Третий лишний? Нужен ли Киеву отдельный аэропорт для Ryanair и Ко. — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Третий лишний? Нужен ли Киеву отдельный аэропорт для Ryanair и Ко.

Фондовый рынок
994
После провала переговоров между аэропортом “Борисполь” и лоукостером Ryanair премьер Украины Гройсман предлагает превратить в пассажирский третий аэропорт Киева – “Гостомель”. Большинство опрошенных DW экспертов относятся к этому скептически.
Аэропорт “Гостомель” сейчас используется компанией “Антонов” в качестве базы для собственных самолетов.
Скандал вокруг авиакомпании Ryanair, которая недавно заявила об отказе от планов выйти на украинский рынок, может иметь неожиданные последствия для Киева. Менеджмент авиаперевозчика заявил, что не смог договориться со столичным аэропортом “Борисполь” об условиях сотрудничества. Руководство же последнего назвало требования Ryanair невыгодными и несовместимыми с украинским законодательством и даже обвинило компанию в политическом давлении.
Инициативу в истории, которая привлекла немалое внимание общественности, перехватил премьер Украины Владимир Гройсман. Еще на прошлой неделе после его заявлений в “Борисполе” сообщили о решении возобновить переговоры с Ryanair при участии министерства инфраструктуры и Офиса привлечения и поддержки инвестиций (UkraineInvest). На днях же Гройсман выразил еще одну идею – превращение аэродрома “Гостомель” на северо-западе от Киева, выполняющего сегодня функцию базы для самолетов государственного предприятия “Антонов” и авиакомпании “Авиалинии Антонова”, в базовый аэропорт для лоукост-авиакомпаний, включая Ryanair. Премьер предложил разработать проект развития этого объекта и определить стоимость необходимых для его выполнения работ. А пока “Гостомель” будут преобразовывать в аэропорт, приспособленный под нужды именно бюджетных авиакомпаний, им предлагают предоставить специальные условия для работы в “Борисполе” и “Жулянах” – сроком на год.
“Антонову” интересно
В самом “Антонове” выдержали двухдневную паузу, прежде чем начали комментировать новую инициативу Гройсмана. В среду, 19 июля, пресс-служба предприятия распространила заявление, в котором говорится о заинтересованности идеей и использовании аэродрома в Гостомеле для обслуживания лоукостеров и создании рабочей группы по подготовке соответствующего бизнес-плана. “Этот аэродром сертифицирован по первой категории ICAO (Международной организации гражданской авиации, – Ред.), может принимать и отправлять воздушные суда круглосуточно в течение всего года”, – отмечается в сообщении.
Отказ уже запланированного выхода на украинский рынок крупнейшего в Европе лоукостера Ryanair взбудоражил украинскую общественность и политикум.
Положительно отнеслись к перспективам “Гостомеля” и некоторые отраслевые специалисты. По словам генерального директора института “Украэропроект” Кирилла Новикова, состояние аэродрома вполне удовлетворительное с точки зрения эксплуатации всех типов самолетов, а наличие международной сертификации аэропорта может ускорить процесс организации пассажирских перевозок. “Гостомель имеет хорошее сообщение с Киевом, а также железнодорожную ветку”, – добавляет Новиков. А это, по его мнению, позволит соединить будущий аэропорт с украинской столицей еще и с помощью железнодорожного транспорта.
Пустые терминалы
Впрочем, министр инфраструктуры Владимир Омелян, похоже, относится к идее развития дополнительного аэродрома скептически. По его мнению, она требует минимум основательной проработки. “Авиационные специалисты пока скептически относятся к возможности ее реализации в годовой срок, а также экономической целесообразности такого проекта на данном этапе”, – сказал Омелян в беседе с DW.
Среди специалистов-скептиков, в частности, бывший заместитель министра Александр Кава. Он называет идею Гройсмана “нездоровой”. По его словам, некорректно тратить государственные деньги на строительство нового терминала в Гостомеле в то время, когда в аэропорту “Борисполь” есть пустые терминалы. В качестве примера он называет терминал “F”, который на данный момент законсервирован и в котором демонтирована часть оборудования. “Но конфигурация перрона позволяет пассажирам идти к самолету пешком, чего обычно требуют лоукостеры, а докупить и установить необходимое оборудование будет гораздо дешевле, чем строить здание.
Почему Ryanair и аэропорт “Борисполь” не смогли договориться?
Приход лоукостера Ryanair в Украину превратился в политический скандал. Министр инфраструктуры требует уволить директора аэропорта “Борисполь”, а тот предъявляет авиакомпании ультимативные требования.
Не соглашается Кава и с тезисом о хорошем сообщении с Киевом, сетуя на то, что дорога к аэродрому находится в неудовлетворительном состоянии. Поэтому, мол, вместе с отсутствующей инфраструктурой для пассажирских перевозок, в Гостомеле придется строить и пути сообщения соответствующего для международного аэропорта качества. “Нужно потратить не только не менее 20 миллионов долларов США на терминал и технику, нужно еще около 100 миллионов долларов на создание качественных путей подъезда”, – говорит эксперт.
Недостаточно провинциальный
Некоторые эксперты считают, что таким лоукостерам, как Ryanair, надо было с самого начала предлагать аэропорты не в Киеве, а в других украинских городах. По словам директора консалтинговой компании Friendly Avia Support Александра Ланецкого, девиз лоукостеров: «Мы будем летать бесплатно или очень дешево, но привезем вам полмиллиона пассажиров”, можно было бы воплотить в небольших городах, где с самого начала не было международного авиасообщения. В качестве примеров он приводит Житомир и Белую Церковь. “Но это возможно, если бы Ryanair не пускали в Киев, иначе эта компания туда ни за что не пойдет”, – добавляет эксперт.
Вместо этого Кава считает, что тенденция использования лоукостерами второстепенных аэропортов в последнее время проходит. По словам эксперта, дешевые авиаперевозчики уже хорошо обосновались в центральных аэропортах как Восточной Европы – в Варшаве, Будапеште, Праге, так и на Западе Европы – в Милане, Риме, Мадриде и Барселоне. По мнению Кавы, “Борисполь”, работающий менее чем на половину своих возможностей, вполне мог бы вписаться в этот тренд. “В любом случае, это государственный аэропорт, поэтому при принятии решения следует руководствоваться государственными интересами”, – резюмирует Кава.
Александр Голубов
По материалам:
Deutsche Welle
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас