определении налогового обязательства по уплате акцизного сбора на табачные изделия за каждые 1000 штук реализованного товара (продукции), рассчитываемого одновременно по ставкам акцизного сбора в твердых суммах и в процентах к обороту с реализации, размер такого обязательства не может быть менее 22% от максимальной розничной цены на каждое наименование табачных изделий за 1000 штук реализованного товара (без НДС и акцизного сбора).

Соответствующие изменения внесены в Закон Украины “О ставках акцизного сбора и ввозной пошлины на табачные изделия” (в редакции Закона N 1246-XIV от 19.11.99 г.).

Ставки на ТРАНСПОРТ

Возросли ставки акцизного сбора на некоторые транспортные средства. Льготы по освобождению от уплаты акцизного сбора оборотов с реализации некоторых транспортных средств отечественного производства, а также комплектующих, из которых этот транспорт изготовляется, отменены. Это отображено в Законе Украины “О ставках акцизного сбора и ввозной пошлины на некоторые транспортные средства” (N 216/96-ВР от 24.05.96 г.).

Ставки на ПИВО, БЕНЗИН, ДИЗТОПЛИВО

Изменен Закон Украины “О ставках акцизного сбора и ввозной пошлины на некоторые товары (продукцию)” (N 313/96-ВР от 11.07.96 г.), согласно которому повысилась ставка акцизного сбора на пиво солодовое с 0,23 грн. за 1 л до 0,27 грн. за 1 л. Установлены ставки акцизного сбора на:

- бензины моторные (ГСТУ 320.00149943.015-2000) смесевые, с содержанием не менее 5% высокооктановых кислородосодержащих соединений (ВКД): А-76 Ек, А-80 Ек, А-92 Ек, АІ-93 Ек, А-95 Ек, А-98 Ек, а также бензины моторные А-72, А-76, А-80, А-90, А-91, А-92, АІ-93, А-95, А-96, А-98 и бензины моторные других марок на уровне 20% к обороту с цены реализации (без НДС), но не менее 60 евро за 1000 кг;

- тяжелые дистиляты (дизтопливо) – на уровне 10% к обороту с цены реализации (без НДС), но не менее 30 евро за 1000 кг.

Налог с доходов физических лиц

В Закон Украины “О налоге с доходов физических лиц” (889-IV от 22.05.2003 г.) внесены долгожданные изменения, устанавливающие, что доход, полученный от продажи объектов недвижимости, будет облагаться налогом с доходов физлиц только с 1 января 2006 года. Но для того, что бы быть готовым к этому действу, отметим некоторые нормы, касающиеся операций с недвижимостью:

- сумма начисленного налога с дохода, полученного от продажи объектов недвижимого имущества, должна быть уменьшена на документально подтвержденную сумму госпошлины, уплаченную в связи с таким отчуждением;

- сумма начисленного налога подлежит самостоятельной уплате сторонами (или одной стороной) соглашения, перед его нотариальным удостоверением через учреждения банков;

- налоговым агентом при осуществлении операций по отчуждению объектов недвижимости определен нотариус, удостоверяющий соответствующий договор при наличии оценочной стоимости недвижимости (порядок определения оценочной стоимости определяется Кабмином) и документа об уплате налога сторонами договора;

- информация о заверенном договоре должна быть отправлена нотариусом в налоговый орган в сроки, установленные законом для налогового квартала.

Кроме того, внесены изменения, касающиеся налогообложения наследства.

И еще одно очень важное изменение - Закон пополнился термином “самозанятое лицо”, но об этом речь пойдет ниже в рубрике "Упрощенная система налогообложения".

Налог с владельцев транспортных средств

В Закон Украины “О налоге с владельцев транспортных средств и других самоходных машин и механизмов” (в редакции Закона 75/97-ВР от 18.02.97 г.) внесены следующие изменения.

К объектам налогообложения будут относиться сидельные тягачи (код 87 01 20). Ставка налога для них составила 15 грн. за 100 см³.

На некоторые транспортные средства Законом были повышены ставки налога. Так, например, для легковых автомобилей с объемом двигателя от 2501 см³ до 3500 м³ ставка составит 25 грн. (ранее 20 грн.), от 3501 м³ и более – 40 грн. (ранее - 30 грн.). Также ставки налога были повышены для автомобилей для перевозки не менее 10 лиц (включая водителя), автомобилей грузовых, автомобилей специального назначения, мотоциклов (мопедов), велосипедов с двигателем, яхт и суден парусных.

Льготы относительно освобождения от уплаты налога для предприятий автотранспорта общего пользования и для учебных заведений государственной и коммунальной собственности отменены. При этом граждане, в собственности которых находятся грузовые автомобили (код 87 04) с объемом двигателя до 6001 см³ до 1990 года выпуска включительно, получили льготу в виде уплаты налога в размере 50% от реальной ставки.

Определено, что за транспортные средства, снятые юрлицами на протяжении года с регистрации (перерегистрированные), осуществляется перерасчет размера налога.

Плата за землю

В Законе Украины "О плате за землю" (в редакции Закона N 378/96-ВР от 19.09.96 г.) отменены льготы по уплате налога на землю для: - субъектов предпринимательства, которые реализуют на территориях специальных экономических зон и на территориях приоритетного развития инвестиционные проекты;

- инновационных предприятий;

- субъектов космической деятельности;

- учреждений, организаций и предприятий, отнесенных к ведению Национальной академии наук Украины и отраслевых академий наук;

- предприятий, научно-исследовательских институтов и организаций, разрабатывающих и изготовляющих боеприпасы, их элементы и изделия спецхимии;

- специализированных санаториев Украины для реабилитации больных, которые финансируются не только за счет средств государственного или местных бюджетов;

- предприятий, учреждений и организаций Украины, в составе которых есть структурные подразделения, предоставляющие санаторно-курортные и оздоровительные услуги детям;

- покупателей объектов незавершенного строительства на земельный участок, отведенный под такой объект, на срок строительства, определенный условиями приватизации.

Для предприятий судостроительной и самолетостроительной промышленностей, предприятий по производству автомобилей, автобусов и комплектующих изделий к ним, а также для предприятий концерна "Бронетехника Украины" льготы по уплате налога на землю будут отменяться поэтапно. С 1 апреля 2005 года данные предприятия должны будут платить 25% от действующих ставок, с 1 января 2006 года - 50% от действующих ставок, с 1 января 2007 года - 75% от действующих ставок, с 1 января 2008 года - 100% от действующих ставок.

В то же время установлена льгота по уплате налога за земли детских физкультурно-спортивных учреждений Украины.

Обратите внимание, что к общегосударственным налогом и сборам вместе с земельным налогом отнесена и арендная плата за земельные участки государственной и коммунальной собственности под совместным названием - плата за землю (соответствующие изменения внесены в Закон Украины “О системе налогообложения” N 77/97-ВР от 18.02.97 г.).

Социальные сборы

Ставка сбора на обязательное государственное ПЕНСИОННОЕ СТРАХОВАНИЕ повысилась до 32,3% с 32%. Соответствующие изменения внесены в Закон Украины “О сборе на обязательное государственное пенсионное страхование” (N 400/97-ВР от 26.06.97 г.)

Изменениями в Закон Украины “О размере взносов на некоторые виды общеобязательного государственного социального страхования” (N 2213-III от 11.01.2001 г.) ставка взноса на общеобязательное государственное социальное страхование НА СЛУЧАЙ БЕЗРАБОТИЦЫ для работодателей снизилась до 1,6% (ранее - 1,9%).

Лица, принимающие участие в социальном страховании на добровольных основах, обеспечивающие себя работой самостоятельно, физлица-СПД, выполняющие работу по гражданско-правовым договорам, а также граждане Украины, работающие за пределами Украины и не застрахованные в системе социального страхования страны пребывания, должны уплачивать взнос в размере 5,5% от суммы налогооблагаемого дохода (прибыли) (ранее - 5,8%), в том числе 2,1% (ранее - 2,4%) на “безработное” страхование. Взносы на общеобязательное государственное социальное страхование в связи с временной утратой трудоспособности и расходами, обусловленными рождением и погребением, данными категориями граждан отчисляются в том же размере, что и ранее, а именно 3,4%.

Упрощенная система налогообложения

Итак, начнем с грустного. Закон Украины “О налоге с доходов физических лиц” (889-IV от 22.05.2003 г.) пополнился термином “самозанятое лицо” - плательщик единого или фиксированного налога, который предоставляет услуги другому лицу (выполняет работы в его пользу) в пределах гражданско-правового договора, и который приравнивается к наемному лицу с соответствующим налогообложением полученных им доходов в виде з/п, при условии что договором предусмотрено предоставление таких услуг на протяжении более чем одного календарного месяца в год.

Вам не кажется, уважаемые налогоплательщики, что мы возвращаемся к старым проблемам? Ведь именно из-за наличия подобного абзаца в изменяемом Законе начало 2004 года ознаменовалось недовольствами частных предпринимателей, находящихся на упрощенной системе налогообложения. Выходит так, что, предоставляя услуги более одного месяца в год, следует уплачивать налог с доходов физлиц по ставке 13%, и никакая уплата единого или фиксированного налога не поможет.

Теперь немного позитива. В Заключительных положениях Закона можно найти много интересного. Например, установлено, что платить единый и фиксированный налог нужно в том порядке и на тех условиях, которые действовали до 1 января 2005 года*.

----------------

*Напомним, что старый Бюджет-2005 предусматривал особый порядок поведения таких плательщиков: до вступления в силу Закона об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности плательщики единого налога должны были уплачивать страховые взносы на общеобязательное государственное социальное и пенсионное страхование в порядке и на условиях, определенных специальным законодательством по вопросам взимания таких взносов, с уплатой юрлицами единого налога в размере 50% действующих ставок; а плательщики фиксированного с/х налога должны были уплачивать страховые взносы на общеобязательное государственное социальное и пенсионное страхование в порядке и на условиях, определенных специальным законодательством по вопросам взимания таких взносов, с уплатой фиксированного с/х налога в размере 30% действующих ставок по состоянию на 31 декабря 2004 года.

Далее новости будут менее приятные, но не менее интересные. Видимо, с целью ограничить возможности для обналичивания средств через частных предпринимателей, а также пополнить бюджет за счет довольно прибыльных видов деятельности установлено, что с 1 июля 2005 года и до принятия Закона "Об упрощенной системе налогообложения" упрощенная система налогообложения не будет распространяться на таких субъектов предпринимательства:

1) проводящих деятельность в сфере игорного бизнеса (в т.ч. деятельность, связанную с устройством казино, прочих игровых мест (домов), игровых автоматов с денежным или имущественным выигрышем, проведением лотерей (в т.ч. государственных), розыгрышей с выдачей денежных выигрышей в наличной или имущественной форме), осуществляющих обмен иностранной валюты;

2) производящих подакцизные товары, осуществляющих хоздеятельность, связанную с экспортом, импортом и оптовой продажей подакцизных товаров, а также оптовой и розничной продажей подакцизных горюче-смазочных материалов;

3) осуществляющих операции в сфере обращения драгоценных металлов и драгоценных камней, подлежащие лицензированию;

4) физлиц-предпринимателей, занимающихся деятельностью в сфере:

- торговли лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения;

- архитектуры;

- предоставления консультаций и разъяснений по юридическим вопросам, аудиту;

- предоставления в аренду недвижимого имущества;

- риэлторской деятельностью.*

-------------------

*С облегчением вздохнули частные предприниматели, виды деятельности которых были в этом "черном списке" в первоначальной редакции законопроекта, но не попали в конечный вариант принятого закона:

- финансовая деятельность;

- деятельность в сфере отдыха и развлечений;

- строительство;

- реклама;

- информатизация;

- право;

- аудит;

- бухгалтерский учет;

- консультации по вопросам управления;

- деятельность, связанная с обеспечением ухода за телом.

СЭЗ

Отменяются налоговые и таможенные льготы для специальных экономических зон, специальных режимов инвестиционной деятельности на территориях приоритетного развития и технопарков.

ГОСПОШЛИНА

За подачу заявлений имущественного характера в хозяйственный суд госпошлина останется, как и прежде, в размере 1% цены иска, но теперь ее размер не может быть меньше 6 н.м.д.г. (34 грн.)

и больше 1500 н.м.д.г. (25 500 грн.). Для сравнения: раньше эти пределы составляли 3 и 100 н.м.д.г. соответственно.

Кроме того, в том же Декрете N 7-93 закреплен новый удвоенный размер госпошлины за выдачу и продление срока действия загранпаспорта на территории Украины – 10 н.м.д.г. (170 грн.). Напомним, что с 2004 года такая ставка устанавливалась законами о бюджете на 2004 и 2005 годы.

Освобождены от уплаты госпошлины органы местного самоуправления за подачу исков в связи с неисполнением арендаторами земельных участков государственной и коммунальной собственности условий договоров аренды.

ТАМОЖЕННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ

Статья 6 Бюджета. В 2,5 раза увеличены ставки вывозной пошлины на экспорт:

- природного газа в газообразном состоянии (до 25 долларов США за 1.000 м³);

- газа (кроме природного) в газообразном состоянии (до 25 долларов США за 1.000 м³);

- природного газа в сжиженном состоянии (до 25 долларов США за 1 тонну);

- сжиженных газов (кроме природного) (до 25 долларов США за 1 тонну).

Статья 9 Бюджета. Уточнено, что в случае установления Кабинетом Министров Украины минимальной таможенной стоимости на отдельные товары, перемещаемые через таможенную границу Украины, эта стоимость не должна быть ниже индикативных цен.

Внесены изменения в Закон Украины "О Едином таможенном тарифе" (N 2097-ХІІ от 05.02.92 г.) и Декрет Кабинета Министров Украины "О Едином таможенном тарифе Украины" (4-93 от 11.01.93 г.). ОТМЕНЯЮТСЯ ЛЬГОТЫ ПО УПЛАТЕ ТАМОЖЕННОЙ ПОШЛИНЫ (нормы вступают в силу с 16 мая 2005 года):

- при ввозе на таможенную территорию Украины в соответствии с Законом Украины "О стимулировании производства автомобилей в Украине" (N 535/97-ВР от 19.09.97 г.) товаров (в том числе машинокомплектов), используемых для производства и производственной деятельности предприятий по производству автомобилей, автобусов и комплектующих изделий к ним;

- при ввозе на таможенную территорию Украины предприятиями по производству автомобилей, мотоциклов, комплектующих изделий и запасных частей, действующими на основании Закона Украины "О развитии автомобильной промышленности Украины" (N 1624-IV от 18.03.2004 г.), товаров и комплектующих изделий, которые используются этими предприятиями для производства автомобилей, мотоциклов, комплектующих изделий и запасных частей, страной происхождения которых является Украина, а также для строительства, реконструкции, технического оснащения и/или переоснащения производственных мощностей, создания и/или модернизации объектов производства;

- при ввозе на таможенную территорию Украины материалов, оснащения и комплектующего оборудования, используемых для производства бронированных боевых машин и комплектующих изделий к ним предприятиями концерна "Бронетехника Украины";

- при ввозе на таможенную территорию Украины материалов, оснащения и комплектующего оборудования, используемых для нужд разработки, производства авиационной техники и предоставления услуг предприятиям, определенным статьей 2 Закона Украины "О государственной поддержке самолетостроительной промышленности в Украине" (N 2660-III от 12.07.2001 г.);

- при ввозе на таможенную территорию Украины товаров, используемых для производства космической техники;

- на товары, ввозимые с целью изготовления боеприпасов, их элементов и изделий спецхимии;

- на товары, импортируемые всеукраинскими и международными объединениями граждан, пострадавшими вследствие Чернобыльской катастрофы;

- разведывательным органам Украины при ввозе на таможенную территорию Украины техники, оснащения, имущества и материалов, предназначенных для собственного использования.

Внесены изменения в Закон Украины "Об операциях с давальческим сырьем во внешнеэкономических отношениях" (в редакции Закона Украины N 2761-III от 04.10.2001 г.), которые коснулись порядка ввоза на таможенную территорию Украины давальческого сырья иностранного заказчика.

Установлено, что уплата ввозной таможенной пошлины, налогов и сборов (кроме таможенных сборов) теперь будет проводиться украинским исполнителем путем выдачи органу государственной налоговой службы ПРОСТОГО АВАЛИРОВАННОГО ВЕКСЕЛЯ со сроком платежа, который равен сроку осуществления операции с давальческим сырьем, но не более 90 календарных дней с момента оформления грузовой таможенной декларации.

Оговорено, что в случае непогашения векселедателем (украинским исполнителем) в определенный срок такого векселя векселедержатель (орган государственной налоговой службы) может опротестовать его в неплатеже в соответствии с законодательством и на протяжении одного рабочего дня с момента опротестования обратиться в банк, который осуществил аваль векселя, с требованием о его оплате.

В свою очередь, банк обязан не позднее операционного дня, который наступает за днем обращения векселедержателя, перевести ему указанную в векселе сумму.

Напомним, что предыдущая редакция закона предусматривала предоставление простого авалированного векселя только при ввозе на таможенную территорию Украины в качестве давальческого сырья сахара (код УКТ ВЭД 1701), сахарных сиропов (коды УКТ ВЭД 1702 90 99 90, 2106 90 20 00 и 2106 90 59 00) и патоки (коды УКТ ВЭД 1703 10 00 00 и 1703 90 00 00).

Внесены изменения в Таможенный тариф Украины, касающиеся установления новых ставок ввозной таможенной пошлины на импортные:

1) двигатели для транспортных средств группы 87 (товарная позиция 8407 и 8408 в соответствии с УКТ ВЭД);

2) автомобили, рассчитанные на перевозку 10 и более лиц, включая водителя (товарная позиция 8702 в соответствии с УКТ ВЭД);

3) легковые автомобили и другие моторные транспортные средства, предназначенные главным образом для перевозки людей, включая грузо-пассажирские автомобили-фургоны и гоночные автомобили (товарная позиция 8703 в соответствии с УКТ ВЭД);

4) грузовые автомобили (товарная позиция 8704 в соответствии с УКТ ВЭД).

5) кузова, части и оборудование для автомобилей (товарная позиция 8706, 8707 и 8708 в соответствии с УКТ ВЭД).

На основании внесенных изменений по большинству товарных позиций прослеживается увеличение ставок ввозной пошлины, однако, есть и снижение.

Отметим, что в 1,5 раза уменьшены ставки импортной пошлины на автомобили товарной позиции 8703, возраст которых превышает 5 лет.

Также снижены ставки таможенной пошлины на ввоз троллейбусов.

ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ

В Законе Украины "О государственном регулировании производства и обращения спирта этилового, коньячного и плодового, алкогольных напитков и табачных изделий" (N 481/95-ВР от 19.12.95 г.) пересмотрены следующие размеры годовых плат за лицензии:

1) на производство:

- спирта этилового, коньячного, плодового, спирта этилового ректифицированного виноградного, спирта этилового ректифицированного плодового и алкогольных напитков - 250 тыс. грн. (ранее - 25 тыс. грн.), а для предприятий первичного виноделия - 25 тыс. грн. (ранее - 5 тыс. грн. при условии, что у предприятия первичного виноделия среднегодовой объем переработки сырья составляет до 1,0 тыс. тонн);

- табачных изделий - 125 тыс. грн. (ранее - 25 тыс. грн.);

- спирта-сырца виноградного, спирта-сырца плодового - 250 тыс. грн. (ранее - 4 тыс. грн.);

2) на оптовую торговлю:

- алкогольными напитками - 250 тыс. грн. (ранее - 50 тыс. грн.);

- табачными изделиями - 125 тыс. грн. (ранее - 50 тыс. грн.);

3) на импорт табачных изделий - 500 тыс. грн. (ранее - 250 тыс. грн.).

Изменениями также установлено, что ежегодная плата за лицензию на розничную торговлю алкогольными напитками будет составлять 8 тыс. грн. на каждый отдельный, указанный в лицензии, электронный контрольно-кассовый аппарат (книгу учета расчетных операций), который находится в месте торговли (ранее – 4 тыс. грн. на каждое место торговли). При этом, плата за лицензию на розничную торговлю алкогольными напитками на территории сел и поселков (за исключением тех, которые находятся в пределах территории городов), как и ранее, составляет 500 гривен, но считается теперь не за каждое место торговли, а за каждый отдельный, указанный в лицензии, электронный контрольно-кассовый аппарат.

Необходимо заметить, что за розничную торговлю алкогольными напитками через электронный контрольно-кассовый аппарат (книгу учета расчетных операций), который не указан в лицензии, к субъектам предпринимательской деятельности будут применяться финансовые санкции в виде штрафов в размере 200% стоимости продукции, реализованной через такой контрольно-кассовый аппарат (книгу учета расчетных операций), но не меньше 1000 гривень.

Изменениями дополнительно определено, что для мест торговли, расположенных за пределами территории городов областного подчинения и городов Киева и Севастополя на расстоянии до 50 км и имеющих торговые залы площадью свыше 500 кв. м., ежегодная плата за лицензию на розничную торговлю алкогольными напитками и табачными изделиями будет такая же, как и для мест торговли, находящихся в пределах территории городов.

Также отметим, что отгрузка алкогольных напитков и табачных изделий, предназначенных для реализации магазинами беспошлинной торговли, осуществляется субъектами предпринимательства, получившими лицензию на право экспорта алкогольных напитков или табачных изделий, с оформлением грузовой таможенной декларации, при этом минимальные оптово-отпускные цены для алкогольных напитков не применяются.

В Законе Украины "О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности" (N 1775-III от 01.06.2000 г.), перечень видов хозяйственной деятельности, которые подлежат лицензированию, дополнен такими видами деятельности:

- организация деятельности по проведению азартных игр;

- деятельность, связанная с производством автомобилей и автобусов.

Также в Законе дополнительно установлен размер платы за лицензию на проведение деятельности по организации и проведению азартных игр (кроме выпуска и проведение лотерей) - 30 тыс. евро за каждый год пользования такой лицензией:

- на каждое лицо, осуществляющее деятельность по организации и проведению азартных игр на игровых автоматах;

- на каждый пункт тотализатора - при проведении букмекерской деятельности;

- на каждый электронный сервер - при проведении деятельности по организации и проведению азартных игр в электронном (виртуальном) казино;

- на каждый игорный зал - при организации и проведении азартных игр в казино и других азартных игр.

Лицензия на проведение деятельности по организации и проведению азартных игр (кроме выпуска и проведения лотерей) будет выдаваться сроком на 5 лет.

ДРУГИЕ ВАЖНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ

1. В Хозяйственном кодексе Украины дополнительно предусмотрено, что государственные коммерческие предприятия и хозяйственные общества, в уставном фонде которых более 50% акций (долей, паев) принадлежит государству, обязаны на каждый следующий год составлять и выполнять годовой финансовый план, который подлежит утверждению до 1 сентября года, который предшествует плановому. Финансовый план предприятий, являющихся субъектами естественных монополий, утверждается Кабмином, других предприятий – органами, к сфере управления которых они относятся. В таком финансовом плане обязательно должен предусматриваться порядок распределения и использования прибыли (дохода).

2. В соответствии с изменениями, внесенными в Закон Украины "Об аренде земли" (в редакции Закона N 1211-IV от 02.10.2003 г.) органы исполнительной власти и органы местного самоуправления, которые заключают договоры аренды земли, должны предоставлять органу государственной налоговой службы по местонахождению земельного участка:

- перечни арендаторов, с которыми заключены договоры аренды земли на текущий год, - до 1 февраля;

- информацию о заключении новых, внесении изменений в существующие договоры аренды земли и их расторжении - до 1 числа месяца, следующего за месяцем, в котором состоялись указанные изменения.

3. Срок вступления в силу Закона Украины "Об имущественной ответственности за нарушение условий договора подряда (контракта) о выполнении работ на строительстве объектов" (N 1641-III от 06.04.2000 г.). перенесен на 1 января 2008 года.

4. Из Закона Украины "О Государственной программе приватизации" (N 1723-III вот 18.05.2000 г.) исключен ряд норм, регулирующих порядок распределения денежных средств, полученных от приватизации.

5. В соответствии с изменениями, внесенными в Закон Украины "О государственной поддержке средств массовой информации и социальной защите журналистов" (N 540/97-ВР от 23.09.97 г.), периодические издания литературно-художественного направления будут получать государственную поддержку, которая осуществляется путем протекционистской политики снижения потребительской стоимости информационной продукции, включая налоговое, тарифное, таможенное, валютное и хозяйственное регулирование, возмещение убытков, представление финансовой помощи.

И в заключение скажем, что во множество законов внесены изменения относительно зачисления различных платежей в государственный бюджет.

  • i

    Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам об этом.

Рейтинг популярности материала «Какие налоговые изменения внес Бюджет-2005» на Finance.UA - 2.0
В Контексте Finance.UA