Валерия Лошадкина: смягчение государственного контроля или очередное замыливание глаз бизнесу? — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Валерия Лошадкина: смягчение государственного контроля или очередное замыливание глаз бизнесу?

Казна и Политика
786
Чем строже контроль, тем изощреннее авантюристы.
(Ю. Рыбников)
Верховною Радой Украины принят Законопроект №2418а, которым внесены изменения в 14 статей Закона «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности», сейчас Законопроект находится на стадии подписания. Главной целью принятия закона является повышение уровня взаимного доверия и утверждение партнерских отношений между государством и предпринимателями, однако соответствует ли это действительности?
Наконец-то четко определен перечень органов государственного контроля, на которые распространяется действие данного Закона, среди которых: Госатомрегулирование, Госархстройинспекция, Государственная авиационная служба, Государственная фискальная служба Украины, Национальная комиссия, осуществляющая государственное регулирование в сфере рынков финансовых услуг, Государственная инспекция Украины по вопросам труда и их территориальные органы.
Вместе с тем, порядок проверок действует с учетом особенностей, определенных законом в соответствующих сферах. Например, с учетом положений Налогового кодекса Украины, Закона Украины «О регулировании градостроительной деятельности» и другие.
Однако, здесь возникает интересный вопрос: какие нормы будут иметь преимущество, в случае возникновения противоречий между положениями Закона о госнадзоре и особенностями, которые определены Законами в соответствующих сферах?
В такой ситуации бизнес может воспользоваться преимуществом нового принципа презумпции правомерности поведения субъекта хозяйствования, так при неоднозначной трактовке норм законов, такие нормы рассматриваются в пользу предпринимателя.
Одним из важных изменений, которое позволит бизнесу вздохнуть с облегчением, станет недопущение установления плановых показателей по привлечению субъектов хозяйствования к ответственности. Наконец закончилась «гонка» органов госконтроля, которые, грубо нарушая права и интересы предпринимателей, выполняли план показателей любой ценой. Введение этого принципа направлено на изменение вектора деятельности органов госконтроля, отныне их целью является не выявление правонарушения и привлечение предпринимателей к ответственности, а наоборот предупреждение правонарушений в сфере хозяйственной деятельности.
Для реализации поставленной цели было введено положение консультативной поддержки бизнеса. Отныне орган госконтроля безвозмездно предоставляет бизнес-консультации относительно требований к осуществлению хозяйственной деятельности и осуществления государственного надзора.
Самым главным преимуществом данного положения является невозможность привлечения к ответственности предпринимателей, действующих согласно таким консультациям. Также предприниматели и их должностные лица отныне не несут ответственности за отказ давать объяснения относительно деятельности субъекта хозяйствования.
Не менее важным нововведением является возможность проведения плановых проверок исключительно в соответствии с годовыми планами, которые утверждаются не позднее 1 декабря года, предшествующего плановому. Установленный Законом запрет на внесение изменений в такие планы после их утверждения гарантирует предпринимателям, что проверки не станут неожиданным сюрпризом.
Изменениями установлены и жесткие ограничения периодичности и продолжительности таких проверок. Из проекта Закона следует, что периодичность проведения проверок зависит от степени риска от осуществления хозяйственной деятельности. Например, если деятельность предпринимателя отнесена к высокой степени риска, то плановые мероприятия проводятся не чаще одного раза в два года, для среднего – не чаще одного раза в три года и для незначительного – не чаще одного раза в пять лет.
Кроме того, Законом установлен срок продолжительности проверок, который не может превышать 10 рабочих дней и 5 рабочих дней для малого бизнеса. Суммарная продолжительность всех проверок за календарный год не может превышать 30 рабочих дней, а для малого бизнеса этот срок сокращен до 15 рабочих дней.
Благодаря внесенным изменениям произошла конкретизация и сужение оснований для проведения внеплановых проверок, такими основаниями являются:
1. Представление предпринимателем письменного заявления о проведении мероприятия;
2. Выявление и подтверждение недостоверности данных, заявленных в документе обязательной отчетности;
3. Проверка выполнения предписаний, распоряжений или других распорядительных документов;
4. Обращение физического лица относительно нарушения, причинившего вред ее правам и законным интересам (проверка проводится исключительно при согласовании Государственной регуляторной службы);
5. Непредоставление документов обязательной отчетности за два отчетных периода подряд без уважительных причин или без предоставления письменных объяснений о причинах, препятствовавших представлению таких документов;
6. Поручение Премьер-министра Украины о проверке субъектов хозяйствования;
7. Авария или несчастный случай на производстве.
К ключевым нововведениям Закона можно отнести расширение объема прав предпринимателей, в том числе оснований для отказа в допуске должностных лиц органа госконтроля для проведения проверки или ее прекращения.
Итак, что является основаниями для отказа и прекращения проверки:
  • должностными лицами нарушена периодичность и/или продолжительность проведения проверки;
  • должностными лицами не предоставлены документы, предусмотренные Законом, либо они не соответствуют требованиям Закона;
  • предпринимателем не было получено уведомление о проведении проверки;
  • должностное лицо не осуществило запись о проведении проверки в журнале регистрации мероприятий по контролю;
  • осуществление должностным лицом повторных внеплановых мероприятий по тому же факту;
  • отсутствие утвержденной и опубликованной на веб-сайте унифицированной формы акта;
  • не предоставлено согласование Государственной регуляторной службы в предусмотренных законом случаях.
Будем надеяться, что расширенный объем прав субъектов хозяйствования, четкие и суженные основания и сроки проведения государственного контроля дадут возможность защитить бизнес от несанкционированных и незаконных действий органов государственного контроля.
Валерия Лошадкина, юрист практики корпоративного права АО «Вдовичен и партнеры»
По материалам:
Finance.ua
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас