IKEA, H&M и другие: почему мировые бренды не торопятся открывать магазины — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

IKEA, H&M и другие: почему мировые бренды не торопятся открывать магазины

Фондовый рынок
796
В Украине снова заговорили о шансах на приход в страну всемирно известного шведского мебельного бренда IKEA.
На этот раз поводом стало заявление председателя правления компании “Мандарин Плаза” Александра Черницкого, который планирует построить новый торгово-развлекательный центр на месте киевского ледового стадиона. По словам Черницкого, IKEA может стать арендатором этого ТРЦ, строительство которого должно начаться осенью текущего года.
IKEA смотрит в нашу сторону. Их намерения уже озвучены, представители специально сюда приезжали, встречались”, – заявил бизнесмен. Даже в самой шведской компании сообщили, что действительно предоставили франшизу для рынка страны. “Но пока у нас нет точной даты по открытию торговой сети”, – отметили в IKEA.
Это далеко не первая попытка компании зайти на украинский рынок. IKEA планировала построить магазин под Киевом с момента открытия киевского офиса в 2005 году, но так и не смогла купить землю для этой цели на фоне споров с местными властями.
В апреле 2012 года тогда еще министр экономического развития и торговли, а ныне президент Украины Петр Порошенко заявил в интервью агентству Bloomberg: “IKEA – это не только способ иметь доступную качественную мебель, IKEA – это символ. Если IKEA не позволяют попасть на рынок, страдает не компания, страдает Украина”, – заявил тогда Порошенко, настаивая на необходимости восстановить доверие инвесторов к стране. В марте 2016 года официальный представитель компании Кайса Йоханссон заявила украинским СМИ, что IKEA не планирует выходить на украинский рынок.
Подобные слухи окутывают и другие известные на Западе, но отсутствующие в Украине бренды, среди которых и шведская марка одежды, обуви и аксессуаров H&M. О заинтересованности шведов в украинском рынке со ссылкой на собственные источники в декабре 2016 года писало издание ЛигаБизнесИнформ. Журналисты тогда сообщили, что директор по развитию новых рынков компании Маттиас Ламберг посетил Украину, осмотрев ряд столичных ТРЦ. Впрочем, чуть позже в пресс-службе H&M сообщили, что в 2017 году бренд не планирует открывать в стране свои магазины.
Рискованная страна
По словам специалиста отдела продаж ценных бумаг инвесткомпании Dragon Capital Сергея Фурсы, к заявлению Черницкого о якобы заинтересованности IKEA арендой торговых площадей в Киеве стоит относиться осторожно.
“Сама фраза о том, что они смотрят в эту сторону, свидетельствует о том, что конкретных договоренностей пока нет”, – говорит эксперт. Поэтому, по его мнению, пока говорить о серьезности намерений шведского мебельного бренда не стоит.
Преградой на этом пути может стать коррупция, ведь IKEA известна тем, что не дает взяток, указывает специалист.
Единственное, что может перевесить опасения коррупционных рисков, говорит Фурса, это возможность выйти на ненасыщенный рынок на фоне значительной платежеспособности населения. Впрочем, Украина, по мнению эксперта, пока не отвечает и этим критериям – здесь есть большое количество торговых центров, а население пока оправляется от экономических неурядиц.
Но, если одни западные бренды колеблются выходить на рынок Украины, другие на нем давно присутствуют. По словам исполнительного директора Центра экономической стратегии Глеба Вышлинского, на решение брендов выходить на конкретный рынок влияет ряд рисков, часть из которых являются уникальными для каждой компании, другие же одинаковым образом влияют на поведение инвесторов. Среди последних, по словам эксперта, для таких брендов, как IKEA, действительно важны и возможность вести бизнес без нарушений закона, и покупательная способность населения.
“И хотя позиции Украины в рейтинге Doing Buisness выросли – власть упростила валютное регулирование, а учитывая макроэкономическую стабильность прогнозы являются положительными – это трудно назвать прорывом, который бы принципиально изменил стратегии западных брендов в нашем регионе”, – говорит Вышлинский.
Отсутствие на рынке – не всегда признак отсталости
Впрочем, отсутствие брендов на конкретном рынке не всегда свидетельствует о его отсталости по сравнению с соседями, добавляет Вышлинский.
В случае H&M в Украине широко представлены его конкуренты аналогичного ценового сегмента, что свидетельствует о наличии спроса и реалистичности успешной работы в стране. В то же время шведский бренд присутствует в гораздо менее перспективной с точки зрения размеров рынка Грузии.
На украинский розничный рынок банковских услуг, несмотря на все предостережения, еще в 2006 году успешно вышел французский банк BNP Paribas, купив контрольный пакет акций УкрСиббанка. “Мало в каких странах Восточной Европы он представлен в розничном сегменте”, – говорит эксперт.
Этот тезис подтверждает и Фурса, по словам которого требования конкретных брендов к перспективным рынкам очень индивидуальны, поэтому каждый кейс стоит разбирать отдельно.
Так, неравное представление в странах региона может быть вызвано изменениями в стратегии компаний. Вышлинский рассказывает, что до финансового кризиса 2008 года многие компании занимались активной географической экспансией, затем изменив эти планы. Это, по мнению эксперта, привело к появлению на картах “белых пятен” на месте стран, куда определенные бренды не успели зайти к резкому изменению своих намерений.
“В таком случае заставить конкретные компании все же выйти на определенный рынок может только что-то экстраординарное, но Украина пока ничего подобного не демонстрирует”, – говорит Вышлинский.
Александр Голубов
По материалам:
Deutsche Welle
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас