Защита национального производителя по-украински — как делать не надо — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Защита национального производителя по-украински — как делать не надо

Казна и Политика
1092
Все 25 лет независимости власть пытается защитить национального производителя, но никак не получается. Ни одна отрасль не получила реальной поддержки, а программы помощи похожи на прикрытие распила денег — иначе зачем принимать то, что не работает?
Вообще-то защищать важные для экономики отрасли или поддерживать те, которые объективно нуждаются в поддержке, необходимо. Украина не всегда может конкурировать на равных с западными производителями. Айтишники справятся, аграрии тоже — в части подсолнечного масла, семечек, зерновых, меда. Но другие отрасли экономики все-таки менее конкурентоспособны: украинских авто или компьютеров, считай, нет.
С другой стороны, из-за правил ВТО, Соглашения об ассоциации с ЕС или ЗСТ с Канадой Украина ограничена в способах поддержки национального производителя.
Как бы там ни было, а никакой реальной поддержки от существующих программ отрасли украинской экономики не получили. Чтобы доказать это, вспомним, как Украина защищала национального производителя и что из этого получилось.
С 2008 по 2015 год выпуск украинских автомобилей сократился в 65 раз
Под разными предлогами в Украине вводились защитные меры для поддержки автомобилестроения, например, спецпошлины на импортные автомобили. Однако они не помогли поддержать нашего производителя. В 2015 году Запорожский автозавод выпустил 3937 машин. Вместо десятков и сотен тысяч потенциально импортированных автомобилей, 40-миллионный рынок потребителей получил лишь 4 тысячи авто.
Для сравнения, в 2008 году ЗАЗ выпустил 257,6 тысяч авто. В то же время в Словакии в 2008 году производилось более 500 тысяч авто, а в 2015 году эта цифра перевалила за миллион.
Почему настолько сильно упало производство украинских автомобилей? Во-первых, из-за цены: большинство украинцев не могут позволить себе покупку автомобиля, а если нет спроса, нет и предложения. Во-вторых, украинцы не доверяют отечественным автомобилям, и если есть деньги, предпочитают японские и немецкие машины.
Заградительные меры ударили и по смежным отраслям. Авто надо обслуживать, ему нужен бензин, запчасти. Меньше машин — меньше рабочих мест в этих сферах.
Да, мы помним, что чем меньше в городе машин, тем лучше для экологии и тем города безопаснее. И транспортная инфраструктура городов уже не справляется с обилием авто — ты видишь это каждый день в пробках. Но это не отменяет того, что “поддержка” украинского автомобилестроения обернулась глупостью. Когда принимали это решение, думали совершенно не об экологии.
Украинский производитель смог разве что переделать китайское авто и продать его в три раза дороже
Взять хотя бы пример “Новой Славуты”, которая рекламировалась как украинский автомобиль. Slavuta Nova стоит 146 тысяч гривен — как неплохая подержанная иномарка. По сути это переделана китайская Chery Riich G2, правда, китайский аналог стоит втрое дешевле.
Защита национального производителя по-украински — как делать не надо
На устаревшие шахты Украина тратила столько же, сколько на армию
В 2014 году расходы на поддержание государственных шахт были сопоставимы с расходами на обеспечение деятельности ВСУ — это в воюющей стране. Это свидетельствует о том, что как минимум приоритеты были расставлены неправильно. Да и поддержка явно не помогла, учитывая, сколько аварий постоянно происходит на шахтах.
Защита национального производителя по-украински — как делать не надо
Черный рынок металлолома сводит на нет усилия государства
В Украине действует экспортная пошлина на лом черных металлов, и Минэкономразвития выдает квоты на экспорт. Эта мера ограничивает вывоз сырья из Украины, она должна защитить украинских производителей изделий из металла от нехватки сырья. В принципе это разумная мера, но она никак не защищает отрасль. Масштаб вывоза металлолома из Украины поражает. В 2015 году было вывезено 1,2 миллиарда тонн. Этого хватило бы, чтобы построить 21 тысячу км железнодорожного полотна или 46 небоскребов Бурдж-Халифа — это самое высокое здание в мире.
Защита национального производителя по-украински — как делать не надо
В январе-ноябре 2016 года дефицит металлолома на внутреннем рынке Украины составлял 582 тыс. тонн — 17% от потребности. В 2015 и 2014 — 22% и 15% соответственно.
Из-за заградительных мер предприятия по операциям с ломом черных металлов в январе-ноябре 2016 года сократили его экспорт на 78,6% по сравнению с аналогичным периодом 2015 года. Несмотря на это, Украина в 2016 году нарастила импорт металлолома в 8,6 раза по сравнению с январем-ноябрем 2015 года.
Причина проста: в Украине сложился черный рынок металлолома. Сырье все равно уходит за границу по черным схемам в обход и бюджета, и отечественных металлургических комбинатов.
Ограничивать экспорт лома нужно — это ценное сырье. Но одновременно с этим нужно усилить борьбу с контрабандой, иначе поддержка становится похожей на простую формальность — теперь политики могут говорить избирателям, что якобы защитили украинских производителей.
Наши пошлины вызывают ответную реакцию других стран
Если национальные производители получают убытки из-за более качественного иностранного продукта, они могут подать жалобу в Министерство экономического развития и торговли. МЭРТ проводит расследование, по результатам которого можно ввести торговые пошлины. В теории пошлины вполне адекватные и их хватает, чтобы возместить убытки. А вот на практике они иногда настолько завышены, что иностранным фирмам становится убыточно торговать в Украине. У них остается два выхода: искать более лояльные рынки сбыта или пригрозить ответными ограничениями, как это сделала Япония в ответ на украинские пошлины на импорт автомобилей.
Как защищают национального производителя в других странах
ЕС дотирует сельское хозяйство стран-членов и устанавливает квоты для беспошлинного экспорта из Украины. Это тоже мера, которая защищает европейского производителя от украинской экспансии — все-таки у Украины сильное сельское хозяйство. В Испании существует Национальная ассоциация чеснока, которая защищает интересы изготовителей на рынке ЕС.
Но защищать надо грамотно, а не формально или даже в ущерб экономике. Вот несколько вариантов: налоговые льготы, дешевые кредиты, действенный механизм возмещения НДС. К тому же, не нужно поддерживать национального производителя только потому, что он национальный, пытаться защитить вообще всех. Стоит поддерживать отрасли, которые действительно нуждаются в помощи.
А некоторые отрасли и вовсе хорошо живут без господдержки, например, IT-сфера. Со стороны айтишников периодически раздаются призывы помочь им завоевать мир, но правительство пока не ведется. И учитывая, как необдуманно Украина помогает тем, кому хочет помочь, еще не факт, что отсутствие поддержки — это плохо. Единственным подобием протекционизма можно назвать то, что государство не обращает внимания, что айтишники массово оформляются на упрощенной системе налогообложения, хотя по факту работают в крупной компании.
По материалам:
businessviews
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас