Портфель ПриватБанка оказался под вопросом — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Портфель ПриватБанка оказался под вопросом

Фондовый рынок
582
Нацбанк пригрозил экс-собственникам ПриватБанка «принудительным взысканием» их активов. Основанием для этого заявления регулятора стало истечение 1 июля срока обещанной Игорем Коломойским и Геннадием Боголюбовым реструктуризации инсайдерских кредитов. Будет ли дальше эскалация судебной «войны», зависит от итогов переговоров Rothschild с экс-акционерами.
Эффект кареты-тыквы
Игорь Коломойский и Геннадий Боголюбов не сдержали свое ключевое обещание, которое дали премьер-министру Владимиру Гройсману накануне «спасения» ПриватБанка за счет госбюджета. Экс-собственники банка не провели до 1 июля 2017 года реструктуризацию портфеля кредитов корпоративных клиентов. Чтобы это нарушение было очевидным для налогоплательщиков, которым национализация ПриватБанка уже обошлась в 153,4 млрд грн (не считая процентного дохода по ОВГЗ), Минфин в ночь на 3 июля опубликовал письмо экс-владельцев от 16 декабря.
«Срок, до которого бывшие акционеры ПриватБанка в одностороннем порядке обязались обеспечить проведение реструктуризации кредитного портфеля, завершился 1 июля 2017-го», – заявили в Минфине. В письме не указывается, какой объем кредитов подлежал реструктуризации, но его тональность показывает, что речь идет обо всех кредитах. Это коррелирует с заявлением главы НБУ Валерии Гонтаревой о том, что кредиты связанным лицам составляли 99,4% портфеля. Согласно отчету ПриватБанка, кредитов юрлицам на конец 2016-го у него было на 178,4 млрд грн.
«В письме – обязательство реструктуризировать портфель в размере сформированных резервов на момент национализации за минусом bail-in», – говорил на днях министр финансов Александр Данилюк. Напомним, резервы в 2016 году составили 154,6 млрд грн, а bail-in – 29,4 млрд грн. Разница между ними почти совпадает с изначальной суммой докапитализации в 116,8 млрд грн.
В Минфине подчеркивают, что реструктуризация портфеля необходима для «покрытия убытков государства» от национализации банка, которая, к слову, стала возможна, потому что Кабмин получил «гарантии содействия и компенсации потерь от бывших собственников». В Нацбанке уже заявили, что 1 июля закончился срок именно «добровольной реструктуризации», и поскольку экс-владельцы «не выполнили взятые на себя обязательства», начнется «принудительное взыскание».
«Государство и ПриватБанк перешли к юридической процедуре взыскания и реализации соответствующей юридической стратегии, конкретные шаги которой не могут быть разглашены пока. Банковская процедура будет аналогична обычной процедуре взыскания в случае просрочки долгов, поэтому речь идет в большей мере о принудительном взыскании», – заявили в НБУ.
Общение через посредников
В Минфине напомнили, что ПриватБанк нанял консорциум компаний Rothschild, EY и FinPoint для «ускорения процесса переговоров о реструктуризации кредитов, которые были выданы предыдущим собственникам банка или лицам, прямо или опосредованно связанным с ними». Глава правления ПриватБанка Александр Шлапак, который на днях подал в отставку, в мае заявлял, что договор с Rothschild подписан в срок именно до 1 июля, но может быть продлен.
Государство ждет от них отчет о проделанной работе. «Министерство финансов ожидает, что в ближайшее время консорциум компаний предоставит финальный отчет, после изучения которого будет принято решение по дальнейшим шагам. Но, согласно информации, которой владеет Минфин, значительный прогресс в реструктуризации не был достигнут», – сказали в ведомстве.
Впрочем, по информации FinClub, финальный отчет консорциума не стоит ждать в ближайшие дни: договор с ними был подписан 24 мая, а на переговоры с экс-акционерами им дали 11 недель.
Война слов
После жестких заявлений власти не сдержался Игорь Коломойский, который через свои СМИ обвинил представителей НБУ в неосведомленности о переговорном процессе и попытке «снять с себя ответственность за непрофессионализм». «Бывшие владельцы ПриватБанка, согласно взятым на себя обязательствам, участвуют в переговорном процессе по реструктуризации своих кредитов с консорциумом компаний, которые получили мандат на представление интересов Минфина и ПриватБанка, который был согласован с Международным валютным фондом», – заявил он «ТСН».
Игорь Коломойский уточнил, что переговорный процесс начался в июне, происходит в штатном режиме и будет продолжаться необходимое для достижения договоренностей время.
По информации собеседников в ПриватБанке, переговоры Rothschild с экс-собственниками действительно длятся. «Игорь Коломойский готов признать часть связанных кредитов, где-то готов довнести залоги, что-то готов погасить. Но он – непростой переговорщик, поэтому переговоры идут тяжело. Rothschild провели уже три встречи», – рассказал собеседник.
Претенциозная работа началась еще в июне. Некоторые лизинговые договоры были расторгнуты, а предметы лизинга – изъяты. «Эта работа была и до 1 июля, будет продолжаться и после 1 июля», – сказал собеседник. Дебиторская задолженность юрлиц по финансовому лизингу на конец 2016-го составляла 15,3 млрд грн, хотя годом ранее этот показатель составлял всего 0,3 млрд грн.
Обратиться в суд с письмом экс-акционеров не получится, поэтому путь переговоров считается одним из самых эффективных. «Это был не договор, не нотариальное обязательство, это было письмо, соответственно, даже если бы в этом письме было написано «я обязуюсь», юридических последствий оно для бывших собственников не несет. Для нас это письмо было скорее выражением доброй воли с их стороны», – говорила FinClub замглавы НБУ Катерина Рожкова.
Поэтому публичные заявления НБУ о «принудительном взыскании» могут не поспособствовать реструктуризации. «Пока это похоже на то, что цель Нацбанка – не вернуть средства, а как можно скорее наказать экс-собственников», – сказал собеседник, знакомый с ситуацией в ПриватБанке.
В этом году должен завершиться forensic audit ПриватБанка (проводят фирмы Kroll и AlixPartners), который должен помочь вернуть средства, выведенные из банка за рубеж. ГПУ не ждет, а изучает доступные ей материалы. 24 мая прошли обыски по месту жительства экс-должностных лиц банка и адресам регистрации юридических лиц, связанных с ПриватБанком. А вчера генеральный прокурор Юрий Луценко заявил о проведении допросов членов кредитного комитета ПриватБанка, а также об аресте более 700 объектов недвижимости фирмы «Приватофис».
Руденко Виктория
По материалам:
Фінансовий клуб
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас