Кто в Украине заработает на нефтяных льготах


Кто в Украине заработает на нефтяных льготах

19 июня Украина завершила спецконфискацию когда-то ведущего в стране производителя авиатоплива, Одесского НПЗ. А 8 июня было объявлено об окончании простоя калушского нефтехимического завода Ориана.

Все эти события свидетельствуют об оживлении некогда могучего сектора украинской экономики — переработки нефти и конденсата.

Статистика нефтяной криворукости

Формула роста этой отрасли проста. Вместо того чтобы тратить нынешние $2,8-3 млрд. в год на импорт готового дизтоплива, бензинов и нефтехимии, Украина могла бы ту же сумму расходовать на ввоз сырой нефти. Это позволило бы сокращать расходы валюты на импорт продуктов ее переработки. И перерабатывать сырье самой, зарабатывая не менее $1,5 млрд в год на экспорте дизеля, пластмасс и другой нефтехимии.

Но из года в год украинская нефтяная политика окучивается политиками коррупционного толка, которые хотят сначала порулить денежными потоками, а уже потом что-то делать. Такая тенденция наблюдается много лет.

В итоге нефтяной сектор Украины выглядит белой вороной на фоне стран-соседей. Отечественный импорт нефти в 2016 году вырос на целых 180%, достигнув $1,4 млрд., хотя в лучшие для отрасли годы нефти ввозилось на $9 млрд и более.

Для сравнения: по итогам прошлого года Белоруссия, обладая собственной добычей в 1,6 млн. тонн нефти, смогла начать импорт из Ирана, сбив этим цены на ввоз сырья из РФ, и заработать на экспорте нефтепродуктов $2,4 млрд.

Еще одна соседняя страна, Румыния, добывает 4 млн тонн нефти и конденсата, и давно стала импортером нефти из Казахстана. Во многом благодаря этому источнику сырья, зарабатывает $3 млрд на экспорте переработанной нефтяной продукции и химикатов.

Из 9-ти крупных румынских НПЗ шесть заводов простаивают, но несмотря на это, химический и нефтепродуктовый экспорт этой страны все-таки развивается.

Наши достижения на этом фоне выглядят более чем скромно. В Украине при добыче около 2 млн нефти и конденсата, простаивает 5 из 6-ти крупных НПЗ, а экспорт нефтепродуктов за два последних года составлял мизерные $8- 12 млн.

Не работают также 7 из 9-ти украинских заводов химволокон. В подобной многолетней стагнации находится еще один сегмент нефтехимии, украинская шинная промышленность. Из-за того, что за долгие годы ни один из владельцев украинских шинных заводов так и не смог наладить производство синтетического каучука, эта отрасль украинской нефтехимии покрывает всего около 15% отечественного потребления.

Он считается большим, и оценивается в 5 млн. автошин в год. Но и на этом рынке, так же как с бензином и дизелем, вся Украина дружно работает на импорт — просто не страна, а завидный спонсор для чужих экономик, и местных очень грамотных в деле импорта политиков.

Как оживлялась нефтехимия

Чуть ли не единственной точкой оптимизма для Украины в последнее время становится базовая нефтехимия, которая демонстрировала инвестиционную активность. Всего за год смогли сменить собственников два ведущих украинских производителя основных нефтехимикатов. Это лидер рынка полипропилена Лисичанский НПЗ, а также, лидер рынка поливинилхлорида — «Карпатнефтехим».

Первое предприятие попало в руки доверенных лиц бывшего владельца «Роснефти». Эта российская компания и ее руководство давно находятся под принятыми в поддержку Украины санкциями США и Канады, но в самой Украине все они смогли избежать санкций и блокирования активов явно благодаря коррупции.

Из-за «Роснефти» ни китайских, ни казахстанских или других подходящих инвесторов на Лисичанский НПЗ в Киеве никто не звал. Поэтому завод хоть и поменял собственника, но все равно продолжает уверенно стоять. Он загружает свои нефтебазы, как и раньше, импортом нефтепродуктов из РФ.

Совсем другие перемены произошли на другом украинском нефтехимическом гиганте в Калуше — на «Карпатнефтехим» (КНХ) первые вагоны-хопперы с солью пошли в мае, 11 июня на этом комбинате заработала этиленовая линия, 13 июня возобновил работу хлор-содовый завод, а 17 июня комбинат начал производить виниловые химикаты.

Все это движение ресурсов на КХН стало возможным благодаря получению к концу 2016 года акцизных льгот на импорт необходимого предприятию нефтяного сырья, после чего к весне комбинат поменял собственников. Пока их обозначилось два. Первый — это компания одного из видных представителей азербайджанского землячества Одессы, которая специализируется на нефтетрейдинге. Второй — компания «Техинсервис», которая среди прочего специализируется на проектах в спиртовой промышленности.

Ее вполне обоснованно приписывают к окружению экс-премьера Арсения Яценюка и экс-главы Днепропетровской области Игоря Коломойского.

Секреты акцизных льгот

И Яценюк, и Коломойский сейчас не в фаворе президентской ветви украинской власти. Тем не менее, никто не был против выделения государством импортных льгот для КХН. Калушский нефтехимический гигант в лучшие годы своей работы обеспечивал не менее 30% всех бюджетных платежей Ивано-Франковской области. Восстановление нефтехимкомбината нацелено на упрочнение местных позиций возглавляемой Яценюком партии, Народного Фронта.

Что касается государственных инстанций, то они с запуском завода принялись заверять, что любые нарушения с безакцизным импортом нефтепродуктов для КХН не будут возможны из-за жесткого контроля. Но сработает ли этот контроль, если импортеры начнут подавать на государство в суд за «недостаточно льготную», с их точки зрения, растаможку прямогонного бензина и дизтоплива?

Пока что представители власти молчат о перспективе судебных споров с операторами большого льготного импортера нефтепродуктов, но зато салютуют о том, как удалось закрутить гайки в среднем и мелком импорте: «Прежде всего, мы выделили отдельные таможенные коды, по которым можно завезти топливо только под глубокую переработку. С этим кодом может везти только «Карпатнефтехим». Это делает невозможным выход этого продукта на рынок. Если же завод остановится, и они решат продать это сырье, то придется изменить код, и заплатить акцизы», — заявил руководитель Энергетической таможни. И добавил, что «Карпатнефтехиму» перекрыли возможность накапливать остатки нефтепродуктов выше технологической нормы.

Эти меры могут внушать доверие, но все дело в том, что крупные импортеры нефтепродуктов в Украине традиционно редко рискуют идти на прямые таможенные нарушения. Они «идут в обход», и решают все проще — отстаивают в судах ранее полученные от государства льготы, если растаможка трейдерам чем-то не понравилась.

А в этом плане, у государства все очень грустно. Потому что Гостаможслужба еще со времен Валерия Хорошковского, утратила свой самостоятельный статус. Это ведомство работает в качестве департамента ГФС, за влияние на который борются СБУ и МВД Арсена Авакова. При таком статусе таможне очень тяжело добиваться побед в судах. И почти невозможно инициировать изменения в нормативно-законодательное регулирование импорта. Словом, получив в свои руки от государства акцизные льготы «имени возрождения Калуша», большим нефтяным трейдерам ничто не мешает проводить самый приятный во всех отношениях импорт благодаря судебным спорам с таможней и Государственной фискальной службы.

О полном провале обещанной в 2014-2016 годы судебной реформы в Украине не пишет только ленивый. И эта тема не зря изрядно замусолена прессой. Информационный шум помогает спрятать огромный нефтяной аспект этой реформы — в 2009-2013 годах, например, группа нефтетрейдеров компании «Ливела» нанесла бюджету ущерб на сумму более $6 млрд. благодаря сотням решений судов в свою пользу.

Еще раньше определенная группа импортеров нефтепродуктов так же цеплялась за льготные права при импорте и налогообложении. В 1994-2004 годы она проводила свои сделки через так называемую «судебную очистку». Благодаря поголовной любви украинских судей к букве и цифре закона, то есть к законодательно закрепленным торговым льготам, тогдашняя волна льготного импорта нанесла госбюджету Украины суммарный ущерб на сумму более $8 млрд. Вполне возможно, что, добившись от правительства Гройсмана акцизных льгот, некоторые импортеры ныне рассчитывают получить не меньший эффект.

Что получит Одесский НПЗ

Вполне возможно, что предоставленные нефтехимическому гиганту в Калуше льготы при импорте тонизируют украинскую военную спецхимию. Ведь полнокровная загрузка комбината поднимет уровень загрузки украинского химического рынка продукцией собственного производства. И вполне возможно, позволит наконец-то построить где-нибудь в Прикарпатье обещанный властью еще в 2015 году новый патронно-боеприпасный завод. Ведь страна воюет.

Но пока что, калушский завод выпускает гражданское сырье, которое далеко от статуса стратегического: это химикаты производства упаковок, стройматериалов и труб для мелиорации. То есть, пока целесообразность предоставления прикарпатским нефтехимикам таможенных льгот с точки зрения обороны и ОПК, — это задача весьма отдаленного будущего.

Но учитывая то, с какой легкостью удалось добиться акцизных льгот сугубо гражданскому «Карпатнефтехиму», можно только представить, каких преференций сможет добиться в 2017-2018 годах от украинской власти Одесский НПЗ.

До остановки в 2012-2013 годах это предприятие выделялось среди аналогичных НПЗ стран Черноморского региона одной яркой характеристикой. Завод лидировал в регионе по установленным мощностям производства реактивного топлива, стооктанового бензина и авиационного керосина. Уничтожить эти производства и разобрать их на лом по просьбе российских товарищей бывший владелец НПЗ, Сергей Курченко, удивительным образом не успел. Во многом благодаря перипетиям с бывшим владельцем Одесского НПЗ, на рынке авиатоплив в Украине уже давно доминирует импорт, а также продукция Кременчугского НПЗ Игоря Коломойского и Александра Ярославского. Их компании оперируют авиазаправочной ТК «Борисполь».

Минувшей весной, вместо банков-кредиторов Курченко, новым владельцем Одесского НПЗ стала созданная в конце марта ГП «Украинская Топливно Энергетическая Компания» (УТЭК). В мае это ГП получило на ответственное хранение и в операционное управление LPG терминала «Лагуна Рени» в Одесской области. Минтопэнерго официально заявляет, что задачей УТЭК станет подготовка НПЗ к приватизации. Но все дело в том, что государству выгоднее выставлять на продажу не кучу металла, а завод в рабочем состоянии.

Чтобы привести предприятие в предпродажное состояние, Одесскому НПЗ нужно будет возобновить импорт сырья, и получить, как минимум, такие же льготы, которые имеет «Карпатнефтехим». Или льготы побольше, учитывая былые позиции завода на рынке авиатоплива. Льготный импорт нефтепродуктов в Украине традиционно работает в доле с судьями и по схеме «судебной очистки» таможенных операций. Поэтому, как будет влиять льготный импорт на розничные цены, пока что гадать не приходится. Зато можно гарантировать, что определенные звенья судебно-правоохранительной системы в Украине начнут демонстрировать просто-таки взрыв экономической рентабельности от службы отечеству.

Андрей Старостин

  • i

    Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам об этом.

Смотри также
Рейтинг популярности материала «Кто в Украине заработает на нефтяных льготах» на Finance.UA - 2.2
В Контексте Finance.UA