Андрей Зинченко: скрытые смыслы или семиотика денежных знаков (часть 2)


Андрей Зинченко: скрытые смыслы или семиотика денежных знаков (часть 2)

В первом материале мы коснулись вопроса различных знаков, которые по известным и неизвестным причинам используются в дизайне денег, включая резонансный дизайн банкноты в 500 гривен. В этот раз мы продолжим знакомство с элементами и историей дизайна украинской и американской валют.

Похоже, что на 2 гривнах образца 1992 года запечатлена конкретная дата и время. На реверсе банкноты номиналом в 2 гривны образца 1992 года изображен собор Святой Софии. Сравнение с оригиналом показывает, что художественная передача деталей достаточно точна вплоть до кустов. При этом неизвестно, как работал художник: с натуры или по фотографии (о дизайне гривен по фотографии – ниже), но по какой-то причине в художественное решение он включил тень от купола храма Святого Благоверного князя Ярослава Мудрого. На аверсе изображен портрет самого Ярослава Мудрого.


Какая была необходимость в сохранении тени от строения, которое на рисунке не видно – неизвестно. Сайт НБУ не содержит детального описания купюры. Однако таким образом можно восстановить точное время года и суток, запечатленное на реверсе 2 гривен. Для чего художник оставил такую информацию, надеюсь, когда-нибудь удастся выяснить.

Занимательный факт

Купюра не содержит явной государственной символики (если не считать водяного знака). Ответственность за это прямо лежит на НБУ в соответствии с постановлением, где указано, что дизайн и защита купюр устанавливается НБУ.

При этом ни сайт НБУ, ни сайт Верховной Рады не содержат решений должностных лиц НБУ того периода об установлении дизайна купюр образца 1992 года.

Текстовое описание дизайна купюр и монет с указанием года образца можно встретить в приказе НБУ, изданном на следующий день после указа президента о проведении денежной реформы как основания введения в оборот наличных гривен в 1996 году.

Таким образом в 1996 году в стране внезапно появились наличные образца 1992 года (операция Щит Украины), которые не имели точного опубликованного описания до момента введения (кроме общего соответствия исторических личностей номиналам) и, очевидно, не имели публичных юридических оснований быть напечатанными, оплаченными и транспортированными в Украину из Канады, где изготавливались Canadian Bank Note Company.

Номера всех купюр серии начинаются с 2 и в разное время имели подписи 3 глав правления НБУ. Вместе с тем существует решение о выводе из оборота номиналов образца 1992 года и о введении в оборот номиналов образца, которые в свою очередь тоже печатались до официального введения гривны как денежной единицы.

Парадоксальный пример полярной точности художественного оформления можно увидеть на 50 гривнах первой серии, отпечатанных уже в Великобритании. На реверсе изображена Верховная Рада Украины.

По всей видимости, за основу художник взял вот эту конкретную фотографию или такую же сделанную с той же точки отеля Киев в то же время (блик на куполе).

Наложение картинок в фоторедакторе покажет, что угловые размеры идентичны и элементы почти прямо совпадают. При этом Рада на купюре лишена флага и герба, что само по себе является довольно странным знаком и символом одновременно, особенно учитывая исторический период создания купюры. Хотя, возможно, это соответствует чьему-то замыслу того времени именно в таком виде.

На аверсе банкноты присутствует художественный элемент в виде окна с несимметричным обрамлением, розеткой сверху и тем, что сегодня называют смайлом – внизу. Всего на аверсе изображено 3 разных элемента типа «розетка». Такие элементы историческим корнями уходят в древний Египет. В том же периоде и географических рамках можно отыскать упомянутые в прошлой публикации треугольник и глаз.

Значение несимметричности и смайла непонятно. Явной связи с остальными элементами дизайна не просматривается. Сам по себе дизайн окна необычным не является и встречается не так уж и редко. На фото выше пример аналогичного окна в жилом доме в историческом центре Николаева.

В архитектуре такой тип окна называется готическим. В контексте готического окна можно предположить, что элементы типа «розетка» по замыслу художника могли быть репродукцией окон типа «роза», что соответствует готическому стилю и одновременно является неоднозначным символом: и страшного суда и Девы Марии в зависимости от ситуации и места расположения.

Однако сайт НБУ данные элементы называет розетками.

Для сравнения готическое окно Собора Святого Семейства авторства архитектора Гауди в Барселоне:

А это роза из собора святого Вита в Праге:

На что больше похожи символы 50 гривен, читатель может решить сам, но какова связь архитектурной готики, Грушевского, Верховной Рады и дизайна 50 гривен в 1992 году – вопрос открытый. Вместе с тем существует версия, что М. Грушевский был масоном (как и Б. Франклин).

Занимательный факт

Указания года печати на банкноте нет. Как и на 2 гривнах на банкноте отсутствует явная государственная символика – только водяной знак малого герба. Государственной символики в явном виде не было на всей серии первых бумажных гривен.

При этом на монетах чеканки 1992 малый государственный герб присутствует, что дополнительно ставит вопрос об основаниях отсутствия явной символики на купюрах.

Но вернемся к образцу символизма на деньгах – 1 доллару США. Элемент дизайна, сильно напоминающий смайл, присутствует и здесь.

В другом элементе дизайна 1 доллара США некоторые усматривают сову. Хотя более внимательное изучение покажет, что это иллюзия и ситуативное положение орнамента, которое встречается на остальной части купюры не раз. Непонятно только почему те, кто видит «сову» в месте по стрелке, не видят ее по остальному периметру – там она больше «похожа».

Однако занимателен сам факт отождествления орнамента с совой. Дело в том, что это не единственное место, где таковая усматривается. Так, на реверсе считающейся редкой банкноты в 2 доллара США (на самом деле не редкой, редкими являются банкноты одного лишь года выпуска ввиду относительно небольшого тиража) орнамент по периметру репродукции картины с подписанием Декларации независимости США образует образ, напоминающий сову.

Что-то напоминающее сову видят и в плане Капитолия в Вашингтоне. Символ совы сложный и неоднозначный.

Читатель может сам сформировать свою точку зрения на обоснованность ее нахождения в указанных местах и если таковую увидит, то может обратиться к толкованию этого символа в истории США и персоналиях.

Наблюдатели с развитым образным мышлением усматривают на долларе даже Шиву, а это уже совершенно иная сторона символизма, хотя вероятнее всего это опять же элемент сетки и его повторение встречается в других местах зеркально.


Также при вертикальной ориентации на долларе США помимо мотива мальтийского креста за единицей можно найти треугольный элемент буквы Е.

Что-то концептуально похожее мы видели на монете номиналом в 1 гривну и, как будет показано дальнейших публикациях, символ треугольника на гривнах, оказывается, встречается достаточно часто, однако официальных пояснений треугольникам на гривнах, к сожалению, нет.

Андрей Зинченко, доктор философии в области экономики, доцент кафедры финансов Национального университета судостроения

  • i

    Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам об этом.

  • !

    Колонка отражает исключительно точку зрения автора и может не совпадать с мнением редакции. Публикация колонок осуществляется согласно Правил, а Finance.UA выполняет лишь роль носителя. Копировать эти авторские материалы можно только при наличии ссылки на автора и Finance.UA.

Смотри также
Весь рынок:Мир
Архивы:2017 2016 2015
Рейтинг популярности материала «Андрей Зинченко: скрытые смыслы или семиотика денежных знаков (часть 2)» на Finance.UA - 2.7
Топ новости
Обсуждают

Читают

В Контексте Finance.UA