Быстрее и легче? Депутаты хотят упростить процедуру реорганизации и капитализации банков — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Быстрее и легче? Депутаты хотят упростить процедуру реорганизации и капитализации банков

Фондовый рынок
218
Народные депутаты все же решили упростить процедуру реорганизации и капитализации банков. Законопроект “Об упрощении процедур капитализации и реорганизации банков” был удачно принят в первом чтении. Полагается, что для рынка подобное укрупнение будет позитивным моментом. Однако, не известно, успеют ли банки в сжатые сроки пройти процедуру присоединения, а депутаты (в свою очередь) доработать проект закона и устранить существующие пробелы в документе.
За принятие за основу законопроекта №6010 проголосовали 235 депутатов при минимально необходимых 226. Отмечается, что действие законопроекта рассчитано до 1 августа 2020 года.
К этому периоду предлагается сократить сроки рассмотрения документов и оптимизировать процедуры капитализации и реорганизации банков путем присоединения.
Согласно ожиданиям, с принятием законопроекта, срок проведения процедуры присоединения банков сократится с 1,5 года до 3 месяцев. Опрошенные эксперты не отрицают, что данный процесс является не невозможным.
«Считаем, что с учетом обычных сроков прохождения законопроектов в парламенте, а также, поскольку после этого потребуются отдельные изменения в подзаконные нормативные акты, полностью реализовать именно присоединение банков по новой процедуре до июля 2017 вряд ли не удастся»,  - отмечают в Национальном банке.
В то же время, по мнению регулятора, банки смогут воспользоваться другими механизмами докапитализации, заложенными в законопроекте, либо реализовать присоединение для выполнения требований последующих этапов графика увеличения капитала.
По данным Нацбанка, на сегодняшний день 42 банка имеют уставный капитал, который до 11 июля этого года нужно будет увеличить как минимум до 200 млн грн. Два года назад, согласно предварительному графику докапитализации, утвержденному Национальным банком, минимальный размер уставного капитала всех банков сейчас уже должен был быть на уровне 300 млн гривен.
Однако, прошлом году Независимая Ассоциация Банков совместно с Комитетом Верховной Рады по вопросам финансовой политики и банковской деятельности убедили НБУ в необходимости смягчить график до 200 млн гривен и продлить срок до июля 2017 года. Отныне у банков есть фактически 4 месяца для того, чтобы привлечь в капитал не менее 80 млн гривен или присоединиться к другим банкам.
«Именно на такие банки, в первую очередь, и нацелен законопроект, хотя воспользоваться им могут абсолютно все банковские учреждения. Некоторые банки неофициально озвучивали свою заинтересованность в использовании механизмов законопроекта, даже не смотря на то, что подобная информация обычно не разглашается до момента принятия конкретного решения. В частности, четыре банка интересовались упрощенной процедурой присоединения, еще несколько рассматривали возможность прекратить банковскую деятельность, рассчитавшись с клиентами и сдав банковскую лицензию. Упрощенный порядок докапитализации путем увеличения уставного капитала, предусмотренный законопроектом, может быть использован остальными банками, которые примут решение продолжать свою деятельность на рынке», – прокомментировали порталу Finance.UA в НБУ.
По мнению председателя правления Укрсоцбанка Тамары Савощенко, готовность банков пойти на процедуру слияния для решения проблемы капитала зависит, к сожалению, не только от простоты процедуры или наличия/отсутствия регуляторных и законодательных препятствий.
«Те успешные проекты по слиянию в банковском секторе, которые были реализованы в последние годы, происходили тогда, когда у сливающихся банков был один собственник. Вообще, для украинских собственников не характерно объединять бизнесы, как это принято на Западе, что объясняется как ментальными причинами, так и юридическими аспектами. Поэтому процесс слияния в группе мелких банков маловероятен», – отметила она.
Елена Коробкова, исполнительный директор НАБУ, в комментарии для Finance.UA привела в пример «Индустриалбанк», который ранее заявил о своей готовности присоединится. При этом у данного банка проблем с уставным капиталом нет.
«Очевидно, что решение собственника объединить «Индустриалбанк» и «Экспресс-Банк» – шаг обдуманный и тщательно взвешенный. Они посчитали, что в данном случае от этого присоединения получат реальный эффект в виде диверсификации бизнеса, оптимизации затрат и структуры. И в выигрыше окажутся как клиенты, так и акционеры. Поэтому для них это крайне важный закон, потому как он действительно позволяет существенно упростить процедуры объединения, что позволит сохранить ту финансовую синергию, которая необходима банку», – заявила она.
Однако, для большинства банков, у которых разные корпоративные культуры, разные IT-платформы, разные бизнес-модели и разные собственники, объединение не может являться выходом. Потому как вместо синергии, объединение может спровоцировать глубокий корпоративный конфликт.
«В свою очередь, акционеры должны выполнить требования НБУ, в противном случае предусмотрена процедура “ключи на стол”», – добавила Елена Коробкова.
В проекте закона прописано ряд проблем, которые удастся устранить, если законопроект будет принят в срок. Итак, в первую очередь, как сообщает НАБУ, документом планируется урегулировать вопросы связанные с прекращением осуществления банковской деятельности, но без ликвидации юридического лица.
Это, по мнению НАБУ, позволит банкам, которые не могут выполнить требования регулятора по капитализации, оставить банковский рынок без нагрузки на Фонд гарантирования вкладов физических лиц. Речь идет о средствах физических лиц, которые составляют 28,5 млрд грн, и 49,4 млрд грн – юридических лиц.
Анастасия Гурская, адвокат, партнер Адвокатского объединения “Клочков и партнеры”, сообщила, что с одной стороны, законопроект освобождает от бюрократии процедуры реорганизации и больших сроков рассмотрения документов, с другой стороны, некоторые аспекты определенных законопроектом процедур не имеют четкой детализации и процессов их осуществления.
«На практике неясно, когда и как сможет начаться эффективная реализация норм данного законопроекта в части упрощения процедуры реорганизации, капитализации и проведения новой для украинского законодательства процедуры “прекращение деятельности банка без прекращения юридического лица”.  Возникают вопросы, а сможет ли Нацбанк и Национальная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку строго придерживаться сроков упрощенных процедур и оценены ли возможности технически реализовать упрощенные процедуры? Например, три рабочих дня на согласование устава банка-правопреемника или три рабочих дня на согласование пакета документов на реорганизации и др. Открыт также  вопрос, каким требованиям должен соответствовать план прекращения банковской деятельности без прекращения юридического лица, если особенности проведения процедуры регулируются только одной статьей законопроекта и отсылают с требованиями НБУ без детализации», – рассказала она.
Также, помимо введения упрощенной процедуры слияния банков, в законопроекте предусмотрен и такой важный момент, как непрерывность обслуживания клиентов банка, который присоединяется на протяжении всей процедуры реорганизации.
Со слов Тамары Савощенко, в отношении реорганизации – законопроект позволяет завершить реорганизацию в три раза быстрее, чем по общей процедуре.
«В отношении капитализации банков: обычная процедура повышения уставного капитала банков является достаточно длительной (около 9 месяцев) и ее целью является в том числе обеспечение равенства прав всех (и мажоритарных, и миноритарных) акционеров банка. Однако в действующих условиях финансовой нестабильности именно мажоритарные акционеры банков принимают на себя прямые обязательства по докапитализации банков путем выдачи соответствующих гарантийных обязательств перед НБУ (как этого и требуют нормативные документы регулятора). Поэтому процедура докапитализации должна быть достаточно быстрой (никак не 9 месяцев) и максимально простой. Закон №78 «О мероприятиях, направленных на содействие капитализации и реструктуризации банков», который утратил свою силу 01.01.2017, давал банкам действенные механизмы упрощения и ускорения процесса капитализации. Мажоритарный акционер УСБ в 2015-2016 годах три раза докапитализировал банк на основании этого закона, и процесс увеличения уставного капитала занимал не 9 месяцев, а полтора.
Законопроект 6010 оставляет банкам все возможности в части докапитализации, предусмотренные законом №78, и одновременно снимает все нестыковки и шероховатости, которые в нем были», – резюмировала она.
У Национального банка есть несколько оснований для отказа банку в процедуре присоединения. В частности: если план присоединения каким-либо образом нарушает нормативные акты НБУ; если поданы не все документы, которые определил НБУ; если вследствие присоединения, банк-правопреемник не сможет выполнять экономические нормативы либо не будет отвечать требованиям прозрачности структуры собственности;  если уставный капитал банка-правопреемника не будет отвечать минимальным требованиям НБУ.
На сегодняшний день документ ожидает второго чтения, опрошенные эксперты не согласны с тем, что если законопроект не успеет пройти второе чтение в ближайшее время, то летом рынок могут покинуть значительное количество банков. Отнюдь. «Каких-то громких и болезненных потрясений рынок не ощутит, потому как процесс докапитализации крупных и средних банков проходит по графику, установленному НБУ. Даже если в ближайшем будущем долгожданный законопроект принят не будет, уверена, что Нацбанк не допустит ухода с рынка здоровых банков. Если такие банки не успеют уложиться в установленные сроки докапитализации по стандартной процедуре, регулятор проведет необходимые меры для урегулирования этого процесса», – пояснила Елена Коробкова.
Юлия Кузнецова
По материалам:
Finance.ua
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас