Кому война, а кому "потоки": как из "Укроборонпрома" выводят средства — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Кому война, а кому "потоки": как из "Укроборонпрома" выводят средства

Криминал
1512
Оборонные предприятия страны погрязли в коррупции и финансовых злоупотреблениях. Набеги контролеров не помогут. Сектор должен стать составляющей обеспечения безопасности государства, а не источником получения прибыли для госбюджета.
На фоне российской агрессии на востоке Украины армия и оборонный сектор страны в последние годы стали получать рекордные бюджеты. В 2017 году на оборону государство должно потратить рекордные 5,2% ВВП.
Однако, что касается эффективности использования таких бюджетов, тут имеется немало вопросов. В последние годы с помощью различных незаконных инструментов из предприятий сектора были выведены сотни миллионов гривен.
В распоряжение ЭП попали документы, которые объясняют, каким образом выводились средства из предприятий и какой ущерб понесло государство.
Объединенная кормушка
“Укроборонпром” – это объединение десятков государственных предприятий различных отраслей в сфере оборонной промышленной.
В состав концерна входит важное предприятие – “Укрспецэкспорт”, которое экспортирует продукцию украинской оборонной отрасли. Недавно в концерн вошла другая известная компания – ГП “Антонов”.
Концерн почти полностью контролируют люди президента Петра Порошенко.
С 2014 года концерном руководит Роман Романов. Физик-педагог по образованию, до своего назначения в “Укроборонпром” Романов был дилером корпорации “Богдан” в Херсонской области, а во время президентских выборов 2014 возглавлял штаб Порошенко в области.
Большим влиянием на концерн обладает давний бизнес-партнер Порошенко Олег Гладковский, который сейчас является первым заместителем Секретаря СНБО. Подробно о влиянии команды президента на государственный концерн ранее писала “Украинская правда”.
Разговоры о коррупции в системе “Укроборонпрома” – не новость. Как сообщил сам Порошенко, по итогам проверок службой безопасности концерна были отстранены 25 руководителей государственных предприятий и предотвращено хищение 631 млн грн.
Между тем, в распоряжении ЭП есть письмо Государственной аудиторской службы (ГАС) в адрес Минэкономразвития, которое свидетельствует о том, что внутренняя служба безопасности концерна предотвратила далеко не все злоупотребления.
Судя по результатам проверок, о которых пойдет речь далее, ГАС посоветовала министерству рассмотреть вопрос о целесообразности работы концерна в форме государственного объединения.
Новое руководство – старые методы
В письме ГАС Минэкономразвития отмечается, что в течение 2014-2016 годов в плановом порядке были проведены государственные финансовые аудиты и ревизии деятельности двенадцати предприятий-участников ГК “Укроборонпром”.
По результатам проверок выявлены факты финансовых нарушений и неэффективного управления ресурсами на 557,8 млн грн. “Прежде всего – из-за манипулирования процессом формирования финансовых результатов для минимизации уплаты налогов и отчислений в бюджет”, – отмечается в письме ГАС.
Выявленные проблемы типичны для государственных предприятий. Были случаи реализации продукции по ценам ниже себестоимости, не выполнялись договорные обязательства, что приводило к образованию долгов и применению штрафов.
Цифры в отчете аудиторской службы могли быть значительно выше, однако некоторые предприятия ГАС не смогли проверить из-за отсутствия отчетности.
“Ревизия финансово-хозяйственной деятельности ГП “Харьковское государственное авиационное предприятие” за 2013-2016 годы в апреле 2017 года не проведена из-за отсутствия ведения бухгалтерского учета, составления финансовой отчетности только за третий квартал 2016 года. Об этом уведомлены НАБУ и милиция”, – говорится в письме.
Самые большие нарушения выявлены в компании “Укрспецэкспорт” и на ее дочерних предприятиях: “Промоборонэкспорт”, “Укринмаш”, “Таско-экспорт”, “Прогресс”, “Спецтехноэкспорт”, “Укроборонсервис”.
Служба также установила нарушения, которые привели к потере активов и неэффективному расходованию ресурсов на общую сумму более 685 млн грн.
Так, предприятия потеряли активы более чем на 130 млн грн из-за отсутствия контроля за выполнением контрактов на приобретение и реализацию имущества, невозврат предоплаты, отсутствие штрафов за невыполнение договоров.
Пропадали государственные деньги и в банках-банкротах. Более 92 млн грн предприятия разместили в банках ВАБ, “Финансы и кредит”, Интербанк, Трансбанк. Эти финансовые учреждения находятся в состоянии ликвидации, а предприятия отнесены к седьмой очереди кредиторов. Это означает, что данные средства они уже не вернут.
Схема работает так: руководитель государственного предприятия размещает средства в банке, который вскоре обанкротится, после чего банкиры выводят деньги и делят выгоду. Также есть случаи, когда средства просто размещаются под нерыночный низкий процент, а маржа делится между банкирами и руководителями предприятий.
Традиционно украинский оборонный сектор обслуживается в государственном Укрэксимбанке, где должны были лежать и средства указанных предприятий.
Кроме того, дочерние предприятия “Укрспецэкспорта”, имея право самостоятельно экспортировать и импортировать военное и специальное имущество, привлекали к делу посреднические структуры. Поэтому предприятия потеряли 5,1 млн грн.
Как сказано в письме ГАС, дочерние предприятия “Укрспецэкспорта” и сама компания в 2016 году расходовали средства, не предусмотренные финансовыми планами, а ГП “Таско-экспорт” вообще потратило более 533 млн грн при отсутствии финпланов.
Кроме этого, в 2014-2015 годах Госфининспекция дважды проводила ревизии “Укроборонпрома”, которые выявили финансовые нарушения и факты неэффективного расходования ресурсов на общую сумму более 500 млн грн.
ГАС установила, что компания не выполняет собственный устав, поскольку установленные концерном цены на военные товары для специальных экспортеров не содержали документального обоснования с учетом спроса на внешних рынках.
Вместо итога
Руководители государства признают: на государственных предприятиях воруют, однако настаивают, что с этим активно борются. Выступая в июле на Львовском бронетанковом заводе, Порошенко сообщил о 41 возбужденном уголовном деле по итогам работы внутренней службы безопасности концерна.
Однако, как известно, в Украине возбуждается много уголовных дел, но до реальных обвинительных приговоров и компенсаций государству доходит редко. ЭП обратилась в “Укроборонпром” с просьбой рассказать, сколько приговоров получили коррупционеры, но на момент публикации материала ответа не получила.
Александр Моисеенко
По материалам:
Економічна Правда
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас