Украинская таможня будет работать по новым правилам — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Украинская таможня будет работать по новым правилам

Казна и Политика
1114
Как сообщил госсекретарь Министерства финансов Евгений Капинус, ведение «единого окна» на таможне дало не только плюсы, но и выявило серьезные проблемы в работе различных служб на границе.
«Единое окно по факту дало возможность проводить проверку документов всеми контролирующими органами за 4 часа. Но сейчас бизнес начинает говорить, что это не всегда выгодно. Потому что за счет взяток таможенникам можно значительно быстрее пройти границу», — рассказал Капинус.
По словам начальника управления таможенной политики Министерства финансов Александра Москаленко, постановление Кабмина №364 от 25 мая 2016 года дало право другим контролерам на границе (экологам, представителям радиологического и ветеринарного контроля) проводить выборочный контроль. Однако ни одно из ведомств не воспользовалось этим. Все хотят тотально контролировать.
«Только теперь эти органы не справляются с объемом работы. Раньше они ставили печать не глядя, не выходя из кабинета. А теперь вынуждены выходить на осмотр каждого груза и у них просто физически не хватает людей и возможностей для такого контроля», — рассказал Москаленко.
В результате, как показал опрос, проведенный компанией Gfk Украина для Института экономических исследований и политических консультаций, только 20% предприятий имели опыт прохождения через «единое окно». Остальные либо не имели его вовсе, либо пользовались услугами таможенных брокеров.
Как утверждают в Минфине, они уже готовят план реформирования работы таможни.
Как будут реформировать
«Бизнес в едином окне видит непредсказуемость как по финансовым, так и по временным тратам при оформлении одинаковых импортных операций. При этом наличие контрабандных потоков существенно снижает конкурентоспособность легальных импортеров», — заверила гендиректор ассоциации «Украинские импортеры бытовой электроники» Софья Арасланова
Все меры борьбы с незаконным пересечением границы заканчиваются тем, что добросовестные импортеры начинают платить за недобросовестных либо стоять в очередях.
Поэтому в рамках утвержденной правительством концепции реформирования ГФС в Минфине разработали свой план. Это пока не готовые решения, которые будут воплощены в законах и постановлениях.
Что делать украинцам, если таможня задержит их посылку из интернет-магазина
Как пояснил советник министра финансов Юрий Драганчук, в ведомстве поняли, что точечные изменения не дают эффекта. Поэтому решили кардинально изменить оценку действий самих таможенников и методы их работы.
Всего в плане действий по реформированию таможни значится 19 направлений, которые до конца июля планируется утвердить постановлением КМУ. Вопросы обучения персонала и коммуникации с внешним миром важнее для самой таможни. Наибольший интерес для бизнеса представляют изменения по процедурам определения таможенной стоимости и пропуска товаров.
Растаможка по-новому
В направлении 7 (Таможенные обязательства) предлагается внедрить стандартные алгоритмы оценки таможенной стоимости товаров, их классификации, определения страны происхождения.
«Чтобы у таможенников было как можно меньше простора для фантазии, попытаются максимально четко прописать все действия, которые должен совершить работник таможни», — рассказал глава таможенного комитета Харьковского отделения Европейской Бизнес Ассоциации, партнер ЮФ Bargen Святослав Бартош.
Например, сначала проверить документы на наличие расхождений в данных, подтверждающих стоимость товара. И в зависимости от результата переходить к выполнению следующего пункта инструкции. Так, если различия обнаружены — истребовать документы от импортера с пояснениями таких расхождений. Но пока самих алгоритмов нет.
Не менее важно для бизнеса введение жесткой ответственности таможенников за их действия. Таможенника хотят сделать максимально независимым в действиях как от его начальства, так и других представителей контролирующих органов, которые трудятся на таможенном посту (например, СБУ).
Минфин предлагает ввести коэффициенты оценки эффективности работы инспекторов (KPI), от которых, в том числе будет зависеть их зарплата. Среди критериев оценки, например, будет отсутствие жалоб бизнеса на работу инспектора.
«После введения KPI у нас появится полное моральное право усиливать контроль за работой таможенников. Чтобы обеспечить неотвратимость наказания за нарушения. Это будут отдельные подразделения аудита внутри таможни, подчиненные напрямую его руководителю», — рассказал Юрий Драганчук.
Пока, по словам Святослава Бартоша, предлагается оплату труда таможенников распределять таким образом: 70% — оклад и 30% премия. То есть, треть зарплаты будет зависеть от выполнения трех блоков KPI. Первый — наличие замечаний от руководства, второй — соблюдение профессиональных требований, третий — отсутствие жалоб бизнеса.
«Это очень важно — ввести механизм ответственности, потому что сейчас призвать к ответу таможенника за его действия практически невозможно», — считает Святослав Бартош.
По словам Евгения Капинуса, уже сейчас 10% от перевыполнения таможенных сборов идет на дополнительное обеспечение работы таможни, что позволило поднять зарплату по факту до 10 тыс. грн. Тем самым пытаются убрать так называемую «бытовую коррупцию» на таможне.
Страховка вместо денег
Еще один важный момент — усовершенствование системы гарантий уплаты таможенных платежей. Как известно, сейчас предприятие, не согласное с завышением таможенной оценки стоимости груза, может уплатить в бюджет по-своему, а на сумму разницы предоставить фингарантии. Это, как правило, внесение денег на депозит таможни.
«Срок действия таких гарантий — 90 дней. Но за это время предприятия, как правило, не успевают обжаловать решение таможни, и деньги уходят в бюджет. И потом компания вынуждена еще раз проходить круг судебных разбирательств по возврату из бюджета излишне уплаченных средств», — объяснил Святослав Бартош.
Поэтому в Минфине предлагают продлить срок представления этих гарантий. Насколько — вопрос пока открытый. Все вышесказанное касается и процедур смены кода товара, когда из-за смены кодировки увеличивается ставка пошлины.
Плюс планируется подключить к этому процессу страховые компании или банки, которые могли бы выдавать свои документальные гарантии, чтобы предприятия не замораживали свои оборотные средства на таможенном депозите. Это своего рода страховой полис на случай, если компания не сможет отсудить свои платежи. Банк или страховая заплатит таможне, а потом будет требовать деньги с импортера.
Наконец, как пояснил Александр Москаленко, будет проведен аудит всех процессов, связанных с ВЭД по нетарифному регулированию: получение всевозможных бумаг от ветеринарных служб, экологического контроля и т.п. Чтобы исключить неэффективные или дублирующие друг друга документы и процедуры. Это сэкономит предприятиям средства и сократит время прохождения таможни. А государство сможет подняться в рейтинге легкости ведения бизнеса (Doing Business).
«Отмена ряда нетарифных процедур позволит сократить количество контролеров. Плюс хотим уменьшить перечень товаров, которые подлежат специальному контролю. Например, сейчас Госпродпотребслужба готовит постановление, в котором будут указаны примерно 9,5 тыс. кодов товаров, на которые не нужно получать санитарно-гигиенические заключения», — рассказал Александр Москаленко.
Напомним, этот документ обязателен при перевозке бытовой химии, продуктов питания, специальных пищевых добавок, органических и минеральных удобрений, товаров для детей, различных видов топлива, оборудования и прочего.
Плюс — готовится отмена справки о декларировании валютных ценностей. Как говорят в Минфине, проект соответствующего приказа передан на утверждение в Минюст.
«Сейчас предприятию сначала нужно задекларировать валюту, а потом получить справку из налоговой о том, что это сделано. Также внесли в КМУ проект закона об отмене декларирования валютных ценностей за границей», – говорят в Минфине.
В итоге планируется найти баланс интересов государства и декларантов. Чтобы не гробить легальный бизнес чрезмерным контролем и не дать волю контрабандистам.
«Компромиссом скорее всего будут нормы ЕС, которые по соглашению об ассоциации должны быть введены в Украине», — считает Александр Москаленко.
Константин Симоненко
По материалам:
УБР
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас