420 тысяч за еврономер: будут ли штрафовать всех "бляхарей" — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

420 тысяч за еврономер: будут ли штрафовать всех "бляхарей"

Личные финансы
1688
Многотысячные и даже миллионные штрафы за вождение с иностранной регистрацией – такие решения в последнее время все чаще стали принимать украинские суды.
Первые дела начали доходить до высших судебных инстанций. Накануне Высший административный суд обязал украинца заплатить 420 тыс грн и конфисковал его авто.
Никто не может назвать точное количество машин на еврономерах или, как их еще называют, “на бляхах”, которые ездят в Украине. Участники автомобильного рынка называют разные цифры: от 300 тыс до 1,5 млн.
Теперь этот вопрос не могут обойти даже первые лица государства.
В мае президент Петр Порошенко заявил о намерении ликвидировать все незаконные схемы по ввозу авто с иностранной регистрацией.
Премьер Владимир Гройсман был более осторожен в высказываниях, назвав этот вопрос неоднозначным. “Надо работать, вести диалог, находить выход из этой ситуации, но здесь надо быть очень и очень взвешенными”, – сказал он.
Так или иначе, но проблема не решена, хотя в парламент в течение 2017 года вносился не один законопроект, призванный ее решить.
Станут ли штрафы за нерастаможенные авто массовыми и как решить эту проблему?
Что грозит водителям “на бляхах”
Украинцы активно интересуются, как приобрести автомобиль с иностранной регистрацией за сравнительно небольшие деньги без уплаты налогов. “Схем” такого приобретения предлагается немало, но наиболее популярны две.
Первая – наиболее простая и распространенная – ввезти авто в режиме транзита и нарушить предусмотренные законом сроки. Мол, один раз оштрафуют и больше не смогут.
По такой схеме украинец оформляет машину на специально созданную фирму в Литве, которая “передает” ему право на пользование автомобилем по договору поручения на 50 лет.
Срок пребывания транзитной машины в стране составляет пять-десять дней. Если больше, то на границе выписывается штраф – 8,5 тыс грн. На территории Украины никто за машиной не гоняется – полиция не имеет доступа к базам ГФС, которая фиксирует, какие машины пересекают границу.
Вторая – ездить на автомобиле друга-иностранца. По этой схеме гражданин ЕС завозит авто в Украину и передает его (на самом деле продает) доверенности покупателю-украинцу.
Правда, через год иностранец должен вывезти свое авто из Украины и вернуть его обратно в Украину. Кроме того, он обязан раз в полгода покупать у себя в стране полис обязательного страхования и проходить техосмотр.
При этом в ГФС уверяют, что схем приобретения транспортного средства без уплаты налогов и сборов в Украине не существует.
“Любые действия с транспортными средствами иностранной регистрации, нарушающие действующее законодательство, указывают на то, что гражданин намеренно уклоняется от уплаты налогов”, – объясняют фискалы.
За указанное деяние Таможенным кодексом, а именно статьей 485 “Действия, направленные на неправомерное освобождение от уплаты таможенных платежей или уменьшение их размера, а также другие противоправные действия, направленные на уклонение от уплаты таможенных платежей”, предусмотрено наказание в виде 300% от суммы неуплаченных налогов.
Например, объясняют в ГФС, гражданин приобрел автомобиль с объемом двигателя 1,6 л, бензин. За такое авто в зависимости от состояния, пробега и других факторов необходимо оплатить при таможенном оформлении 150-200 тыс грн.
То есть в случае фиксации работниками управления по борьбе с таможенными правонарушениями таких фактов владельцу автомобиля придется заплатить в бюджет 450-600 тыс грн штрафа.
Если водитель отказывается платить, материалы направляются в исполнительную службу и погашение штрафа осуществляется путем реализации имущества, принадлежащего гражданину и его семье.
Это прецедент!
17 мая Высший административный суд Украины принял первое решение в отношении водителя авто с иностранными номерами, назначив штраф в размере 420 тыс грн и конфисковав машину.
Согласно материалам дела, 17 марта 2015 года гражданин Азербайджана ввез на территорию Украины автомобиль Ford Tourneo в режиме временного ввоза до одного года. Через год было установлено, что этим автомобилем управлял украинец. У него была доверенность на право использования транспортного средства на территории Украины.
Высший суд постановил, что гражданин Украины обязан уплатить 420 тыс грн – 300% от неуплаченной суммы таможенных платежей.
Решение сразу вызвало множество вопросов. Главное – станет ли это явление массовым.
Один из руководителей общественной организации “Авто евро сила” Олег Ярошевич в видеообращении, опубликованном сразу после появления новости о штрафе, назвал этот случай неприятным прецедентом и призвал водителей быть осторожными.
“Прецедент у силовиков есть. Будет нелегко. Я не понимаю, для чего это делает власть, для чего это делают органы ГФС. Я так понимаю, что какие-то силы провоцируют конфликт”, – отметил он.
Впоследствии в ассоциации успокоили: “Водитель сам виноват, он совершил два нарушения, которые и привели к таким последствиям”.
“Водитель ездил на авто европейской регистрации в режиме временного ввоза и нарушил срок. За год он не обеспечил выезд и заезд авто назад с помощью иностранца. У него также появилась гениальная идея: поменять номера на машине на украинские. Если бы не эти нарушения, человек бы ездил нормально”, – объясняет другой представитель “Авто евро силы” Александр Чернявский.
Не разделяет это мнение директор Всеукраинской ассоциации автоимпортеров Олег Назаренко: “В Высшем административном суде создан прецедент, таможня наложила штраф обоснованно. Если машину ввез нерезидент, а ездит на ней резидент, это незаконно”.
“Хотя в нас нет прецедентного права, но мы прекрасно понимаем, что украинские судьи следят за решениями Высшего административного суда и в данном случае это знаковый момент. Особенно знаковый для тех, кто до сих пор думает, купить такую машину или нет”, – добавляет он.
В свою очередь Чернявский считает, что такие решения помогут полицейским требовать взятки у водителей, ссылаясь на это решение суда.
Как решить проблему
“На месте судов я бы наказывал не граждан, а организаторов таких схем, которые рассказывают украинцам, что это все законно, и берут деньги, чтобы завезти авто”, – говорит Назаренко.
Компании, которые занимаются продажей нерастаможенных авто, рассказывают клиентам, что те становятся владельцами машин. Тем не менее, факт передачи денег, как и переход права собственности на транспортное средство, никоим образом не регистрируется.
На деле покупатель просто получает автомобиль и доверенность. То есть юридически “покупатель” не имеет к транспортному средству никакого отношения. Чаще всего машина принадлежит какой-то иностранной фирме, например, литовской.
Назаренко отмечает, что в этом и кроется самая большая проблема. “Чтобы оформить авто по закону, надо сначала поехать в Литву и заверить у нотариуса договор купли-продажи. При этом литовская фирма, которая владеет авто, должна уплатить налоги”, – объясняет он.
“В связи с этим у меня есть опасения: даже если депутаты примут решение о легализации, то эти фирмы вместо оформления договоров купли-продажи и уплаты налогов просто исчезнут”, – добавляет Назаренко.
Адвокат Максим Лазарев объясняет, что закон не запрещает ездить на автомобиле с иностранной регистрацией, но все схемы ввоза таких транспортных средств являются “серыми”.
“Если водителя авто с иностранными номерами задерживает полиция, ему необходимо объяснить, что он только управляет данным транспортным средством на таких-то условиях и показать документы, подтверждающие это. Если водитель будет доказывать, что это его авто, полицейский может вызвать таможенника, который будет вынужден составить протокол о нарушении таможенного кодекса”, – говорит он.
Назаренко считает, что проблему нерастаможенных авто следует решать путем снижения налогов на импорт, тогда и не придется придумывать схемы.
В начале 2016 года в Верховной Раде был зарегистрирован проект закона №5567, призванный урегулировать использование автомобилей, которые попадают в Украину по разным нелегальным схемам. Инициировали акт 95 депутатов из разных фракций.
В марте законопроект был отклонен профильным комитетом парламента, поскольку он “противоречит равенству граждан, которые приобрели автомобили с уплатой всех налогов”.
Депутаты пообещали разработать другой документ, который амнистирует временно ввозимые авто, но воз и ныне там. Количество таких машин растет, и проблема приобретает угрожающие масштабы.
По материалам:
Економічна Правда
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас