Антон Козюра: Стоит ли монетизировать субсидии в Украине — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Антон Козюра: Стоит ли монетизировать субсидии в Украине

Казна и Политика
522
Весной 2015 года правительство перешло к очередному этапу повышения тарифов для всех категорий потребителей. Предпосылкой для этого послужило подписание соглашения с МВФ о программе расширенного сотрудничества – EFF, которая к слову все еще продолжает находиться в стадии рассмотрения. Так, правительство взяло на себя обязательства постепенно сокращать дефицит “Нафтогаза” и к 2017 году отойти от господдержки монополиста, в первую очередь за счет роста тарифов.
Однако в условиях значительного снижения реальных доходов населения правительство не могло провести столь непопулярную реформу без усиления социального напряжения в обществе. Ввиду чего со стороны Кабмина была представлена обновленная программа субсидий для населения, основной задачей которой было переложение части платежей от населения на государство. Так, в 2015 году на субсидирование населения государством было выделено чуть более 18 млрд грн при плане 24.4 млрд грн. Оставшиеся шесть миллиардов в конце года перераспределили на расходные статьи бюджета.
В 2016 году, после очередного этапа роста цен на энергоносители, со стороны бюджета была зарезервирована уже большая сумма. При планировании государственного бюджета министерство социальной политики планировало получить порядка 43 млрд грн, однако в декабре 2015 года Минфин урезал запрос ведомства до 35 млрд грн.
Но проблема состоит в том, что разница в нормативах, которые применяются для определения размера субсидий и учета услуг, может привести и приводит к перерасходу бюджетных средств.
Так, например, нормативы, которые используются для расчета размера субсидий, в два раза превышают показатели, которые используются при расчетах за услуги.
Так например, плата за газ при отсутствии счетчиков рассчитывается исходя из норматива 3 куб. м, а для начисления субсидии используется показатель 6 куб. м. В итоге программа, которая планировалась как “реальный механизм помощи”, на данном этапе превращается в схему поддержки НАК в ущерб бюджету, направленную на выполнение обязательств перед международными кредиторами.
В свете вышесказанного, несмотря на ряд проблем с авансовым характером субсидирования, сложно представить себе, что правительство способно перейти к монетизации субсидий для населения.
В первую очередь потому, что пока все расчеты проводятся в виде взаимозачета, они не требуют «живых денег», а монетизация при текущем дефиците государственного бюджета потребует незапланированного включения печатного станка, что способно оказать дополнительное давление на гривну.
Во вторую очередь, чиновники справедливо опасаются, что в случае монетизации субсидий выделенные средства будут использованы нецелевым способом в условиях сокращения реальных доходов, а проблема сокращения задолженностей по значительно выросшим платежам будет только усугубляться.
Антон Козюра, аналитик Альпари
По материалам:
Файненс.ЮА
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас