Андрей Зинченко: принесет ли «нулевое» декларирование результат? — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Андрей Зинченко: принесет ли «нулевое» декларирование результат?

Личные финансы
1509
Вчера Министерство финансов в лице руководителя в очередной раз поддержало идею нулевого декларирования для граждан. Правда с оговоркой о необходимости реформирования ГФС.
Но есть ли перспектива получить какие-то прикладные экономико-правовые результаты от такого подхода в текущих условиях?
В теории нулевая декларация должна стать точкой отсчета финансово-имущественного состояния лица. И если в дальнейшем лицо начнет тратить больше заработанного и задекларированного (или явно не может подтвердить текущее положение прошлыми доходами), то к такому лицу можно прийти с вопросами. Или вызвать для собеседования.
Примечательно, что если верить пресс офицерам полиции и СМИ, то в последнее время жертвами крупных преступлений связанных с незаконным завладением имуществом в виде, в первую очередь, миллионных сумм денежных средств, становятся в основном безработные.
1. Существует сложность в случае с гражданами, которые никогда не подпадали под обязательство декларирования. Если такие лица в нулевой декларации покажут миллионы, то проверить достоверность и легальность получения не будет технически возможно.
Универсальный ответ на вопрос «откуда деньги» для них может звучать примерно так: заработал в начале 90-х удачными вложениями в ценные бумаги. Процессуально верно опровергнуть такое заявление почти невозможно.
Еще более универсальный ответ направляет к ст. 63 Конституции. В этом случае доказательной базы не будет практически совсем. Согласно ст. 63 никто не несет ответственности за отказ отвечать на такие вопросы.
Указанные же таким образом миллионы могут создать задел для любых доходов вне поля зрения фискальной службы на годы вперед. Здесь речь идет в основном о людях, которым больше 35 (цифра примерная, т.к. персонификация существует с конца 90х и к тому времени человек должен был быть совершеннолетним).
2. Попытки обложить налогом задекларированное выше официальных доходов вероятнее всего наткнутся на сложности с правовым обоснованием.
Если же будут приняты отдельные законодательные акты с прямым описанием такого механизма, то может возникнуть вопрос о конституционности такой работы с частной собственностью и прошлыми доходами.
Ст. 41 Конституции устанавливает нерушимость права частной собственности. И тут могут найтись подписанты обращения в Конституционный суд. Таким образом промежуток времени до внедрения законодательных новаций может затянуться, а там и сроки давностей по первым декларациям пройдут.
Здесь уместно начать дискурс о необходимости создании точки отсчета уже для самой базы нулевого декларирования, чтобы не попадать в ловушку обратной силы закона во времени.
3. Относительно действенно можно вводить нулевую декларацию для людей при получении, скажем, паспорта.
В таком случае дальнейшее имущественное состояние человека можно отслеживать ежегодно и истории из п.2 рассказать уже не будет никаких оснований, хотя лазеек останется все равно немало. Так уже сегодня в некоторых декларациях по сообщениям СМИ можно прочитать о существенных выигрышах декларантов и крупных подарках внутри семей.
В случае если дарить будут старшие поколения, то источников доходов можно вообще не найти (пункт 2.) И таких лазеек можно отыскать в законодательстве не одну.
4. Показателен опыт декларирования государственными служащими и депутатами. Так в ходе общественной дискуссии по результатам оказалось, что физической возможности проверить все без исключения декларации чиновников нет.
Чиновников же на порядок меньше предполагаемых подателей нулевых деклараций. При этом в настоящее время отсутствуют нормативные основания и порядки проверок для рядовых граждан.
В этой связи может возникнуть вопрос об эффективности бюджетных затрат на проведение такого декларирования, организацию технических средств и каналов подачи таких деклараций. Электронной цифровой подписи у каждого гражданина нет. А госслужащие сегодня пока еще имеют сложности с доступом к заполнению электронных деклараций ввиду массовости подачи и неидеальности программного обеспечения.
В случае с обычными гражданами на первых порах это может привести к работе с колоссальным количеством бумажных документов.
Одновременно станет вопрос сертификации защиты таких данных, которая требуется по закону уже сегодня.
Так же может возникнуть ряд проблем, связанных с достоверностью декларирования или недекларирования заграничных активов. Таким образом подготовительной работы в этом направлении предстоит провести немало как организационно так и технически.
5. Информационная работа с населением крайне важна поскольку без общественных слушаний и подготовки, а также разъяснительной работы возможна обеспокоенность общественности и непонимание на местах. При этом нельзя отождествлять этот пункт с правом неподачи декларации с признанием имущественного статуса равному условному денежному эквиваленту по умолчанию.
6. Важно обеспечить репрезентативность и не свести инициативу на нет в случае введения к переписыванию данных в декларации из существующих у государства баз данных (а получать несекретные и не ДСП данные из таких баз – это право гражданина).
Так нередко госслужащие перед подачей декларации приходили в налоговые органы с просьбой выдать соответствующую справку, которая потом в полном объеме переходила в декларацию.
При проверке такой декларации первый же запрос отправлялся, как правило, туда, где такая справка была выдана. Очевидно, что расхождений не устанавливалось. Поэтому необходимы действенные алгоритмы при проверке достоверности сведений, укладывающиеся в разумные сроки и затраты на проведение.
Указанное дает основания полагать, что если нулевое декларирование и будет внедрено с соответствующими нормативными основаниями, то делать это будет необходимо постепенно. Поэтапно вовлекая в декларирование разные категории граждан и учитывая специфику особенностей работы на местах.
Так, например, подачу нулевой декларации можно совместить с получением отдельных категорий административных услуг или документов.
Подготовительно-организационная работа очевидно потребует широкого обсуждения профильными специалистами при этом ключевым будет совмещение целей и задач кампании с соблюдением конституционных прав и свобод граждан.
В любом случае подход к практическому освоению данной проблематики очевидно и логично начинать не ранее чем будет выработана практика и учтены трудности и правовые аспекты работы с теми категориям декларантов, которые подают декларации сегодня в обязательном порядке, а также будет получен практический результат от привлечения расчетов в безналичную сферу, проведена и положительно завершена общественная дискуссия о необходимости и своевременности такого шага как с обществом так и в части опыта с международными партнерами.
Андрей Зинченко, доктор философии в области экономики, доцент кафедры финансов Национального университета судостроения
По материалам:
Finance.ua
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас