Фискалы - лучшие друзья налогоплательщиков — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Фискалы - лучшие друзья налогоплательщиков

Казна и Политика
1239
Глазам своим не верим! Государственная фискальная служба превратится в сервис по обслуживанию налогоплательщиков
На этой неделе Верховная Рада приняла за основу антикоррупционный законопроект №5368, который существенно упрощает налоговую систему и реформирует Государственную фискальную службу Украины. Чуть ли не впервые депутаты решились серьезно потрепать
Хэштег под елку – #победа #налоги
Минфин не нарадуется результатам голосования за его совместную с бизнес-сообществом разработку – законопроект о внесении изменений в Налоговый кодекс Украины. «Это важнейший сдвиг на пути к системной реформе ГФС, более прозрачному и качественному налоговому администрированию, улучшению инвестиционного климата в Украине и уменьшению давления на бизнес», – отмечается в официальном сообщении ведомства.
Нынешний опрос украинских предприятий, проведенный Transparency International, свидетельствует, что именно налоговая служба – самый «идейный» и последовательный для бизнеса враг, который занимает первое место по уровню коррупции. Четверть украинских предприятий хоть раз сталкивались с коррупцией в работе ГФС, и именно по поводу администрирования налогов. Вот его и «рихтуют» в первую очередь на радость плательщикам.
Коротко о ключевых изменениях
  • Вводится полноценный электронный кабинет плательщика налогов (увеличит прозрачность администрирования)
  • На 5 лет вводятся налоговые каникулы для вновь созданных предприятий (имеется в виду нулевая ставка налога на прибыль предприятий, будет способствовать развитию малого бизнеса)
  • Вводится Единый реестр налоговых консультаций (минимизирует количество налоговых споров благодаря качественному разъяснению законодательства)
  • Вводится администрирование всех баз данных Минфином (уменьшит возможности для злоупотреблений)
*Вводится ускоренная амортизация на 2 года для производственного оборудования (стимулировать инвестиции)
  • Вводится единый публичный Реестр заявлений на бюджетное возмещение НДС (увеличит прозрачность возмещения НДС)
  • Вводится механизм блокировки регистрации налоговой накладной, которая подпадает под критерии рисков (устранит возможности для злоупотреблений с НДС)
  • Приостанавливается начисление штрафов, освобождаются от уплаты местных налогов в зоне АТО (урегулирует вопросы уплаты налогов на территории проведения АТО).
Что из этого следует
Виталий Смердов, директор Палаты налоговых консультантов, советник юридической фирмы OMP Tax&Legal объяснил, какие из предлагаемых Минфином нововведений являются наиболее интересными и важными для бизнеса.
Во-первых, это передача функций администрирования электронных баз данных, связанных с налогообложением, от органов ГФС в Минфин. «Важность такой передачи вызвана необходимостью оптимизации информационных потоков, а также массовыми злоупотреблениями, которые в прошлом допускали (и продолжают допускать) налоговые органы в связи с эксплуатацией таких баз данных», – пишет консультант. Можно ли будет ожидать такие злоупотребления и со стороны Минфина? Вряд ли, говорит эксперт, в министерства, в отличие от ГФС с ее штрафными функциями, просто нет таких рычагов влияния, которые бы позволили ему злоупотреблять в этой ситуации.
Во-вторых, электронный кабинет позволит налогоплательщикам избежать живого контакта с налоговыми инспекторами. А все общение будет сводиться к переписке и плановым проверкам раз в несколько лет. К тому же, Единый централизованный реестр разъяснений налогового законодательства сделает невозможным «индивидуальную» трактовку норм законов со стороны органов ГФС.
«Передача Министерству финансов права администрировать налоговые базы данных позволит исключить несанкционированное вмешательство в их работу (это при условии, если их снова не «завалят» какие-то хакеры – Ред.»). Введение электронного кабинета плательщика налогов позволит существенно улучшить качество услуг. Кроме всего прочего, функции налоговых проверок передаются на областной уровень. На районном останутся только сервисные функции, что позволит сократить злоупотребления на местах и сделает работу налоговиков более контролируемой и качественной», – комментирует Павел Кухта, заместитель председателя Стратегической группы советников по поддержке реформ в Украине.
В сфере НДС революционность нововведений заключается в замене двух реестров заявлений на бюджетное возмещение одним. «Это позволит избежать путаницы (или юридическим сленгом – правовой неопределенности), которая имела место в 2016 году. Таким образом, все плательщики НДС при подаче заявлений на бюджетное возмещение будут попадать в один и тот же реестр, в хронологическом порядке. И в таком же хронологическом порядке им должны предоставлять бюджетное возмещение», – комментирует Виталий Смердов. Данный реестр будет размещаться (и ежедневно обновляться) на сайте Минфина.
Кстати, требование ведения реестра существует и сегодня – только выполнять его должны налоговые органы. Однако, даже через год после появления такого требования ГФСУ так и не обеспечила публикацию информации в полном объеме.
Важным также является отказ от одностороннего расторжения электронных договоров (с целью блокирования регистрации налоговых накладных в случае обнаружения контролерами фиктивных налогоплательщиков).
На замену этого механизма планируют ввести мониторинговую систему, которая будет оценивать риски с другими параметрами деятельности. Например, на «входе» и на «выходе» у предприятия фиксируются разные товарные коды (этот код нужно указывать при поставках каких-либо товаров): например, предприятие массово закупает зерно, а продает строительные материалы.
Налоговая косметология ничего не даст
В общем одобрительном хоре едва слышны голоса тех, кто не считает принятые поправки по-настоящему революционными. Сергей Носенко, старший управляющий директор инвестиционной компании International Investment Partners LLC считает, что проголосованный законопроект неплохой, но «это опять косметические реформы, изменения по форме, а не по сути».
Сейчас группа экономистов и инвестаналитиков дискутируют на предмет полной замены в Украине налога на добавленную стоимость на налог с продаж в Украине. Идея такая: вместо НДС ввести налог с розничных продаж по ставке 10% для всех субъектов хозяйствования. Уплата налога происходит в момент продажи, механизм контроля – расчетно-кассовые аппараты.
«Что делать с налогом на прибыль в такой модели? Или одномоментно увеличивать для балансировки бюджета (этот вариант считается отрицательным, так как спровоцирует бизнес на оптимизацию прибыли), или сохранять на нынешнем уровне и делать ставку на рост базы налогообложения за счет роста и легализации прибыли, ведь отмена НДС неминуемо приведет к росту экономики», – уверен господин Носенко.
Эту идею поддерживают экономисты правых взглядов, образно говоря, украинские республиканцы, сторонники уменьшения государственного вмешательства в экономику. Критиками выступают «социал-демократы», которые стараются любой ценой удержать существующий уровень доходов бюджета.
По расчетам «республиканцев», за счет ликвидации схем оптимизации НДС, откатов за его возмещение и различных взяток оборотные капиталы компаний увеличатся минимум на 100 млрд. грн. Мол, если эти деньги вывести из тени, то они обеспечат рост доходов почти на 40%.
«Замена НДС на налог с продаж приведет к ликвидации огромной коррупционной системы. И это будет реальное улучшение инвестиционного климата. Чтобы интегрировать такую модель, нужно устраивать буквально революцию. Показательно, что наши эксперты крупнейшим ее риском считают сопротивление со стороны госаппарата», – заявляет г-н Носенко.
Оксана Полищук
По материалам:
Укрінформ
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас