Одну из важнейших проблем украинской экономики объяснили на примере яблок
Экспорт яблок вышел на докризисные показатели, однако яблоки, вместе с зерном и металлом, — это еще одно сырье, которые мы экспортируем во многие страны. А вот с экспортом яблочного сока, который приносит бОльшую прибыль, ситуация хуже.
Экспорт украинских яблок в 2016 году вырос в десятки раз
В 2016 году Украина значительно увеличила экспорт семечковых плодов. Если сравнивать с 2013 годом, в страны ЕС поставки выросли в 347 раз, в азиатские страны — в 55 раз, а в Беларусь, которая потом продает наши яблоки России, в 63 раза. Причем 95% всего экспорта ― это яблоки, остальные — груши и айва — идут на внутренний рынок. В прошлом году украинцы приобрели всего 213 тысяч тонн яблок.
При этом белорусы покупают украинские яблоки дешевле, чем украинцы
Дороже всего яблоки Украина продавала в Азию – по 44 цента за килограмм, в ЕС по 22 цента, а вот белорусы за килограмм платили меньше всех – 17 центов. Стоит отметить, что на внутреннем украинском рынке средняя цена составляет 18 центов.
Вместо производства готового дорогого продукта мы снова вывозим сырье
Вместо производства готовой продукции с добавленной стоимостью, например, соков, яблочных чипсов или пюре, мы предпочитаем экспортировать сырье. Как видно на предыдущих графиках, объем экспорта сырья вырос, вот только цена этого сырья низкая. Но готовый продукт — сок — стоит дороже. К тому же, производство сока обеспечивает больше рабочих мест, чем простой сбор яблок, больше поступлений в бюджет и так далее.
Вот простой пример: Украина и Индонезия подписали Меморандум о сотрудничестве в аграрной отрасли. Стал действовать упрощенный порядок ввоза наших яблок в Индонезию, и политики пафосно назвали это “яблочным прорывом”. А ведь сотрудничество могло бы выглядеть иначе: вместо яблок можно было бы экспортировать сок.
Стоимость литра сока в разных странах
Вот одна из причин, по которой у тебя низкая зарплата: на экспорт идет дешевое сырье, а не дорогой продукт переработки. Выход на рынки других государств с готовым продуктом – приоритетная цель для Украины. На Западе ценят украинские продукты, потому что там можно заботиться о здоровье и кушать органическое.
Есть успешный опыт украинских производителей березового сока, которые поставляют его под украинским брендом и с надписью Made in Ukraine. То же самое справедливо и для другой подобной продукции.
Конечно, для того чтобы преуспеть, нужно будет соответствовать строгим стандартам, получить сертификаты. Но иначе мы так и будем гордиться своими достижениями в поставке сырья, а для этого большого ума и умения не надо. Продукт, конечно, купят, но получим мы за него мало денег.
По материалам: businessviews
Поделиться новостью