Андрей Попов: отмена печатей в Украине. Хорошо это или плохо? — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Андрей Попов: отмена печатей в Украине. Хорошо это или плохо?

Казна и Политика
1941
26 марта 2017 года Верховная Рада Украины поддержала во втором чтении законопроект №4194 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно использования печатей юридическими лицами и физическими лицами-предпринимателями».
Отныне, предполагается полностью исключить использование печатей в отношениях субъектов хозяйствования, в том числе с государственными органами и органами местного самоуправления.
Иными словами, если ранее ставить или не ставить печать и требовать ее или не требовать было правом предприятия, то сейчас предприятие только вправе решать, ставить или не ставить печать. Требовать наличия печати теперь уже никто ни у кого не может, достаточно только подписи уполномоченного лица.
Использование печатей теперь не обязательно для признания документа или соглашения действительными. Более того, исключается даже возможность признать документ недействительным в связи с отсутствием печати.
Печать отныне необязательна и при заверении копий документов. За отказ принять документ без печати даже предусматривается ответственность (штраф 50-100 необлагаемых минимумов, т.е. 850-1700 грн).
Хорошо это или плохо?
Попробуем найти плюсы.
1. Отмена печатей – это шаг к дерегуляции бизнеса, печатей нет в большинстве развитых стран, в том числе в странах Евросоюза, куда так стремится Украина. Это упростит работу в Украине зарубежных компаний, которые не имеют печатей в своих странах и ранее сталкивались из-за этого с проблемами в Украине.
2. Хотя по закону использование печати в Украине еще с 2014 года являлось правом, а не обязанностью, госорганы продолжали ее требовать (в том числе при проведении госзакупок), что создавало непреодолимые проблемы для тех предприятий, которые все же решали работать без печати. Теперь все в равных условиях.
3. Отмена необходимости печатей будет способствовать дальнейшему развитию электронного документооборота, использованию электронной цифровой подписи (ЭЦП) и т.д. В нынешних условиях, сохранение требования печати на документах или их копиях создавало курьезные ситуации. Например, при участии в вышеупомянутых госзакупках с использованием электронной площадки Prozorro, документы все равно приходилось распечатывать, заверять печатью, сканировать и только потом загружать на сервер торговой площадки.
4. Несколько упрощается взаимодействие физических лиц с субъектами хозяйствования. Бывают ситуации, когда по тем или иным причинам на документ или справку не поставили печать (забыли, увезли, «печать в сейфе, а ответственный специалист в отпуске» и т.д.), а виновным в этой ситуации оказывался потребитель. Особенно распространенной эта ситуация стала в ходе многочисленных банкротств банков в 2014-2016 годах.
Тогда отсутствие «мокрой печати» на депозитном договоре или его копии, или на квитанции о внесении средств на текущий счет, ФГВФЛ нередко использовал как аргумент для отказа в возмещении гарантированной суммы в 200 000 грн. Теперь, нет печати – нет проблем.
Риски также есть, и их нельзя игнорировать:
Действительно, в большинстве развитых стран печать уже стала анахронизмом. Но отмена требования печати как шаг дерегуляции в украинских реалиях напоминает не реальную реформу, а карго-культ (копирование атрибутов, а не сути процесса).
В развитых странах печати не требуют, в том числе, благодаря электронному документообороту, более совершенной судебной системе, четко работающему антикоррупционному законодательству, прозрачности корпоративной и финансовой отчетности и более высокой культуре ведения бизнеса в целом.
Украина пока не может гордиться достижениями в сфере культуры ведения бизнеса и анти-рейдерского законодательства. В этой связи, полная отмена печатей убирает пусть и не 100% эффективный, но все-таки барьер на пути мошенников и рейдеров. Предприятия в Украине традиционно оберегают свою печать, хранят ее в сейфе и не передают случайным лицам.
Да, статус печати понижали последние несколько лет (например, отмена обязательной регистрации оттиска в МВД с 2011 года, право предприятия не иметь печать с 2014 года и т.д.).
Оттиск печати также можно подделать. Но подделать подпись значительно проще, а выявить подделку можно только по результатам почерковедческой экспертизы, которая требует времени и денег, и зачастую дает спорный результат.
В результате отмены печати возрастет риск неисполнения или оспаривания абсолютно любых документов: уставных документов, договоров, доверенностей, актов приема-передачи и т.д. Либо придется расширять сферу применения нотариального заверения, что, в свою очередь, усложнит и удорожает документооборот.
Итак, на данном этапе можно уменьшить риски следующим образом:
1. Консервативный способ, более затратный: предприятия вправе в Уставе расширять перечень документов, для которых необходимо нотариальное заверение, прежде всего, для значимых документов или крупных сделок. Также особое значение приобретает двойная подпись или наличие нескольких подписей одновременно на документе.
2. Прогрессивный способ, затратный на старте, но впоследствии более эффективный: максимально использовать электронный документооборот, QR-коды на документах и электронную цифровую подпись.
Правильно «жить без печати» украинскому бизнесу и госорганам еще только предстоит научиться. Возможно, закон принят чересчур поспешно, а возможно, это как раз способ подстегнуть изменения. Главное, чтобы подобное «подстегивание» не обошлось бизнесу волной рейдерских захватов, простоев и убытков из-за оспаривания подлинности подписей.
Андрей Попов, партнер Kreston GCG
По материалам:
Finance.ua
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас