Электронное администрирование НДС: геноцид бизнеса или способ борьбы с "налоговыми ямами"? — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Электронное администрирование НДС: геноцид бизнеса или способ борьбы с "налоговыми ямами"?

Казна и Политика
918
Среди экспертов по вопросам налоговой политики и народных депутатов уже два года ведутся дускуссии об эффективности системы электронного администрирования – СЕАНДС и системы депонирования средств на спецсчетах.
Часть экспертов считает, что введение такой системы позволило эффективно бороться с уклонением от уплаты НДС и других налогов, что привело к уменьшению оптимизации налогов.
Другие эксперты считают, что система неэффективна.
По разным оценкам экспертов, уровень теневой экономики Украины за последние годы составляет 40-45% от ВВП – это самый высокий показатель среди европейских стран.
Ключевыми причинами такого уровня, по нашему мнению, являются дискреции (выборочное применение законодательства), концентрация в ГФС лишних функций, затрудненное администрирование и невозмещение НДС и тому подобное.
Большая часть недополученных доходов в бюджет – это неуплата НДС, НДФЛ и ЕСВ, именно для уклонения от этих налогов и создаются схемы по оптимизации, которые будут подробно описаны в этой статье.
Налог на добавленную стоимость платят обычные потребители, покупая тот или иной товар или услугу, в цену которых включен НДС, а непосредственный перерасчет в бюджет осуществляют предприятия, имеющие статус плательщика НДС.
Особенностью НДС, как известно, является то, что при его уплате плательщик НДС, реализовавший продукцию, уменьшает свое обязательство перед бюджетом на налоговый кредит – сумму всего НДС, которой он фактически заплатил, покупая товары, сырье или услуги.
Данная схема уплаты НДС в бюджет является типичной для большинства стран мира, с которыми Украина имеет торговые отношения, однако, пожалуй, только в нашей стране процесс уклонения от уплаты этого налога, то есть фактически хищение налога, уплаченного потребителем, перерос в целую индустрию с миллиардными оборотами, в которую в разное время были вовлечены сами государственные органы и в первую очередь – налоговики.
Например, только за 2013 было недополучено бюджетом Украины налога на добавленную стоимость по разным оценкам на сумму около 50-70 млрд гривен.
“Схемы” с НДС появились почти одновременно с введением самого налога на добавленную стоимость. Еще недавно объем денег, проходивших через них, был колоссальным и достигал 6-9 миллиардов гривен в месяц только в Киеве.
Типичные “схемы” выглядели следующим образом: создавалось специальное “схемное” предприятие, которое имело протекторат у представителей государственной власти.
Целью его деятельности было заключение фиктивных операций по продажам различных товаров или услуг, а по сути – налогового кредита, той суммы, на которую контрагент такого предприятия вправе уменьшить налоговые обязательства по НДС.
Так, если плательщик НДС желал уклониться от уплаты налога, он обращался к таким предприятиям за “услугой”, переводил им средства и получал документы, которые давали право уменьшить налоговые обязательства и наличные средства.
“Схемные” предприятия за свою услугу брали определенный процент, который до прихода к власти Януковича составлял примерно 6-7%. Полученная наличность использовалась для выплат заработных плат в “конвертах”, что позволяло дополнительно уклоняться от уплаты ЕСВ и НДФЛ. Объемы заработных плат в “конвертах” в Украине оцениваются от 200 млрд гривен в год. Данная схема получила название “налоговой ямы”.
Конечно, существование таких «ям» было бы невозможным без прямого участия представителей налоговых органов, за определенное вознаграждение “не замечающих” схемных предприятий.
С приходом к власти Януковича все схемы начали монополизироваться. В 2012-2014 годах начали функционировать так называемые “площадки”, которые осуществляли деятельность по масштабной торговле налоговым кредитом.
Стоимость их услуг составляла 11-13% (с получением наличности), из которых около 6% поступали в “Семью”. На несколько лет сложилась невероятная ситуация, когда высшее должностное лицо государства по сути возглавило эти новые схемы НДС.
После Революции Достоинства на теневом рынке оптимизаторов НДС наблюдалось временное затишье. Старые схемы остановились, новые еще не начали работать, схемщики перешли в режим ожидания. Это продолжалось несколько месяцев и в конце весны 2014 начали появляться новые дешевые схемы по оптимизации НДС, по тарифу ниже 10%.
В то время были наработаны изменения в Налоговый кодекс в части администрирования НДССЕА НДС и НДС-счета – и осенью 2014 изменения были приняты парламентом.
Этот шаг, по нашему мнению, стал самой радикальной реформой сфере налогового администрирования, убрав возможность “рисования” налогового кредита и прекратив функционирование так называемых маргинальных налоговых ям.
Эти изменения были проведены путем невероятных усилий прогрессивно настроенной экспертной среды и части народных депутатов, однако, несмотря на это, они все же были далеки от совершенства.
В то же время введение НДС-счетов привело к усложнению администрирования и вымыванию оборотных средств предприятий, эти недостатки частично были устранены изменениями к системе функционирования СЕА НДС в 2015 году. Совершенствование системы электронного администрирования НДС продолжается до сих пор.
После введения спецсчетов доля “импортных скруток”, о которых будет написано позже, существенно возросла и составила большую часть рынка этих услуг, при этом в аграрном секторе сохранились и увеличились объемы “схемы” с использованием спецрежима НДС.
Дело в том, что государство предусмотрело для сельхозпроизводителей налоговую льготу. Фермерские предприятия – как и большинство других – являются плательщиками НДС, однако, в Налоговом кодексе была предусмотрена для них возможность не платить НДС непосредственно в бюджет, а инвестировать в производство.
Такой режим позволяет безболезненно и без уплаты дополнительных налогов декларировать нелегально выращенное зерно как выращенное на собственных или арендованных землях и таким образом легализировать его для отправки на экспорт.
В данном случае государство теряет не столько сам НДС, его все равно пришлось бы возместить, если бы соответствующее зерно выращивалось легально, а другие налоги, прежде всего НДФЛ и ЕСВ, которые должны уплачиваться как с арендной платы за паи, так и с зарплаты работников.
Понятно, что те, кто выращивает зерно в черную, никаких налогов при этом не платят. Предприятия, которые проводили через себя “черное” зерно, начинали декларировать невиданную до сих пор урожайность, иногда в 8-10 раз превышавшую среднестатистические показатели.
С 1 января 2016 данные схемы потеряли свою актуальность, потому что, согласно изменениям в Налоговый кодекс, сельхозпроизводители могли использовать на инвестиционные цели не всю сумму НДС, а только определенную часть.
Еще несколько месяцев рынок налоговых кредитов продолжал использовать схемы с использованием “нарисованных” урожаев, возмещая налоговые кредиты через коррумпированные суды. В марте 2016 такие схемы практически прекратили свою деятельность.
В итоге в настоящее время в арсенале оптимизаторов остался почти единственный способ уклонения от уплаты НДС, так называемые “скручивания”, работающие за счет реализации реально приобретенного товара за черный нал и последующей пересортицы номенклатуры официальный приобретенных и проданных товаров и услуг.
Начнем с описания варианта импортной схемы, кратко опишем суть. Во время ввоза на таможенную территорию Украины товаров НДС уплачивается еще на таможне, что дает право импортеру отнять уплаченную на таможне сумму налога из суммы, которую он получит в цене товара при его реализации внутри страны. Иными словами, импортер при уплате НДС на таможне получает налоговый кредит.
Как мы уже упоминали – схема заключается в том, что импортер реализует свой товар внутри страны без оформления документов за наличный расчет. Получается, что хотя товара у него фактически уже нет, на бумаге он продолжает числиться как непроданный.
Соответственно, не возникает обязательств по уплате НДС в бюджет и налоговый кредит остается неиспользованным. Далее импортер “передает” свой кредит другим предприятиям, как бы продавая другие товары или оказывая услуги, за которые получает от них безналичные средства, а им возвращает наличные за вычетом своего процента.
Скруткой такую схему называют потому, что по документам выходит, что один товар “скручивается” в другой, ведь формально по документам получается, что импортер-скрутчик привез в Украину бананы, а продал гвозди, при этом бананы исчезли.
Эта же схема используется и с товарами широкого потребления, производимыми внутри страны, только место таможни здесь занимает производитель таких товаров, который действительно платит НДС в бюджет, а вот их “скручивание” осуществляет посредник, покупая такие товары у производителя для их дистрибуции и реализации населению.
Хотя эта схема и ограничена объемом товаров широкого потребления, реализуемых через рынки без оформления каких-либо документов, все же этот объем достаточно большой.
Цена а такие “услуги” продолжает расти и сейчас составляет около 11-13% и состоит из базовой стоимости “пересорта” (так рынок именует п/к от импортных разнородных товаров: одежда, фрукты, электроника, топливо и т.п.) – 6-7% , услуг “скрутки” – 2-3%, услуг посредников – 0,5-1% и вывода разницы в “кэш”.
По мнению авторов, данная тенденция сохранится и в дальнейшем, учитывая новые изменения в Налоговом кодексе, пока готовящиеся рабочей группой из представителей министерства финансов, народных депутатов и экспертов.
Данные изменения предусматривают введение дополнительных реквизитов в налоговой накладной – кодов УКТ ВЭД для товаров и ДКПП для услуг, а также механизма блокировки регистрации сомнительных налоговых накладных до получения объяснений относительно источника поступления товара – “скрутка” не может объяснить, откуда у нее взялись гвозди, если куплены были бананы.
Это приведет к дальнейшему подорожанию услуг по оптимизации и, соответственно, уменьшению спроса на эти услуги и увеличение поступлений в государственный бюджет.
Введение СЕА НДС и НДС-счетов существенно сузило коррупционные возможности налоговиков и возможности “оптимизаторов”, но необходимо осуществить еще много шагов, чтобы сделать функционирование схем по оптимизации НДС фактически невозможными.
В частности, это передача баз данных из ГФС в Министерство финансов, что приведет к невозможности ручного вмешательства со стороны сотрудников ГФС; исправление ошибок в формуле; создание единого реестра на возмещение НДС; создание автоматических рискоориентированных систем для выявления “скруток” и другие.
Почти все эти предложения согласованы и в это время дорабатываются Министерством финансов, народными депутатами и экспертами и вскоре будут зарегистрированы в парламенте.
Следует отметить, что за годы функционирования НДС в Украине зародилась целая НДС-экономика со своим рынком, спросом, предложением, курсом и бенефициарами из центрального офиса ГФС.
За это время в нашей стране была построена деформированная система общественных отношений, в которой делать плохо – это хорошо; в которой государственные органы власти вместо того чтобы охранять порядок, законность и справедливость, сами подталкивают граждан совершать преступления, прикрывая их за откаты. И бюрократическая машина оказывает яростное сопротивление любым изменениям, за которые с титаническими усилиями борются активисты и незаангажированные депутаты.
После Майдана многие ожидали резких и радикальных перемен именно в системе фискальных органов как наиболее коррумпированных в стране. Однако изменения закончились только на назначении нового главы ГФС и некоторых топ-работников.
На самом деле налоговики продолжают быть ядром, без которого создание любых схем по уходу от налогообложения НДС невозможно.
Более того, именно фискалы на сегодня являются самым большим тормозом необходимых для экономики страны экономических реформ, борясь за свое право на незаконное обогащение за счет откатов и взяток.
Считаем, что наработанные рабочей группой Министерства финансов, народными депутатами и экспертами изменения в Налоговый кодекс должны быть одобрены правительством и приняты парламентом в 2016 году, фискальная служба со следующего года должна предоставлять исключительно сервисные услуги.
Мы уверены, что уже в 2017 году первые статистические данные продемонстрируют результативность усилий и все смогут увидеть существенные преимущества украинской системы администрирования НДС даже перед лучшими системами стран ЕС.
Гетман Олег, эксперт группы Налоговая и бюджетная реформа реанимационного пакета реформ
Янковский Павел, эксперт группы Налоговая и бюджетная реформа реанимационного пакета реформ
По материалам:
Економічна Правда
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас