Частных лиц допустят к исполнению решений судов — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Частных лиц допустят к исполнению решений судов

Кредит&Депозит
735
С 6 октября в Украине вводится смешанная система исполнения судебных решений, а это означает, что исполнением решений судов будут заниматься не только государственные исполнители, но и частные. Отныне процесс выбивания долгов в Украине упростят. До ввода смешанной системы возвратов имущественных судебных долгов занималось государство, иными словами, на рынке царила монополия.
Финансовые учреждения не раз на себе испытывали сложности при исполнении судебных решений в Государственной исполнительной службе (далее – ГИС), к примеру, Юрий Титов, начальник отдела сопровождения и урегулирования кредитов среднего и малого бизнеса АО «ОТП Банк», привел самые распространенные проблемы: несвоевременное проведение государственными исполнителями исполнительных действий в связи с большим количеством исполнительных документов на одного исполнителя, низкой заработной платой, высокой коррупционной составляющей, а также отсутствием мотивации; отсутствие механизма реализации земельных участков; бюрократия на всех уровнях системы ГИС.
В НАБУ подсчитали, что в Украине к осуществлению реформы в сфере исполнительного производства выполнялось по официальным данным только 30% решений, а по неофициальной информации реального исполнения судебных решений добивались лишь 2-3% взыскателей.
“Изучая статистику взысканий, можно констатировать, что работа органов исполнительной службы на современном этапе является крайне малоэффективной”, – констатирует исполнительный директор НАБУ, Елена Коробкова.
Согласно имеющимся данным, в 2014 году в органах ГИС находилось на исполнении почти 6 млн исполнительных документов на общую сумму около 400 млрд грн. Средний процент взыскания денежных средств по исполнительным документам является катастрофически низким и ярко подтверждает приведенную оценку работы органа государственной власти и составляет 3,7%, что в денежном эквиваленте составляет ориентировочно 14,6 млрд грн.
В штате Государственной исполнительной службы работает почти 6 тысяч государственных исполнителей, что по сравнению с прошлыми периодами, на фоне уменьшения нагрузки на исполнителей до 110 производств на лицо, не дало положительных результатов и привело к уменьшению сумм взыскания и исполнительного сбора.
Теперь же, фактически с вступлением в силу законов №2506 “Об органах и лицах, осуществляющих принудительное исполнение судебных решений и решений других органов”, и №2507 “Об исполнительном производстве”, наравне с государственными судебными исполнителями будут работать и частные, которым будут предоставлены все необходимые полномочия.
Кто ты, частный исполнитель?
Для более детального понимания, что из себя представляет частный исполнитель, Finance.UA обратился к адвокату, партнеру Адвокатского объединения “Клочков и партнеры” Анастасии Гурской. Со слов адвоката,частным исполнителем сможет стать только гражданин Украины, которому уже исполнилось 25 лет, с высшим юридическим образованием и не менее чем с двухлетним стажем работы в отрасли права.
“Фактически закон “Об органах и лицах, осуществляющих принудительное исполнение судебных решений и решений других органов” по требованиям к частным исполнителям и их деятельности в некой части дублирует требования к адвокатам и адвокатской деятельности в соответствии с Законом Украины “Про адвокатуру и адвокатскую деятельность” (по аналогии определен порядок допуска к профессии, дисциплинарная ответственность, наличие региональных советов, квалификационных и дисциплинарных комиссий, реестра, гарантий деятельности и т.д.).
Вместе с тем, деятельность частных исполнителей, а именно их гражданская ответственность перед третьими лицами подлежит обязательному страхованию и данные страховки вносятся обязательно в профайл исполнителя в Единый реестр частных исполнителей. При этом страховая сумма по договору, то есть сумма, которая подлежит компенсации при страховом случае (наличии убытков), должна обязательно составлять 10% от суммы взысканий по исполнительным производствам исполнителя в год, но не менее 1000 минимальных заработных плат (к примеру, на сегодняшний день минимальная страховая сумма должна быть около 1,5 млн грн)”, – подробно поясняет адвокат.
Как пояснила Анастасия Гурская, вопрос вознаграждения работы частных исполнителей будет состоять из основной суммы (фиксированной по исполнительным производствам не имущественного характера и в процентном соотношении по исполнительным производствам имущественного характера) и дополнительной. При этом размер основной суммы и расходов утверждается Министерством юстиции Украины, а в дальнейшем взыскивается с должника, а размер дополнительной суммы утверждается исполнителем и взыскателем без дальнейшего взыскания с должника.
“Частным исполнителям будут предоставлены полномочия, которые фактически приравниваются к полномочиям государственных исполнителей (привлечение сотрудников полиции, хранение средств и материальных ценностей и т.д.), – добавила она. – Каков будет результат применения данных законов, пока прогнозировать сложно. В любом случае, возможно улучшение эффективности исполнения решений, чего на сегодняшний день в Украине нет, но возможно и злоупотребление своими полномочиями со стороны частных исполнителей. Естественно, что только баланс между свободой действий исполнителей, их добросовестностью и надлежащим контролем за их деятельностью даст необходимый и позитивный результат”.
Плюс-минус
Несомненно, в связи с нововведениями, плюсы и минусы от деятельности частных исполнителей видят не только юристы, но и банковская среда. Юрий Титов достаточно лаконично пояснил, что среди плюсов, на первом месте будет отсутствие бюрократии, частный исполнитель будет заинтересован в достижении конечного результата,  конкуренция между частными исполнителями и Государственной исполнительной службой, способная простимулировать улучшение работы как частных, так и государственных исполнителей. Среди минусов – возможная недобросовестность исполнителей (осуществление определенных действий по заказу) и несовершенство системы контроля частных исполнителей и привлечения их к ответственности.  
“Сама идея института частных исполнителей является позитивной и в перспективе поможет банкам избежать задержек при исполнении судебных решений. Однако вопрос состоит в том, как она будет реализована и позволит ли частным исполнителям пользоваться всеми правами, предоставленными им законодательством”, – подчеркнул Титов.
Система не нова
Смешанная система исполнения судебных решений уже успела себя позитивно зарекомендовать в странах Европы: Франции, Италии, Венгрии, Польши, Чехии, Словакии, Румынии, Латвии, Литве, Эстонии. В каждой из перечисленных стран вопросом взыскания долгов занимается частное лицо, и результат на лицо: коэффициент взыскания и завершения выполнения исполнительных производств увеличился в разы – до 70-90%.
“Внедрение “смешанной” системы исполнения решений – один из важнейших элементов, который, безусловно, положительно повлияет на процесс возврата предоставленных кредитов банкам и улучшит защиту каждого взыскателя. Ведь именно взыскатель получает право выбора к кому ему обращаться за выполнением решения – к ГИС или частному исполнителю. Это позволит улучшить качество предоставления взыскателям (как юридическим, так и физическим лицам) этих услуг, повысить мотивацию выполнения решений через договорные отношения и внедрить реальную конкуренцию в данной сфере, вывести процедуру принудительного исполнения судебных решений на качественно новый уровень и существенно уменьшить бюджетные расходы. Наличие альтернативы на этом рынке положительно повлияет на процесс уменьшения доли проблемных кредитов”, – заявляет Елена Коробкова.
Результата не будет, если
Внедрение смешанной системы не даст столь положительных результатов, если наряду с двумя вышеуказанными законами (№2506 “Об органах и лицах, осуществляющих принудительное исполнение судебных решений и решений других органов”, и №2507 “Об исполнительном производстве”, – ред.) не будет принят ряд важных законопроектов.
К примеру, законопроект № 4529, нацеленный на стимулирование кредитования в Украине, предлагает изменения в неэффективный институт поруки, в свою очередь это позволит ликвидировать популярную схему ухода от возврата кредита через ликвидацию основного должника – юридического лица. Или использования самовольного строительства как инструмента для предотвращения удовлетворение требований кредиторов на предмет ипотеки вследствие самовольного изменения эксплуатационных показателей помещений или здания и многое другое.
С целью недопущения в будущем такого значительного объема проблемной задолженности в банковском секторе, которая существует сегодня, необходимо внести изменения в налоговый кодекс в части доступа к информации о налогоплательщиках. Соответствующий законопроект № 2460 предлагает позволить банкам проверять информацию о доходах клиента, имея на то его согласие, в налоговых регистрах и базах. Такие превентивные меры еще на стадии принятия решения по выдаче кредита уменьшают вероятность манипулирования информацией о доходах, и обеспечат оперативный мониторинг банком финансового состояния клиента в течение всего срока обслуживания кредита.
Юлия Кузнецова
По материалам:
Finance.ua
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас