Дмитрий Троекуров, Кобец Роман: что ожидать бизнесу от механизма блокировки НДС-накладных? — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Дмитрий Троекуров, Кобец Роман: что ожидать бизнесу от механизма блокировки НДС-накладных?

Фондовый рынок
1207
Борьба с формированием фиктивного налогового кредита и безосновательными заявлениями о возмещении НДС обусловила направления налоговой реформы и в текущем году. Так, одним из самых громких нововведений налоговой реформы стало введение механизма блокирование налоговых накладных, который в полной мере заработал с первого июля 2017 года.
Данный механизм предоставляет право органам Государственной фискальной службы (далее – ГФС) при наличии определенных критериев, установленных Министерством финансов Украины, остановить, а далее и отказать продавцу в регистрации налоговых накладных в Едином реестре налоговых накладных (далее – Реестр).
Критерии, по которым ГФС проводит мониторинг налоговых накладных, после долгих дискуссий все же определены приказом Министерства финансов Украины (далее – Минфин) от 13.06.2017 г. № 567.
Первый критерий направлен на выявление так называемых «скруток», то есть подмены товарных позиций и реализации товаров, которые такие субъекты не производили и не приобретали.
Первый критерий мониторинга включает в себя совокупность следующих позиций:
  • Объем поставки товара/услуги, указанный в налоговой накладной, в 1,5 раза превышает остаток разницы объема поставки такого товара с 1 января 2017 года и объема приобретения такого товара за этот же период.
  • В остатке более 75% составляют товары с кодами Украинского классификатора товаров внешнеэкономической деятельности, дополнительно определенные ГФС.
  • Товар отсутствует в информации, представленной налогоплательщиком как товар, который поставляется, изготавливается на постоянной основе.
При этом регистрация налоговой накладной приостанавливается только в случае, если сумма НДС, указанная в налоговых накладных, зарегистрированных в Реестре в отчетном периоде с учетом налоговой накладной, которая проверяется, больше уплаченной среднемесячной суммы ЕСВ и других налогов и сборов (кроме НДС).
Второй критерий очевиден – это отсутствие необходимых лицензий на осуществление хозяйственных операций.
Налогоплательщик, налоговая накладная которого заблокирована, имеет право в течение 365 дней подать в контролирующий орган объяснения и документы, которые свидетельствуют о «реальности» хозяйственной операции.
Исключительный перечень таких документов утвержден приложением к приказу Минфина от 13.06.2017 г. № 567. К таким документам относятся договора, переписка с контрагентами, первичные документы по поставке товаров, складские документы, акты приема-передачи, накладные, расчетные документы, банковские выписки из лицевых счетов и тому подобное.
По результатам рассмотрения пояснения и документов Комиссия при ГФС на протяжении пяти дней принимает решение о регистрации налоговой накладной или же об отказе в регистрации.
С первого взгляда все достаточно прозрачно. Однако, как известно, «дьявол кроется в деталях».
Так, постановлением Кабинета Министров Украины от 29.03.2017 г. №190 предусмотрены основания для принятия решения комиссией ГФС по результатам рассмотрения предоставленных документов об отказе в такой регистрации.
В указанном постановлении, кроме вполне очевидных оснований для отказа, таких как непредставление пояснений или документов, основанием для принятия решения об отказе также является предоставление копий документов, которые не являются достаточными для принятия комиссией ГФС решения о регистрации налоговой накладной.
Таким образом, комиссия ГФС, даже при наличии всех законодательных оснований для разблокировки налоговой накладной, по своему усмотрению может принять решение об отказе в регистрации.
Конечно, налогоплательщик имеет право на обжалование решения Комиссии как в административном порядке, так и в суде. Однако очевидно, что судебные тяжбы могут затянуться не на один год. И вопрос здесь даже не к работе судов, поскольку трудно даже представить количество таких судебных споров. Судебная реформа и вопрос формирования судейских кадров на сегодня не завершены, а суды перегружены и без такой категории споров.
Кроме того, если по аналогии с обжалованием налоговых уведомлений-решений, судебная практика будет сформирована таким образом, что обжалование решений Комиссий будет считаться спором имущественного характера, то обжаловать такие решения будет не только долго, но и дорого.
Вполне обоснованными на сегодня являются опасение предпринимателей, что вся их хозяйственная деятельность превращается в лотерею: будет заблокирована налоговая накладная или нет. Причем риски будут нести обе стороны сделки – как покупатель, так и продавец.
В итоге контрагент-покупатель не сможет сформировать налоговый кредит по НДС по приобретенному товару и впоследствии уменьшить размер оплачиваемого НДС в будущем или же получить бюджетное возмещение. Вряд ли такой покупатель будет в дальнейшем сотрудничать с продавцом.
Именно поэтому бизнес на сегодня остерегается не только потери возмещения НДС и дополнительных судебных тяжб, а также разрыва многолетних хозяйственных отношений с контрагентами.
Добросовестному плательщику остается лишь одно – максимально стараться не попадать под критерии мониторинга налоговых накладных, а так же своевременно реагировать на все сообщения со стороны ГФС.
С учетом законодательных изменений при приостановлении налоговой накладной очень важным будет этап подготовки пояснений и пакета документов для рассмотрения Комиссии. Именно этому этапу мы советуем уделять особое внимание, ведь даже в случае отказа Комиссией поданные пояснения будут фундаментом будущей судебной защиты.
Партнер Правовой группы «Побережнюк и партнеры» Дмитрий Троекуров
Юрист Правовой группы «Побережнюк и партнеры» Кобец Роман
По материалам:
Finance.ua
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас