ОСАГО пошло на поправку — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

ОСАГО пошло на поправку

Личные финансы
459
Рынок «автогражданки» вновь растет: увеличивается как количество привлеченных премий, так и объем выплат потерпевшим. Однако нерешенных проблем еще много – МТСБУ назвало компании, которые не платят годами, и без законодательных изменений решить проблемы рынка будет непросто.
Впервые после аннексии Крыма и начала АТО на востоке страны количество заключенных договоров ОСАГО начало расти. В январе-июне 2016 года страховщики продали 3,589 млн полисов, что на 0,1% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Об этом говорится в сообщении Моторного (транспортного) страхового бюро (МТСБУ). При этом объем полученных премий вырос сразу на 21,7% – до 1,714 млрд грн. Полис обошелся клиентам в среднем в 477 грн.
Растут и выплаты. Общий объем выплаченных страховых возмещений по внутренним договорам страхования увеличился на 27,3% – до 649,79 млн грн. Из них 58,8 млн грн выплачено с использованием «европротокола» – рост в 2,2 раза.
Лидеры хромают
К 1 июля право продавать «автогражданку» от своего имени было у 56 страховых компаний. При этом на топ-10 компаний по количеству реализованных полисов и объему привлеченных средств пришлось более 50% рынка. В десятку лидеров вошли «Оранта», «Провидна», СГ «ТАС», УПСК, «Княжа», «Уника», СО «Доминанта», «PZU Украина», «АХА Страхование» и Европейский страховой союз. При этом на четыре компании из десяти в МТСБУ жаловались чаще других: «Оранта» (41 жалоба), «Провидна» (21), УПСК (11) и Европейский страховой союз (10).
Большинство этих компаний, кроме Европейского страхового союза и СО «Доминанта», являются также лидерами по количеству урегулированных страховых событий и объему выплат. В десятку также вошли «Киевский страховой дом» и «Арсенал Страхование». Однако лишь четыре компании – «PZU Украина», СГ «ТАС», «Княжа» и «Уника» – урегулируют страховые события в установленный законом срок 90 дней. В МТСБУ уточняют, что при расчете учитывались исключительно имущественные убытки, а срок выплаты рассчитывался со дня ДТП до даты последней выплаты по страховому случаю. У «PZU Украина» этот показатель составляет 63 дня, у СГ «ТАС» – 65, у «Княжа» – 84, а у «Уника» – 90. Из топ-10 по объему выплат лишь «Оранта» отказалась обнародовать этот показатель.
В МТСБУ подсчитали, что средний срок выплаты по рынку составляет 154 дня. Лишь у 11 СК этот показатель вписывается в 90-дневный срок. «Основная причина достаточно большого срока урегулирования по ОСАГО заключается в сроках рассмотрения отдельных дел со смертельным исходом. Такие дела физически не могут «закрываться» быстро, поэтому и искажают общую статистику», – объяснили FinClub в СК «Альфа Страхование». Средний срок урегулирования у их СК – 138 дней, при этом в течение 90 дней выплату получают 49,4% потерпевших.
Лидер по скорости урегулирования страховых случаев – «Саламандра» (55 дней), в тройку входят «Аско-Донбасс Северный» (58 дней) и «PZU Украина» (63 дня). Дольше всего платят Украинская охранно-страховая компания (516 дней), «Аска» (515 дней) и Украинская транспортная страховая компания (371 день).
УОСК еще в феврале перешла под контроль Нацкомфинуслуг. Планировалось, что к сентябрю будет реализован план финансового оздоровления, и компания восстановит платежеспособность. Однако в конце июля в Нацкомфинуслуг неофициально говорили, что, вероятнее всего, сроки будут смещены: до сентября СК не успеет рассчитаться по накопленным почти за два года долгам.
Курс на выздоровление
В целом ситуация в сегменте ОСАГО выглядит не такой критической, как еще один-два года назад. По данным «светофора», лишь шесть СК получили неудовлетворительные оценки – «Эталон», «Киев Ре», «Страховой капитал», УОСК, УТСК – по показателю «уровень жалоб от потерпевших и страхователей», а «Аска», УОСК и УТСК – по качеству урегулирования убытков.
И хотя большинство клиентов по-прежнему отдают предпочтение страховщикам, которые предлагают дешевые полисы, ситуация постепенно меняется. «Увеличение стоимости ремонта автомобиля, а значит, и рост среднего размера убытка, заставляют клиентов принимать решения о покупке полисов ОСАГО не только чтобы избежать штрафов. Они при покупке смотрят не только на цену, но и на имидж выбираемой компании», – считают в СК «Альфа Страхование».
Проблемы рынка накапливались годами. «Основные нарушения очевидны – сроки выплат. Это говорит о том, что менеджмент страховых компаний вольно трактует законодательство Украины и не в состоянии настроить нормальную работу отделов выплат. Также задержки связаны и с недостатком резервов – 40% платежей уходит на комиссии агентам», – уверен председатель правления общественного объединения «Украинский страховой омбудсмен» Юрий Чунихин.
В такой ситуации некоторые компании уходят с рынка ОСАГО. Как сообщал FinClub, «Аско-Медсервис» прекратила продажу своих полисов. Данные МТСБУ свидетельствуют, что у компании есть задолженность перед фондами бюро.
«Проблемными» зонами являются мошенничество и злоупотребление клиентов выплатами по «европротоколу» и отсутствие единой базы страховых событий. «Ряд компаний, в том числе и наша, внедряют собственную систему на основании своих данных», – заявили в департаменте урегулирования убытков СК «Альфа Страхование». Участники рынка подключаются к системе обмена информацией «Поиск», что позволяет уменьшить количество мошенников на рынке.
17 страховщиков, на долю которых приходится более 50% рынка, пытались без законодательных изменений запустить механизм прямого урегулирования. Но даже для такой частной инициативы, как оказалось, необходимо разрешение Антимонопольного комитета. Оно до сих пор не получено.
Руденко Виктория
По материалам:
Фінансовий клуб
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас