На заработки в Польшу: любят ли там наших трудовых мигрантов — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

На заработки в Польшу: любят ли там наших трудовых мигрантов

Личные финансы
2280
За последние несколько лет в Польше значительно возросло количество трудовых мигрантов из Украины. При этом это не только сухая статистика на бумаге: украинский или русский язык на улицах польских городов стало слышно практически везде и постоянно. Следовательно, к украинцам выросло внимание в Польше: одни видят в увеличении их присутствия шансы, другие – проблемы и даже опасность.
КТО И КАК СЧИТАЕТ УКРАИНЦЕВ В ПОЛЬШЕ
Вопрос количества украинцев в Польше является самым сложным. Никакие польские органы не могут предоставить точные цифры. Трудовая миграция является явлением циклическим, ведь одни люди приезжают, другие возвращаются домой. Очевидно одно: если еще пять-семь лет назад Польша была направлением поездок на заработки только жителей Западной Украины, то сейчас география значительно расширилась на восток и юг. Раньше украинцев с, скажем, Одесской, Днепропетровской или Полтавской областей редко когда можно было увидеть на заработках в Польше. Сейчас все изменилось, и очень часто на улицах польской столицы можно услышать русскую речь с характерным украинским акцентом. Это особенно стало ощутимо после 2014 года, когда из-за резкого ухудшения отношений Украины с Россией, жители Центральной и Восточной Украины вместо рискованного во всех отношениях восточного направления выбирают западное, среди которых Польша является самым близким и самым простым.
По приблизительным оценкам местных чиновников, в Польше сейчас может находиться более миллиона украинцев. Разные польские радикальные силы, которые обращаются к антииммигрантской риторике, вообще называют цифру в два и более миллиона. Кажется, и первые, и вторые ошибаются. Если учесть количество выданных в прошлом году виз украинцам (1,2 млн) и то, что из них количество рабочих составляла 650 тыс., а также принимая во внимание владельцев документов, которые имеют разрешение на временное или постоянное проживание в Польше (примерно 100 тыс.), плюс 30 тысяч украинских студентов, то можно примерно оценить, что наших соотечественников сейчас постоянно может быть в Польше от полумиллиона до 600-700 тыс. Впрочем, очевидно, что это тренд растущий. В целом, украинцы в Польше работают на строительстве, в сфере услуг и торговли, в сельском хозяйстве и на производстве. То есть, речь идет о низкоквалифицированной рабочей силе. Хотя в последнее время в Польше растет количество высококвалифицированных специалистов – IT-специалистов, врачей и др.
УКРАИНСКИЙ ФАКТОР ПОЛЬСКОЙ ЭКОНОМИКИ
Польская власть в целом положительно относится к потоку украинских мигрантов. Для экономики страны, которая активно развивается, трудовые мигранты из Украины являются близкими полякам в культурном и ментальном отношении, а также не несут с собой каких-либо безопасностных рисков. Украинцы частично заполнили нишу после поляков, которые также в поисках лучшей жизни и лучших заработков после вступления Польши в ЕС массово отправились покорять Запад, особенно “туманный Альбион”. В Британии и Ирландии, по разным подсчетам, проживает от одного до двух миллионов поляков, и туда лидеры партий и кандидаты в президенты обязательно ездят с предвыборной агитацией. Кроме того, в Польше наблюдается демографический спад, а следовательно польских рабочих рук с каждым годом будет все меньше, а экономика, наоборот, будет требовать их все больше.
Еще два-три года назад трудно было себе представить, что украинцам отдельное внимание начнут уделять различные сегменты рынка услуг в Польше. Свои предложения исключительно для украинцев разрабатывают коммерческие банки, страховые компании, консалтинговые фирмы, операторы сотовой связи. Недавно на всех польских центральных телеканалах звучала песня “Там, де нас нема” Океана Эльзы”, с помощью которой популярный мобильный оператор Play в рекламном ролике зазывал трудовых мигрантов дешевле звонить из Польши в Украину. В то же время, одно из популярных польских изданий Dziennik Gazeta Prawna в феврале этого года вышло с приложением на чисто украинском языке на тему безопасного и легального трудоустройства в Польше.
УКРАИНЦЫ В БОЛЬШОЙ ПОЛЬСКОЙ ПОЛИТИКЕ
Стоит отметить, что фактор украинского мигранта в Польше пытаются использовать в политических интересах на различных уровнях. В частности, примерно с середины 2015 года польские чиновники самого высокого уровня начали применять термин “беженец” в отношении украинцев, которые прибывали на заработки в Польшу. Не стоит думать, что польские чиновники не отличают беженца, который находится на полном социальном обеспечении государства пребывания, от трудового мигранта, который обеспечивает себя сам и платит налоги в казну государства. Просто так нужно было говорить в контексте внутренней дискуссии в ЕС относительно наплыва в Европу беженцев из стран Азии и северной Африки. Тезис о “миллионе беженцев из Украины, которые бегут от войны” был разменной монетой в игре при распределении квот на беженцев внутри ЕС для правительства Эвы Копач в 2015 году и как аргумент, чтобы вообще не принимать их в случае с правительством Беаты Шидло в 2016-2017 годах. После намеков со стороны Украины и насмешек в польских СМИ, что на самом деле статус беженца в Польше в 2015-2016 годах получили 18 украинцев, польские чиновники постепенно отказываются от этой риторики.
Фактор украинца, как опасность и угрозу, продолжают в Польше использовать националисты и радикальные силы, которые вообще неблагосклонно относятся к любым иностранцам. При этом “аргументов” у них достаточно, многие из которых вызывают лишь улыбку. В частности, в польском информпространстве появлялись и продолжают распространяться тезисы о том, что среди трудовых мигрантов из Украины в Польшу массово прибывают лица с криминальным прошлым, террористы, и что в Польшу украинцы завозят инфекционные заболевания и прочее. Порой за такими заявлениями, очевидно, торчат уши Кремля, который для такого рода “вбросов” пытается использовать силы, которые открыто или завуалировано симпатизируют России. Они усиленно пытаются показать украинцев как угрозу для Польши и поляков, от которых в прямом смысле нужно отгородиться стеной. Есть и такие заявления. Понятно, что таким образом осуществляются попытки и дальше ссорить поляков и украинцев, раздувать недоверие одних к другим.
В Польше звучит также аргументация, что украинцы забирают у поляков рабочие места, часто “демпингуя” оплату труда. Относительно этого вопроса в Польше действительно существует определенная дискуссия даже в интеллектуальных кругах. В частности, есть мнение, что в отличие от крупных польских городов таких, как Варшава, Вроцлав и Краков, которые относительно легко могут “растворить” в себе десятки тысяч украинских мигрантов, в маленьких населенных пунктах это может быть достаточно проблематично. Следовательно, это может вызвать напряжение в относительно герметичных, небольших польских социумах, которые на протяжении веков варились исключительно в своей моноэтнической среде. Особенно это может быть ощутимым в депрессивных регионах востока Польши, где безработица выше, чем в среднем по стране. Эта мысль действительно достойна внимания и глубокого изучения с точки зрения реагирования польской власти на возможные точечные очаги напряжения между поляками и украинцами.
КАК УМЕНЬШИТЬ РИСКИ
Трудовая миграция – это всегда определенный риск. Миграция в Польшу не является исключением. С ростом популярности Польши как направления трудовой миграции, в Украине, а также и самой Польше появилось много посреднических фирм, которые предлагают свои услуги в открытии рабочей визы и дальнейшем трудоустройстве. При этом на рынке есть столько нечестных посредников, что часто это подрывает общее доверие к этому сегменту услуг. За свои посреднические услуги (рабочую визу и гарантированное место работы) дельцы еще в Украине могут попросить 400-800 злотых (примерно 2,5 – 5 тыс. грн.), хотя это все должно быть абсолютно бесплатным. Очень часто после прибытия в Польшу выясняется, что работа или условия трудоустройства являются не совсем такими, или точнее кардинально другими, чем те, о которых шла речь в начале, или же ее вообще нет. Следовательно, уже на месте украинцы начинают лихорадочно искать другую работу, чтобы хоть что-то заработать и компенсировать потери, часто попадая в очередную ловушку. Если украинец трудоустраивается на работу нелегально, то он должен принимать во внимание риск, что его могут просто “кинуть”, не заплатив за работу ни копейки.
Варианты обмана существуют и в условиях легального трудоустройства и уплаты налогов в Польше. Внешне в начале все может выглядеть довольно прилично – работа, проживание. Но это до первой зарплаты, когда официально оформленный карточный счет может быть начислено за месяц на 200-300 злотых меньше (1,2-1,8 тыс. грн). При этом, посредники (звено, связывающее работодателя и работника), как правило тоже украинцы, обязательно “найдут” множество обоснований, почему это так – налоги, социальные отчисления и тому подобное. Кроме того, нечестные посредники тоже могут попытаться не заплатить последнюю зарплату, зная, что мигрант обязательно должен покинуть пределы Польши до завершения срока действия визы. Обещая перечислить работнику зарплату в следующем месяце, в лучшем случае денег перечислят гораздо меньше, в худшем – их не будет вообще. Отдельным вопросом является и медицинское страхование. В случае болезни, которая требует визита к врачу или длительного лечения, посредническая фирма может попытаться уволить работника задним числом, цинично выбрасывая больного человека на улицу. При этом посредники, хорошо зная украинскую ментальность, часто прибегают к шантажу и запугиванию.
Поэтому украинцы, которые выбирают путь трудовой миграции в Польшу, должны знать несколько базовых вещей.
Во-первых, нужно искать посредников, которые не требуют от работника оплаты за получение работы. На рынке есть посреднические компании, которые не берут за это средств, а поэтому нужно искать именно их.
Во-вторых, после прибытия на место работы трудовой мигрант должен знать свои базовые права и то, что польское трудовое законодательство защищает его не хуже, а возможно, даже и лучше, чем работодателя. В случае нарушения положений трудового соглашения со стороны посредника/работодателя, человек может обратиться в местный отдел Государственной инспекции труда (PIP), а в случае шантажа и угроз – в полицию. Как правило, даже само упоминание о РІР “магически” действует на посредников или работодателей. Они не хотят иметь проблемы с этим институтом, а потому легко могут признать свою ошибку в начислении средств или гарантировании медстрахования. Даже в случае нелегального трудоустройства работник может рассчитывать на защиту и помощь со стороны полиции и PIP. Трудовые мигранты в нетипичных ситуациях также всегда могут обратиться в неправительственные организации в Польше, которые оказывают консультативную помощь в таких случаях. Необходимо иметь также контакты генконсульств Украины в конкретном регионе. Эти данные несложно найти в Интернете.
ВВЕДЕТ ЛИ ПОЛЬША КВОТЫ?
Миграционная политика Польши в отношении трудовых мигрантов из стран бывшего СССР, прежде всего ближнего зарубежья, считается довольно либеральной. В то же время, с 1 июля в рамках регулирования потока трудовых мигрантов в ЕС и снижения уровня махинаций на польском рынке труда ожидается изменение правил трудоустройства иностранцев в Польше.
Больше всего эмоций у экспертов вызывает положение о введении системы квот на работников из-за рубежа. Количество разрешений на работу должно устанавливаться на год отдельно для каждого воеводства Польши, а в целом для страны – 500 тысяч. Только в прошлом году таких разрешений в Польше было выдано 1,3 миллиона. Решится ли Польша на этот шаг, с одной стороны – защищая собственного работника, а с другой – лишаясь рабочих рук, которые так нужны польской экономике, станет известно уже скоро.
Юрий Банахевич, Варшава
По материалам:
Укрінформ
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас