Андрей Зинченко: семиотика денежных знаков (часть 6): Деньги как мотивационные послания. — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Андрей Зинченко: семиотика денежных знаков (часть 6): Деньги как мотивационные послания.

Мир
780
В прошлых публикациях (часть 1, часть 2, часть 3, часть 4, часть 5) мы начали рассматривать вопросы дизайнерских решений валют мира. Сегодня изучим некоторые конкретно-исторические примеры.
Как мы узнали из предыдущих публикаций, деньги объективно являются носителями различных знаков. Некоторые из них выполняют свою функцию явно, некоторые имеют скрытый смысл, значение некоторых при явном двойном назначении не имеет официальных объяснений.
Сегодня мы изучим вполне исторически-бонистический факт второго периода Японо-Китайской войны.
Так, труды по истории сообщают нам о не запланированном заранее вторжении Японии в Китай после инцидента на мосту Лугоуцяо. Дальнейшее развитие событий имело крайне негативный для обычных китайцев характер в широком смысле и ожидаемо сформировало враждебное отношение к японцам, которым в свою очередь крайне нелегко давался контроль над китайскими территориями.
Развитие информационных каналов того периода очевидно находилось на невысоком уровне, при этом вопросы поддержания духа китайских соотечественников стояли достаточно остро. В таких условиях материальным носителем распространения мотивационных посланий стали бумажные деньги.
Одним из наиболее ярких примеров является так называемый «Неприличный мудрец». Речь о китайских банкнотах номиналом в 1 юань и 1 доллар 1938 года, где должен был быть изображен Конфуций с руками, сложенными в молитве. Вот так:
Однако в тираж ушли несколько иные макеты, где мудрец изображен показывающим неприличный жест.
Андрей Зинченко: семиотика денежных знаков (часть 6): Деньги как мотивационные послания.
Таким не совсем традиционным образом автор дизайна транслировал и мотивировал патриотические чувства китайцев.
Однако это далеко не единственный пример трансляции идей и посланий через денежный носитель.
Рассмотрим пятидесятицентовую банкноту образца 1940 года, которая в разных цветовых решениях, но в одном базовом дизайне, печаталась тремя тиражами.
Андрей Зинченко: семиотика денежных знаков (часть 6): Деньги как мотивационные послания.
На первый, да и на второй взгляд мало что может выдать тематическое содержимое банкноты. Тем не менее существует версия, что в самом верху по центру банкнота имеет пропагандистский знак-послание.
Увеличенный фрагмент выглядит так:
Важными являются явно похожие на латинские буквы G R C W S элементы дизайна.
Андрей Зинченко: семиотика денежных знаков (часть 6): Деньги как мотивационные послания.
Считается, что это аббревиатура реально существовавшего популярного в то время слогана «Центральное правительство скоро вернется», что на английском пишется как Central Government Will Return Soon. Таковой должен был поддержать веру людей в будущее.
Важно заметить, что все три тиража банкноты проходили под контролем японской стороны и по понятным причинам послание не могло быть осуществлено более явно.
Последствия для участников с учетом военного времени и азиатской специфики в случае обнаружения представить нетрудно.
Вполне ожидаемо, что читатель может усомниться в действительности наличия сообщения и увидеть в знаках всего лишь фигуру дизайна. Для этого ему предлагается изучить следующий образец.
Это 200 юаней образца 1944 года.
Андрей Зинченко: семиотика денежных знаков (часть 6): Деньги как мотивационные послания.
На первый взгляд опять ничего напоминающего скрытые послания.
Однако при увеличении витиеватых узоров явно просматриваются латинские буквы.
Андрей Зинченко: семиотика денежных знаков (часть 6): Деньги как мотивационные послания.
Возможно, среди читателей есть бонисты, поэтому приведена «карта» расположения букв.
Андрей Зинченко: семиотика денежных знаков (часть 6): Деньги как мотивационные послания.
Аббревиатура USAC расшифровывается как United States Army Coming или Армия Соединенных Штатов Приближается.
Согласно профильной периодике, в частности «Нумизматическому альбому» за 1953 год, гравером макета банкноты был Чанг Чи Вей.
Он разместил указанные буквы на макете как символ китайского сопротивления японцам. В дальнейшем по одним данным был раскрыт и казнен, по другим раскрыт и до 1945 года скрывался в Гонконге.
Таким образом исторически деньги играют значительно более важную роль в обществе, нежели мера стоимости при совершении сделок.
Факты свидетельствуют, что они также являются мощным каналом трансляции символов, знаков, идей и образов. При этом различить послание могут не все.
Андрей Зинченко, доктор философии в области экономики, доцент кафедры финансов Национального университета судостроения, магистр государственного управления (МРА)
По материалам:
Finance.ua
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас