Момент потерян: почему власть не способна вернуть в Украину деньги беглых чиновников — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Момент потерян: почему власть не способна вернуть в Украину деньги беглых чиновников

Криминал
588
Арест в Панаме бывшего главы Государственного агентства по инвестициям и управлению национальными проектами Украины Владислава Каськива дал старт новому витку дискуссии о возврате в страну денег, добытых незаконным путем.
Украинские правоохранительные органы, требующие сегодня экстрадиции Каськива, заявляют и о том, что экс-чиновник вывел за пределы Украины многомиллионные средства. Это при том, что Владислав Каськив далеко не первый чиновник времен президентства Виктора Януковича, в отношении которого пытаются применить механизм экстрадиции и спецконфискации активов. Forbes решил разобраться, как обстоят дела в отношении других видных украинских политиков, попавших в свое время под санкции, и понять, почему за два года власти так и не удалось вернуть в бюджет и процента от арестованных сумм.
18 августа стало известно, что в Панаме был задержан Владислав Каськив, возглавляющий Госинвестпроект с 23 декабря 2010 года по 15 марта 2014 года. Наиболее известен экс-лидер «Поры» скандалом с так называемым испанским лыжным инструктором, которого пытались выдать за менеджера Gas Natural, и активной подготовкой нашей страны к Евро-2012. Именно со злоупотреблением служебным положением украинские правоохранительные органы связывают вывод Каськивым в кипрские офшоры порядка 255 млн гривен. Теперь, пользуясь активностью панамских властей, Генеральная прокуратура Украины требует экстрадиции экс-чиновника и собирается заняться возвратом государственных средств.
Параллельно власть вспомнила и о другом видном чиновнике эпохи Януковича – Александре Лавриновиче, возглавлявшем Министерство юстиции. Ему инкриминируют растрату средств путем злоупотребления служебным положением на сумму более 8,5 млн гривен. Эти деньги связаны с оплатой услуг американских юридических компаний Skadden, Arps, Slate, Meagher & Flom LLP, которые в 2012-2013 годах консультировали представителей украинской власти по делу Юлии Тимошенко.
С учетом дела Ефремова, можно говорить о новом витке интереса украинских правоохранителей к экс-регионалам, и очевидно, что эта тенденция будет оставаться актуальной в ближайшие месяцы.
Практическую пользу от этих уголовных дел украинское государство сможет извлечь только в случае возврата денег, которые в свое время были выведены за рубеж. За последние два года такое стремление властями неоднократно подчеркивалось, причем назывались более чем внушительные суммы, находящиеся на счетах экс-министров и беглых политиков.
В то же время, за весь этот период похвастаться украинским правоохранителям откровенно нечем. К примеру, в прошлом году государственный бюджет Украины получил лишь смехотворные 5014,05 гривен из средств, которые были арестованы на зарубежных счетах экс-президента Украины Виктора Януковича и его соратников. Это 0,0003% от суммы, которую планировало вернуть правительство.
В этом году ситуация выглядит не многим лучше. Властям удалось вернуть порядка 300 000 гривен так называемых коррупционных средств, но опять же – среди них нет ни одной гривны, изъятой с арестованных счетов экс-чиновников. Более того, новый министр финансов Александр Данилюк заявил, что в 2016 году возврат этих средств в Украину «не выглядит реалистичным».
В чем основная проблема? В том, что в Украине никто не разделяет пиарную и юридическую составляющие этого вопроса. Пиарная – всем известна. Открытие уголовных дел, запросы на экстрадицию и громкие пресс-конференции создают красивую картинку для новых генеральных прокуроров и гарантируют стабильное место на передовицах центральных СМИ. Но для того, чтобы деньги реально вернулись в страну, нужно пройти вполне конкретную юридическую процедуру.
Во-первых, необходимо решение украинского суда (хотя бы первой инстанции). Однако за два года украинская Фемида не вынесла ни одного такого решения.
Во-вторых, решение должно пройти хотя бы апелляционную инстанцию и вступить в силу.
И только в-третьих, правительство Украины может обратиться к правительству другой страны с требованием репатриации, т.е. возврата арестованных средств в полном объеме. Но правительству этой страны нужны законные основания в виде вступившего в силу решения суда.
Ситуацию могло бы несколько упростить принятие профильного закона о спецконфискации, который неоднократно вносили на рассмотрение Верховной Рады. Но та редакция, в которой он был выписан, саботаж депутатов от «Народного фронта», привели не только к его полному провалу, но и дискредитации всей инициативы.
Напомним, отдельные статьи разработанного законопроекта нарушают Конституцию и создают предпосылки для отъема имущества еще до решения суда. Внутрипарламентская дискуссия по этому документу закончилась техническим отзывом законопроекта 14 июля, и новую редакцию планируют рассматривать уже в сентябре.
Пока же перспективы возврата арестованного за рубежом имущества экс-чиновников выглядят откровенно сомнительными. Forbes решил напомнить о самых резонансных госслужащих, чьи активы пока безрезультатно пытается вернуть в страну украинская власть.
Виталий Филиповский
По материалам:
Forbes.ua
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас