Андрей Буренок: 5 возможностей украинского туризма, которые мы не используем — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Андрей Буренок: 5 возможностей украинского туризма, которые мы не используем

Казна и Политика
6264
Туризм — перспективная сфера бизнеса, которая может принести значительные поступления в бюджет и положительно повлиять на международный имидж государства. Украина пока что свой потенциал в этой сфере почти не использует.
Какие же пять основных проблем есть у украинской туристической отрасли, как нам их решить, и почему это следует сделать?
Я привык не использовать слово «проблема», вместо этого говорю «возможность». Опыт показывает: стоит немного изменить точку зрения, начать сознательно искать возможности — и мир стремительно становится лучше. Думаю, этот подход поможет и Украине, в частности — украинской туристической отрасли. У нас ведь так много возможностей. Разберу пять из них.
Туризм как источник дохода
Начать стоит с постановки цели. Нужно понять, для чего нам развивать сферу туризма в принципе. Пока что шаги, направленные на улучшение ситуации в туристической отрасли, можно увидеть разве что со стороны отдельных бизнес-проектов и энтузиастов. На уровне государства нет четкого понимания того, насколько туризм перспективен и какие деньги он может принести стране. Вот несколько цифр, которые помогут оценить перспективы и поставить цель.
В 2015 году общий мировой объем доходов от туризма cоставил почти 1,3 трлн долларов. США получили более 204 млрд долларов за год, на втором месте Китай — 114 миллиардов, далее в десятке лидеров расположились Испания, Франция, Великобритания, Таиланд, Италия, Германия, Гонконг и Макао — от 31 до 56,6 млрд долларов дохода. Результат Украины за тот же год — чуть больше 1 млрд долларов. Но страны-лидеры получили такие доходы не просто так: они развивали туристический продукт внутри страны и активно приглашали туристов со всего мира. Если мы поставим цель и начнем вплотную заниматься развитием туристической отрасли, то улучшим позиции в этом рейтинге уже в ближайшей перспективе.
Если посмотреть на «кейсы» из истории, можно увидеть, например, как зарождалась туристическая культура в США. По окончании Гражданской войны между Севером и Югом Штаты ввели такой закон: получить американское гражданство мог лишь человек, побывавший как минимум в пяти штатах. Это дало толчок развитию внутреннего туризма, а сейчас американцы — одна из наиболее активно путешествующих наций в мире.
Стратегия: концепция туристического продукта
Второй аспект — стратегия. Есть много отдельных голосов, которые призывают развивать туризм, но пока это не выливается в единую стратегию. У нас нет туристической концепции государства. Однако именно концепция даст возможность объединить все эти голоса и добиться значимых результатов.
Туризм должен иметь четкое позиционирование на международном рынке, чтобы, приносить доход и создавать рабочие места. К примеру, Венгрия развивает туризм благодаря знаменитому музыкальному мероприятию. Венгерский Sziget Festival создает больше 3 тысяч рабочих мест ежегодно. В 2016-м фестиваль посетило почти полмиллиона гостей из 100 стран.
Украине в мае 2017-го предстоит принимать конкурс «Евровидение». КГГА ожидает, что мероприятие посетят примерно 20 тысяч иностранных гостей. По подсчетам Киевсовета, такое количество гостей принесет бюджету города 600 млн гривен. Учитывая, что за первые десять дней было продано почти 15 тысяч билетов, планы выглядят вполне реалистичными. Половина покупателей, которые приобрели билеты так быстро — иностранцы из 52 государств, в числе которых гости из Великобритании, Германии.
Нам нужно создавать продукт, за которым иностранцы будут целенаправленно ехать в Украину. Но это не обязательно должен быть рекреационный туризм, выбор концепции не лежит в плоскости между Карпатами и Затокой. Есть и другие типы туризма. Можно устраивать, например, крупные деловые, профессиональные ивенты: саммиты, форумы, круглые столы. Только нужно их грамотно продумать, организовать, поправить инфраструктуру, упростить правила въезда для граждан других стран. Можно развивать клубную культуру и приглашать иностранцев на вечеринки. Можно развивать медицинский туризм, образовательный, гастрономический, агротуризм.
Видов туризма в мире предостаточно. Нужно работать с конкретными направлениями и, главное, рассказывать иностранцам, какую программу мы для них приготовили. К сожалению, пока о нас знают только то, что в Украине есть АТО и Чернобыль, в лучшем случае — слышали о красивых украинских девушках. Мы можем больше, нужно сформулировать собственные возможности и озвучить их на весь мир.
Можно взять пример с Грузии. Их Национальная администрация туризма ежегодно выпускает короткие и красочные промо-ролики, которые демонстрируют иностранцам, какие впечатления можно получить от отпуска в Грузии. Кроме того, грузины внедряют альтернативные стратегии и привлекают туристов не только природой, историческими местами и вкусной едой. В прошлом году местное правительство инициировало программу «Снимай в Грузии», которая позволяла создателям кинопродукции вернуть до 25 % средств, потраченных на съемки в стране.
Оригинальный туристический продукт делает страну конкуретноспособной на мировом рынке, а сейчас это особенно актуально. Согласно отчету TrekkSoft Travel Trends Report 2016, в мире растет популярность делового и wellness-туризма, повышается спрос на необычные направления, а в число активных потребителей туристических услуг вступают миллениалы — не особенно богатые, но обладающие массой свободного времени и готовностью испытывать новый опыт. Это отличные условия для нас. Авторы исследования также обращают внимание на тренды внутри самого туристического бизнеса: выход в онлайн, адаптацию сервисов для мобильных устройств, работу с социальными сетями. Звучит как план.
Открытые двери: упрощаем правила въезда
Список стран, граждане которых могут въезжать в Украину без виз, насчитывает 65 государств. При этом доля туризма в ВВП по состоянию на 2015 год не превышала 1%. У Малайзии, которая предлагает безвизовый въезд гражданам 169 стран, доля туристической отрасли в ВВП составляет 14 %.
Даже если не сравнивать сам туристический продукт, стоит принять во внимание тот факт, что мы не используем свой потенциал транспортного хаба. К примеру, если Украина упростит правила въезда в страну для граждан Индии, мы получим не только приток туристов и деловых партнеров для украинских компаний, но и пассажиров, летящих в Европу с пересадкой в Борисполе. И это лишь один пример.
Чтобы увидеть альтернативу, посмотрим на ситуацию с Турцией. В 2012 году Турция отменила для украинцев визовый режим, а в 2016-м увеличила срок пребывания в стране без визы с 60 до 90 дней. Одно только увеличение безвизового срока дало прирост потока туристов из Украины на 65 % за месяц. Сейчас идет работа над двусторонним соглашением с турецкой стороной, которое разрешит въезд в страну по национальным паспортам нового образца. Это перспективная возможность и для турецкой, и для украинской туристической сферы.
На сегодняшний день, помимо граждан Турции, Украиной интересуются жители США, Великобритании, Германии, Италии, Польши. Об этом писал в своей колонке директор TripAdvisor на территории континентальной Европы и Северной Африки Томас Бангерт. Данные были получены из статистики поисковых запросов сервиса за 2015 год: тогда количество запросов по Украине увеличилось сразу на 82 % за год, что вызывает оправданный оптимизм. Мы действительно можем расширить географию стран, из которых принимаем гостей.
Инфраструктурные изменения
Туристам будет намного удобнее в Украине, мы станем для них более привлекательными, если поработаем с инфраструктурой. Все эти анекдотичные рассказы о том, как въезжаешь из Польши в Украину на машине и всем телом чувствуешь потрясение от ям на дороге, они ведь не просто так звучат. Это правда, и с этим надо что-то решать. Юмор — это хорошо, он помогает пережить сложности, но на одном юморе далеко не уедешь.
Дороги — не единственное, над чем стоит потрудиться. Внутренние пассажирские перевозки в целом нуждаются в изменениях. Конечно, обновить вагоны поездов и автобусные парки перевозчиков будет непросто и недешево, но это реально сделать, если действовать постепенно.
Даже если не ездить по стране, а находиться в одном месте, у нас пока — не самое комфортное место на планете. В Украине современные отели есть разве что в Киеве, Львове, Одессе и Харькове. В остальных городах можно видеть в основном старые гостиницы еще советской постройки. Но они ведь есть! А это значит, что можно переоборудовать и отремонтировать сначала небольшую часть номеров, а затем — еще и еще часть.
Да, чтобы все исправить, нужны деньги. Но деньги не появятся из воздуха. Нужно разрабатывать стратегию, разбивать огромную цель на подзадачи и работать. Большие цели всегда выглядят страшно и кажутся недостижимыми, но только до тех пор, пока не начнешь выделять отдельные аспекты и постепенно улучшать ситуацию.
Уровень подготовки кадров: подкрепляем гостеприимство сервисом
Напоследок хочу упомянуть о кадрах. У нас можно прийти в кафе и не найти ни одного человека среди персонала, который говорил бы по-английски. Не то что официант, даже администратор зачастую не может помочь.
При том, что украинцы в целом приветливы и гостеприимны, у нас просто нет эффективной системы подготовки персонала. Наши сотрудники туристической сферы не только не знают иностранных языков. Часто они в принципе не понимают, как работают их коллеги за границей, потому что сами никуда не ездили.
Решение здесь может быть очень простым. Я вижу выход в популяризации путешествий, а еще — в том, чтобы привозить иностранных специалистов в Украину. Это могут быть своего рода «кураторы» коллективов, консультанты, лекторы. Их опыт очень помог бы нам выработать собственные традиции хорошего сервиса.
У украинской туристической сферы действительно очень большой потенциал. Да, в отрасли много сложных моментов, но ни один из них нельзя назвать неразрешимым. Советник министра аграрной политики Александр Лиев в прошлом году сказал, что нынешнее отношение к туристической отрасли в Украине — это расточительство. Думаю, он прав, и нам пора это исправить. Мы сможем.
Андрей Буренок, сооснователь и бизнес-лидер лучшего тревел-стартапа в мире по версии Seedstars Summit 2016 — сервиса для самостоятельных путешественников TripMyDream
По материалам:
Finance.ua
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас