Слишком многие автопроизводители пытаются догнать Tesla — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Слишком многие автопроизводители пытаются догнать Tesla

Технологии&Авто
2593
Молодая и успешная компания Илона Маска по производству автомобилей строит быстрые и сексуальные эклектические автомобили, которые высоко ценятся элитой Силиконовой Долины.
Это – самые модные игрушки, подчеркивающие высокий статус владельца. Стоя от 100 000 долларов США, в некоторых конфигурациях эти автомобили дороже Феррари и Ламборджини.
Это все замечательно, но самый серьезный удар, нанесенный фирмой Tesla столетней автомобилестроительной отрасли, довольно банален: компания создала рынок, который просто не существовал до того.
Так, “Дженерал Моторс” и некоторые другие компании разрабатывали и продавали электромобили. Но они никогда не продавали их в значительном количестве. И даже в период после окончания финансового кризиса, когда автомобили начали сходить с конвейеров в значительно большем количестве, чем в любой момент времени до этого, электромобили составляли лишь около 1% от всего мирового рынка автомобилей.
Но производители традиционных автомобилей не пошли на решительные изменения.
Зато объемы продаж Tesla стремительно растут, ежегодно удваивая количество проданных автомобилей (около 50 000 штук продано в 2015 году, почти 100 000 в 2016, и полмиллиона запланировано на 2018 год, если компания реализует амбициозные планы Маска). Уже получено около 400 000 предварительных заказов на Model 3 – автомобиль, рассчитанный на широкую аудиторию. Начало производства запланировано на конец следующего года. Это беспрецедентное количество для отрасли.
Значит ли это, что существует существенный, не удовлетворенный спрос на электромобили?
Шагая неверным путем
Tesla вошла в историю, создав интересный рынок, который просто не существовал до того. Однако, совершенно не понятно, будет ли расти этот рынок настолько, чтобы вобрать в себя автомобили, изготовленные не Tesla. Первым испытанием станет новый Chevy Bolt, электромобиль цене 30 000 долларов США, учитывая налоговые льготы. Одной зарядки этому автомобилю хватает примерно на 240 миль; продажи этой модели начались в октябре. Если объемы продаж этого автомобиля станут сопоставимыми с показателями Tesla, тогда можно будет смело говорить, что потребители на самом деле отдают предпочтение относительно недорогим электромобилям. Если же этого не произойдет, у на сбудут все основания полагать, что потребителям нужны именно Tesla.
В любом случае, если объемы продаж электромобилей не продемонстрируют высокие показатели роста, автопроизводителей с их программами изготовления электромобилей ждут сложные времена. Многие крупные автоконцерны представили масштабные планы по развитию электромобилей. Например Volkswagen пытается восстановить свою репутацию после скандала с заниженными показателями выбросов, позиционируя себя как ведущего поставщика будущих электромобилей.
Ближе к середине сезона автомобильных выставок мы видим все больше новых концепций электромобилей. Сейчас широко обсуждаются электрические грузовики. Никто не желает отставать.
К сожалению, существующий рынок просто настолько крупный, чтобы вместить все эти автомобили. Возможно, автопроизводителям следует прислушаться к идеям GM относительно Bolt и инвестиций в Lyft: создать парк беспилотных электромобильных такси. Но это не то, что нужно потребителям.
Индивидуальные автомобили – это основа автомобилестроительного бизнеса. Это именно тот рынок, который нуждается в расширении, если мы говорим о начале захвата электромобилями рынка традиционных авто с двигателями внутреннего сгорания.
История меняется
Еще один фактор, который обуславливает будущий успех (или поражение) рынка электромобилей, это относительно новое, неожиданное и коренное изменение всего рисунка функционирования транспорта. С начала 2000-х, до появления сервиса Uber, преимущество развития было за электромобилями.
Зато, в наше время речь уже идет о подвозе пассажиров (ride-hailing), совместном использовании автомобилей и беспилотных автомобилях. Всё это технологии, не требующие применения электромобилей, которые можно реализовать гораздо быстрее, используя автомобили с двигателем внутреннего сгорания. Компаниям, работающим в этих новых форматах, нет смысла ждать роста рынка электромобилей. Им гораздо проще сделать ставку на бензиновые автомобили нового поколения – 99% рынка автомобилей, что не требует подзарядки каждую ночь.
Возможно, это звучит плохо, но, это также следует принимать во внимание: Tesla с одной стороны является самой успешной компанией, которая осуществляет полный цикл изготовления электромобиля, и является лидером в области производства автономных транспортных средств. Но не стоит удивляться, если электромобили проиграют в противостоянии с традиционными авто – снова. Аккумуляторные батареи велики, дороги и менее удобные в использовании, чем бензин, а их развитие происходит слишком медленно. Недавно введенные литий-ионные батареи – это лучший из всех вариантов, которые появлялись до этого. Однако электромобилям понадобилось более 100 лет, чтобы просто догнать бензиновые авто.
На самом деле, такая ситуация выгодна Tesla. Фактически у Маска и его команды – монополия. Но это не то, чего желает Маск. Его стратегическая цель – постепенная замена бензиновых автомобилей на электромобили.
Однако, этого не произойдет, если тенденция развития беспилотных/совместных автомобилей найдет свое продолжение. Небольшие, дешевые бензиновые автомобили, оснащенные совершенным программным обеспечением, построить будет намного проще в больших масштабах, чем электромобили. Tesla это известно, и именно поэтому она строит крупную фабрику аккумуляторных батарей в штате Невада – с целью снижения себестоимости литий-ионных батарей.
Судный день
Видимо, для всех автопроизводителей, которые сейчас пытаются догнать Tesla, приходит судный день. Многие автопроизводители рассматривают электромобили как возможность обеспечения соблюдения будущих государственных стандартов в сфере экономичности и уровня выбросов. Для того, чтобы эти автомобили (которые отвечают указанным стандартам), выполняли свою функцию, нужно, чтобы люди их покупали. Однако, если все эти люди просто хотят купить Tesla, автопроизводители несут убытки в результате избрания неверного направления для использования своих ресурсов, тратя их на продукты, не пользующиеся спросом у потребителей.
С моей точки зрения, на сегодня рост рынка электромобилей прекратился. Если бы это было не так – потребители с удовольствием покупали бы и автомобили с запасом хода в 100 миль (160,93 км). Однако, такие электромобили уже много лет представлены на рынке, и все еще не смогли заметно подвинуть бензиновые авто.
Одной из причин этого стали низкие цены на топливо – продажи бензино-электрических гибридов также остались низкими, но очевидный вывод заключается в том, что потребители заинтересованы в электромобилях настолько, насколько на это надеялись производители. Потребители даже могут оказаться равнодушными.
Таким образом, кажется, что у автопроизводителей – скорее надежды, чем планы относительно будущего электромобилей. Они надеются, что их новые электромобили станут “Убийцами Tesla”.
Зато, если темпы роста рынка электромобилей значительно не ускорятся, игра не будет стоить свеч; Tesla и в дальнейшем будет доминировать в небольшой нише рыка, а десяток других автопроизводителей будет бороться друг с другом за небольшой процент остальной части рынка.
А в это время потребители переключат свое внимание на автопроизводителей, предлагающих лучшие беспилотные технологии.
Таким образом, отрасль сейчас стоит на распутье. И именно Tesla может стать крупнейшим производителем электромобилей всех времен. Или она станет единственным более-менее серьезным производителем электромобилей.
Метью ДеБорд, Business Insider
Перевод осуществлен при поддержке бюро переводов “Антей”
По материалам:
Finance.ua
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас