Что ждет государственные украинские банки? — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Что ждет государственные украинские банки?

Казна и Политика
1220
Правительство Украины не спешит с определением стратегий развития своих банков, но уже вынашивает планы по их продаже. Главным вопросом остается возвращение «влитых» в них сотен миллиардов гривен.
Получив под свой контроль более половины банковского рынка, украинское правительство теперь должно решить, что с этим делать. Но пока что крупнейший банковский владелец не спешит с решениями. Министерство финансов Украины пообещало Международному валютному фонду (МВФ) до конца июня определить структуру отношений между Кабмином и каждым государственным банком. Об этом говорится в Меморандуме о сотрудничестве Украины с МВФ. Но стратегия развития государственных банков до сих пор не разработана.
Различные пути
Сейчас государство контролирует пять банков: “Приватбанк”, “Ощадбанк”, “Укрэксимбанк”, “Укргазбанк”, и с “Расчетный центр”. По данным Нацбанка Украины, на сегодня они сконцентрировали 55 процентов всех банковских активов (693 млрд гривен). По видению Минфина, конкретная специализация должна быть только у “Укрэксимбанка”. Он должен будет ориентироваться на кредитование крупного и среднего бизнеса и обслуживание экспортно-импортных операций. По мнению Нацбанка, свой розничный бизнес и сеть филиалов “Укрэксимбанк” должен будет отдать другим учреждениям.
Остальные три государственных банка должны быть универсальными, но фокусироваться на каком-то направлении. “Укргазбанк” уже фокусируется на “зеленом” банкинге, “Приватбанк” имеет фокус на технологиях и работе с населением. У “Ощадбанка” есть сильные стороны, связанные с развитой сетью отделений и работой с предприятиями, в том числе государственными”, – говорит заместитель министра финансов Оксана Маркарова.
Планы на выход
В общем, правительство не планирует владеть таким большим количеством банков. “В Украине доля государства на банковском рынке чрезвычайно высока. Наша цель – минимизация госрасходов на госбанки и также мы должны думать о том, как возвращать эти деньги”, – говорит Оксана Маркарова.
В “Стратегии развития госбанков в рамках комплексной программы развития финсектора Украины до 2020 года”, которую предложил Нацбанк, предусмотрено, что в собственности государства останется только “Укрэксимбанк”. Остальные должны быть частично или полностью проданы в ближайшие 3-5 лет. К концу 2018 года планируется продать по 20 процентов “Приватбанка” и “Ощадбанка”, а также 100 процентов “Укргазбанка”. А к 2020 году государство должно полностью выйти из “Ощадбанка” и продать хотя бы половину “Приватбанка”.
Предполагается, что совладельцами госбанков станут международные организации. “Среди возможных акционеров “Ощадбанка” государство рассматривает исключительно международные финансовые организации, например, Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР). При этом государство сохранит контроль над “Ощадбанком”“, – прокомментировал председатель правления “Ощадбанка” Андрей Пышный.
Удастся ли что-нибудь вернуть?
Главным вопросом остается возможность вернуть деньги, которые государство уже “влило” в банки. Один только “Приватбанк” получил 116 миллиардов гривен, и в Нацбанке считают, что это не окончательная сумма. Еще более 20 миллиардов гривен было влито за последние два года в “Ощадбанк” и “Укрэксимбанк”. Поэтому перспективы возврата таких значительных сумм пока остаются призрачными, однако и управление государством банками не является эффективным. “Нужно учитывать не сколько мы уже потратили, а сколько можем еще потратить. Основные риски, связанные с владением госбанками – коррупция, использование их в политических целях, низкая эффективность, – прокомментировал старший экономист Центра экономической стратегии Дмитрий Яблоновский. – Единственный способ полностью нивелировать эти риски на будущее – продать эти банки”.
Но пока результаты приватизации госбанков неутешительны. Еще в прошлом году правительство договорилось о продаже самого маленького в стране Украинского банка реконструкции и развития китайской бирже Bohai Commodity за 82,8 млн гривен. Сделка, формализацию которой долго откладывали, наконец была подписана в четверг, 8 июня.
Елена Губарь
По материалам:
Deutsche Welle
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас