Кристофер Дембик: победа Макрона. Какие экономические вызовы стоят перед новым президентом? — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Кристофер Дембик: победа Макрона. Какие экономические вызовы стоят перед новым президентом?

Мир
277
На улицах Парижа звучат отголоски победных маршей, однако новый президент Франции пока еще не выиграл никаких сражений. Очень скоро ему предстоит столкнуться с реалиями европейской действительности, поскольку 11 мая Еврокомиссия опубликует свои весенние прогнозы по экономике, а 17 мая станут известны оценки размера французского дефицита, что традиционно является щекотливым моментом.
Франции повезло с тем, что другие государства Средиземноморского клуба находятся в еще более удручающем положении с точки зрения экономики и в еще более сложной ситуации с точки зрения финансовых рынков. На прошлой неделе инвесторы снова продемонстрировали свое доверие к Франции, что подтвердили результаты выпуска 10-летних облигаций, доходность которых снизилась по сравнению с апрельскими показателями (0,81% против 0,97%).
Вопреки многочисленным ожиданиям, вероятность роста стоимости кредитования в кратко- и среднесрочной перспективе оказалась сильно преувеличена.
В 2007 году размер долговой нагрузки Франции равнялся 2,5% от ВВП, а в 2016 году этот показатель составлял всего 1,7% – ниже, чем в большинстве европейских стран, за исключением Германии. Средний срок погашения французского долга составляет 7 лет, в связи с чем рост процентных ставок на 1% будет увеличивать долговую нагрузку лишь на 0,14% в год, что является вполне приемлемым показателем.
При этом в 2017 и 2018 гг. долговая нагрузка должна продолжить снижаться (в направлении значения 1,5% от ВВП — ред.), что предоставит Эммануэлю Макрону льготный период продолжительностью в 18 месяцев в вопросе госрасходов.
Главной проблемой для нового президента станет необходимость стимулирования слабой экономики, которая по итогам 1-го квартала снова продемонстрировала удручающе низкие темпы прироста, составившие всего 0,3% – вполовину меньше аналогичного показателя за 1-й квартал 2016 г.
Наиболее катастрофические результаты были зарегистрированы в категориях внешней торговли и расходов домохозяйств. На этом фоне официальный прогноз властей о росте экономики в 2017 году на 1,5% выглядит слишком оптимистичным.
Соответственно, одним из первых шагов нового правительства в сфере экономики может стать пересмотр этого целевого уровня на понижение, что приведет его в соответствие с пониженными прогнозами международных организаций. Это станет решением, отражающим экономические реалии, но одновременно и негативным сигналом, указывающим, что Франции будет сложно разогнать рост национальной экономики в направлении отметки 2%, в то время как он больше тяготеет к значению 1%.
Как и Франсуа Олланд, Эммануэль Макрон будет стремиться к повышению конкурентоспособности французских компаний за счет сокращения затрат на рабочую силу, однако это не поможет экономике страны набрать импульс роста в долгосрочной перспективе. Абсолютным приоритетом является стимулирование роста производительности. Исторически двумя основными двигателями экономического роста являются демография и производительность. Во Франции показатель капиталоотдачи держится в районе усредненных значений для развитых стран; проблема коренится в другом аспекте эффективности – в производительности труда, которая снижается на протяжении 20 лет. Этот тревожный тренд можно объяснить следующими причинами:
1). Низкий уровень квалификации и профессиональных навыков и умений французов, о чем свидетельствуют и результаты мониторингового исследования качества образования PISA, проводимые Организацией Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР). Франции не нужны легионы экономистов, менеджеров и научных сотрудников. В ком она действительно нуждается, так это в инженерах, врачах, ученых-естествоиспытателях и производственных рабочих. Более трети промышленных предприятий Франции отмечают дефицит рабочей силы, что совершенно непостижимо в условиях, когда уровень безработицы в стране составляет около 10%.
2). Отсутствие инноваций, направленных на преобразование производственных процессов и потребительских привычек, что, в частности, означает необходимость более активного инвестирования в фундаментальные исследования. На данный момент бюджет Национального агентства научных исследований Франции составляет около 640 млн евро по сравнению с бюджетом 2,7 млрд евро аналогичного института Германии. Безусловно, это вряд ли поможет Франции реализовать свои амбиции в сфере промышленной политики.
Предлагаемые новым президентом программы профессиональной подготовки являются шагом в верном направлении. Существенных трудностей с финансированием тут нет – основная проблема заключается в том, что данная политика не выделяет четких целевых демографических категорий, на которые рассчитаны эти инициативы, а также не предлагает программ профессиональной подготовки, которые бы наилучшим образом отвечали актуальным потребностям рынка труда. Кроме того, необходимо более активное вовлечение в этот процесс «супер-регионов», поскольку именно они являются тем отправным уровнем, на котором можно эффективно решать вопросы улучшения экономической структуры.
Для того чтобы преуспеть, новому президенту предстоит еще раз склонить французов на свою сторону в ходе предстоящих парламентских выборов, два тура которых пройдут 11 и 18 июня. Вероятно, движение «Вперед!», лидером которого является Макрон, получит относительное большинство в Национальном собрании Франции.
Однако отсутствие абсолютного большинства отнюдь не означает, что президент будет побежден и окажется в беспомощном положении, в чем мы уже имели возможность убедиться в период с 1988 по 1991 год. Тогда премьер-министр, социалист Мишель Рокар, попал в аналогичную ситуацию, однако это не помешало ему провести в стране ряд важных реформ, включая введение единого социального взноса (CSG) и гарантированного минимального пособия (RMI).
Президент смог добиться этих результатов, формируя ситуативные союзы и пользуясь (злоупотребляя) специальными полномочиями, которые дает правительству Статья 49-3 национальной конституции.
Сейчас мы наблюдаем все шансы на повторение истории. Соотношение сил уже начинает меняться, поскольку ключевые фигуры как на левом, так и на правом фланге политического фронта уже выразили готовность сотрудничать с Макроном.
Хотя формирование «большой коалиции» в германском стиле представляется утопической идеей, однако объединить в интересах страны сторонников реформ – задача вполне достижимая… по крайней мере, до тех пор, пока политические интриги и конъюнктурные соображения не возобладают снова в преддверии выборов в Европарламент в 2019 году.
Кристофер Дембик, Глава отдела макроэкономического анализа в Saxo Bank
По материалам:
Finance.ua
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас