ProZorro для своих. Как "отстреливают" ненужных игроков на тендерах — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

ProZorro для своих. Как "отстреливают" ненужных игроков на тендерах

Казна и Политика
1351
На сайте госзакупок ProZorro центральные аппараты министерств и ведомств продолжают удивлять народ своими потребностями. После закупки Нацбанком настольных игр «Мафия» и «Крысиные бега», обескуражило Министерство обороны, которому понадобилось музыкальных инструментов почти на миллион.
Тем временем предприниматели, которые участвовали в тендерах, сетуют, что чиновники проводят их не прозрачно, лоббируя своих людей.
В лотах — услуги бани
Журналисты просмотрели сайт госзакупок, в котором, кроме очевидных трат на ремонты помещений, закупку продуктов и поставку коммунальных услуг, прописаны и несвойственные для жизнедеятельности ведомств вещи — музыкальные инструменты, банные принадлежности (см. инфографику).
В пресс-службе Нацбанка, например, не смогли объяснить, зачем им понадобились настольные игры. Теряются в догадках и банкиры.
«Странный лот. Хотя раньше были случаи, когда закупали даже гидромассажные ванны», — рассказал советник президента Ассоциации украинских банков Алексей Кущ.
Волонтер и нардеп Татьяна Рычкова необходимость покупки фортепиано и валторны для Минобороны объяснила наполнением военного оркестра. «Таковые существуют при каждой бригаде и у многих из них инструменты остались еще с советских времен. Поскольку многие из них приезжают в зону АТО, то обновление необходимо для поддержания духа бойцов», — сказала Рычкова. А по поводу трат на бани объяснила: «Солдаты должны соблюдать гигиену».
ProZorro для своих. Как "отстреливают" ненужных игроков на тендерах
Проводят “своих”
Тем временем предприниматели жалуются, что якобы прозрачная и современная система закупок ProZorro на самом деле мало что изменила: «нежелательных» участников либо не допускают, либо не дают выиграть, придумывая всякие отговорки.
«Я собрал все справки, заявку приняли и одобрили, а потом передумали подписывать договор», — жалуется нам анонимно один из поставщиков продуктов из Харькова.
Народные активисты, которые отслеживают ход госзакупок, тоже говорят о непрозрачности проведения тендеров. «Например, тендер отменяют без явных на то причин — проходит торг между несколькими участниками, а потом просто не заключаются договоры и торги отменяют, поскольку заказчик якобы изменил условия сделки, — говорит активист инициативной группы «Разом!» Петр Андрющенко. — По факту выходит так, что поставщика просят предоставить дополнительные справки, снизить сумму заказа и прочее. Причем зачастую это делают тогда, когда побеждает «не тот» участник. В следующих торгах могут нарочно устанавливать такие условия, чтобы в тендере заведомо победил нужный человек».
По словам Андрющенко, постоянное участие в тендерах требует определенного финансового ресурса, а у малого и среднего бизнеса его нет, поэтому таким путем предпринимателей зачастую и выдавливают. «Только подача жалоб в АМКУ, который рассматривает их по ProZorro, стоит 5 тыс. грн. Если предприятие дисквалифицируют с торгов, то таких жалоб может быть 2–3 и более. Плюс в качестве гарантии некоторые предприятия просят внести залог, которые компании впоследствии могут возвращать себе несколько месяцев», — говорит он.
Сумма залога для участия в тендере «тянет» от 17 до 1700 грн, а в некоторых случаях заказчик требует банковскую гарантию (размер определяют на глазок). Источник в среде предпринимателей говорит, что несмотря на открытость системы ProZorro, откаты за участие никуда не делись, ведь до попадания в систему заявки отбирают вручную в тендерном комитете: «Прежде чем участвовать в тендере, многие компании платят заказчику через определенных лиц, близких к тендерному комитету, процент от сделки для «случайного» выигрыша. В зависимости от важности тендера, меняется и стоимость: рядовой тендер — 10%, оборонный — сразу 75%, так как в итоге сумма сделки может вырасти втрое. Чужих к тендерам не пускают, а заказчики отказываются от договоров, зная, что им ничего не грозит».
В самой системе подтасовку результатов торгов называют бредом. «Мы не можем контролировать каждого человека в тендерном комитете. Нужна система, в которой будут видны все нарушения и в которой будет удобно проверять все нарушения, а после и применять санкции к чиновникам. Все справки для всех одинаковы, а заявить цену выше заявленной поставщик не может. Понять то, что требования выписаны под одного поставщика, может только его конкурент», — говорит координатор системы ProZorro Кристина Гуцалова.
Анастасия Кучкина
По материалам:
Вісті
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас