Как возвращают шедевры: все подробности скандалов с украденными картинами — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Как возвращают шедевры: все подробности скандалов с украденными картинами

Криминал
401
Недавно ничем не примечательный остров Турунчук в дельте Днестра, у села Троицкое, на территории Беляевского района Одесской области, неожиданно приобрел сенсационную славу. Сотрудники Госпогранслужбы и военной прокуратуры обнаружили там тайник, где были спрятаны бесценные произведения искусства — похищенные осенью прошлого года из итальянского музея “Кастельвеккио” в Вероне полотна Рубенса, Тинторетто, Пизанелло, Мантеньи, Карото и других всемирно признанных художников эпохи Возрождения.
Оценочная стоимость 17 найденных картин достигает 20 млн евро! Следствие установило, что в международную преступную группу, которая занималась сбытом краденого, входили граждане Италии и Молдовы. Полотна предназначались для перемещения за рубеж. По данным погранслужбы, картины оказались на острове с помощью международных почтовых перевозок. Что важно и интересно — параллельно указанные работы разыскивались и сотрудниками ФСБ России, которые не только прикрывали преступную цепочку, но якобы даже планировали собственную операцию по вывозу груза из Украины.
Эксклюзивные подробности сообщил первый заместитель главного военного прокурора Владимир Жербицкий.
— Тайник находился в неприметном углублении в земле, сверху забросанном свежей травой, — говорит генерал.— Предназначался он для непродолжительного, временного хранения — в таких походных условиях держать картины долго не собирались. Полотна были обернуты в ткань и полиэтилен. Мы располагали оперативной информацией о том, что уникальные работы прибыли в Одессу еще в январе, в середине марта их вывезли из города на территорию области, в район приднестровского участка границы. Точно установить, куда именно, было очень трудно — запутывая следы, краденое постоянно перемещали с места на место. Нами отрабатывались различные варианты вплоть до подмены подлинников, оборудования тайника оперативно-техническими средствами, чтобы можно было организовать засаду, задержав причастных к преступлению. Но времени для этого было недостаточно. Да и место, о котором идет речь, слишком многолюдное, оживленное, и такие меры не остались бы незамеченными, если б велось визуальное наблюдение. Поэтому изъяли только спрятанные полотна. Организаторы преступления, как выяснилось потом, находились к тому времени уже далеко…
В причастности к краже итальянская полиция уличила двух братьев, один из которых работал охранником музея в Вероне. Выполняя заказ посредников частного коллекционера из Чеченской республики, они инсценировали разбойное нападение, в чем позже сознались. Кроме этих двоих, в Италии и Молдове задержали около полутора десятка соучастников. Граждан Украины в группе похитителей не было.
— Кого-то, судя по всему, использовали втемную, не посвящая, о какой такой контрабанде речь, и не указывая истинную ценность произведений, — продолжает Владимир Жербицкий. — Но доказательств того, что украинцы имели отношение к хищению и дальнейшему перемещению полотен, пока нет.
КРИМИНАЛЬНЫЙ ТРАНЗИТ. Как одну из версий событий, заместитель главного военного прокурора рассматривает то, что краденые картины из Италии транзитом проследовали в несколько европейских стран, а затем были нелегально ввезены в Украину через ее западную границу. После переправки в Одесскую область их готовили к нелегальному вывозу в Приднестровье и далее в Чечню, где, по замыслу организаторов, о находке должны были объявить российские спецслужбы.
— Во избежание утечки конфиденциальной информации вся наша специальная операция была строго засекречена — о ней знали лишь четыре человека, — добавляет заместитель главного военпрокурора. — Результат показал, что такой режим себя полностью оправдал.
По словам военного прокурора Южного региона Максима Якубовского, сразу после обнаружения похищенных произведений одесские искусствоведы установили их подлинность. Затем в Украину прибыли итальянские специалисты, также подтвердившие, что работы действительно принадлежат кисти выдающихся мастеров живописи.
— Эти уникальные картины с большим успехом демонстрировались в Национальном музее искусства Варвары и Богдана Ханенко в Киеве, вызвав большой интерес посетителей, и в ближайшее время будут отправлены на родину, в Италию, — рассказывает Максим Викторович. — Мэр Вероны Флавио Този, о чем уже сообщалось, в знак признательности за разысканные шедевры пригласил украинцев бесплатно посетить городской музей “Кастельвеккио”. В соцсетях появились первые отклики наших соотечественников, которые уже поделились впечатлениями, побывав в Вероне, где более двух десятков музеев…
На уточняющий вопрос, почему к раскрытию преступления, связанного с розыском художественных произведений, была привлечена военная прокуратура, Максим Якубовский ответил: “Во-первых, получилось, что никто, кроме нас и пограничников, не мог эти картины найти, а во-вторых, была информация о следе иностранных спецслужб, что неизбежно привело бы к причинению ущерба государственным интересам Украины. В конце концов, важен итог: похищенное вернется туда, откуда было украдено. Да, раскрывать подобные преступления — не наша специализация. Но если органам военной прокуратуры удастся сделать еще что-то полезное в этом направлении, и соотечественники получат возможность безвозмездно посетить музеи не только Вероны, а и других городов, где случались хищения, мы такую работу продолжим”.
ПОЛИЦИЯ: ДЕНЕГ НА ОХРАНУ НЕТ
А что сотрудники Нацполиции — есть ли в их активе раскрытые преступления из этой серии?
“Ситуация с сохранностью культурных ценностей остается сложной, — ответили нам в департаменте угрозыска. — В Украине около 1,3 тыс. музейных заведений, из которых около 500 государственных, и 6 тыс. работают на общественных началах. В музеях не менее 10 млн предметов, представляющих историческую и художественную ценность. Условия хранения оставляют желать лучшего. В связи с отсутствием финансирования с охраны снято пять музейных учреждений в Волынской, Запорожской, Черкасской областях. Ненадлежащее обеспечение охраной привело к краже в мае нынешнего года из Национальной библиотеки имени Вернадского старинной книги “Апостол” первопечатника Ивана Федорова, датированной 1574 годом. Следствие по делу продолжается. Серьезная проблема — хранение ценностей в культовых сооружениях. Их около 14 тыс. Но только пятая часть оборудована средствами сигнализации. Неудовлетворительное состояние охраны — одна из причин преступных посягательств. Во Львовской области задержана группа, похищавшая старинные иконы и книги. Лица, причастные к краже картин из музея Вероны, найденных в Одесской области, установлены, мероприятия по их задержанию продолжаются”.
Как возвращают шедевры: все подробности скандалов с украденными картинами
КАРАВАДЖО: ПОКА В ДЕЛЕ ВСЁ ТИХО
Одной из самых резонансных историй последнего десятилетия стала кража в июле 2008 года из Одесского музея западного и восточного искусства работы кисти знаменитого итальянского художника Микеланджело Караваджо “Взятие Христа под стражу, или Поцелуй Иуды”.
Ее нашли спустя два года, в июне 2010-го, в Германии. И с большой помпой вернули в Украину, отрапортовав о раскрытии похищения века и о задержании причастных к нему злоумышленников.
Правда, уже тогда возникли слухи, что это якобы не оригинал, а одна из копий, сделанная художником Джиованни ди Атилли через 10 лет после смерти Караваджо. Тем не менее, и ее оценивали в солидную сумму — от 50 млн евро до 100 млн долларов. “Сегодня” узнала, вернулся ли “Поцелуй Иуды” спустя шесть лет в Одессу, были ли экспертизы, наказаны ли виновные. Результаты вовсе не обнадеживают.
Выяснилось, что картина все еще в Киеве, причем ее пока даже не думают выставлять в экспозицию одесского музея. Как сообщила “Сегодня” гендиректор Национального научно-исследовательского реставрационного центра Светлана Стрельникова, полотно, как и прежде, пребывает в статусе вещественного доказательства по делу. До вынесения приговора и вступления его в законную силу никакие действия с картиной проводиться не могут.
— Поверьте на слово, специалистами выполнен колоссальный подготовительный объем работ, но пока суд не сочтет возможным снять с нее статус вещдока, об экспертизе говорить нереально, — отметила Стрельникова.
Напомним: шесть лет назад состояние картины вызывало серьезное беспокойство: на ней появились трещины, изломы, осыпалась краска, потемнело лаковое покрытие, сильно пострадали изображения лиц. При транспортировке полотно складывали, а не сворачивали в рулон, что явно не пошло ему на пользу.
Суд над членами преступной группировки, начавшийся еще в 2011 году, продолжается по сегодняшний день. Бывший заместитель начальника Печерского райуправления милиции столицы по следствию Леонид Кирьян рассказал нам, что процесс длится ни шатко ни валко, и конца ему не видно.
— Членам группы, обоснованно подозреваемым в краже “Поцелуя Иуды”, инкриминировались и другие эпизоды, связанные с разбойными нападениями и грабежами личного имущества в особо крупных размерах, — дополняет Кирьян. — Хищение полотна Караваджо было полностью доказанным, и уж по нему никак не должно было возникнуть сомнений. Но процесс превратился в вялотекущую тяжбу. То в заседания не приходили свидетели, то вовремя не доставлялись подсудимые. В итоге судья изменила им меру пресечения на подписку о невыезде. Потом дело передали другому судье, который вскоре уволился. Сейчас его рассматривает уже третий. Сколько это продлится, никому неведомо — приговора нет. А значит, нет ясности и по картине Караваджо, и по ее экспертизе…
Прокуратура Киева вменяла пятерым фигурантам по три статьи УК. Каждому грозило до 12 лет с конфискацией. Но адвокаты уверены, что подзащитным сидеть не придется.
ПОД ПРИКРЫТИЕМ. Один из оперативников, принимавший участие в розыске “Поцелуя Иуды”, сообщил нам, что преступление удалось раскрыть благодаря внедрению в ОПГ под прикрытием опытного сыщика, которого долго готовили к роли коллекционера — потенциального покупателя картины.
— Его тщательно инструктировали профессиональные искусствоведы, а также люди из спецслужб, совместно разрабатывавшие небезопасную комбинацию, в результате чего и удалось выйти на продавцов полотна в Берлине, — говорит сыщик. — Перед коллегой стояла сложная задача — выступить хорошо разбирающимся в тонкостях коллекционером, якобы заинтересованным в приобретении полотна Караваджо. Малейшая оплошность — и вся операция провалилась бы, усилия пошли бы насмарку. Но все, к счастью, закончилось благополучно, и сотрудники криминальной полиции Германии (ВКА) успешно разоблачили преступников, взяв их, что называется, с поличным. А вот теперь выясняется, что сроки виновные не получили, “Иуду” в родной одесский музей, где он экспонировался до того, не вернули, экспертизу не провели, и непонятно, оригинал это или копия. Сколько было победных реляций, бравурных маршей, когда картину доставили в Украину. Прошло целых шесть лет, и ничего…
ЭКСПЕРТ: УРАВНЯЛИ
Юрист Анатолий Капитанский, долгие годы занимающийся проблемами незаконного оборота объектов материально-культурного наследия, обращает внимание на несовершенное законодательство.
— В нем очень много дыр, порождающих безнаказанность и новые преступления, — отмечает эксперт, представляющий Международную полицейскую ассоциацию. — Злоумышленники применяют и старые, годами проверенные, и новые схемы. Но складывается впечатление, что в стране просто некому ими заниматься. Законы пишутся таким образом, что культурные ценности фактически не защищены. Оценщики не заинтересованы в перерегистрации ценностей, не проводится их переаттестация, нет национальных стандартов, сертификат может получить кто угодно. Отсюда и серьезная коррупционная составляющая. Мафия процветает…
Перу Анатолия Капитанского принадлежат научные исследования, посвященные правовым и криминологическим аспектам важных проблем.
— В Украине отсутствует реальная статистика незаконного оборота объектов материально-культурного наследия, — утверждает авторитетный эксперт. — Квалификация преступных посягательств в действующем Уголовном кодексе не соответствует целям их правовой защиты. Кражи, грабежи, разбои, хищения, факты мошенничества, совершенные с целью завладения артефактами и раритетами, рассматриваются как обычные преступления. В УК сформулирован лишь умысел, направленный на “завладение имуществом”, словно нет разницы между картиной Айвазовского и, скажем, украденным телевизором. Но на самом деле разница весьма существенная. Ведь картина — это культурная ценность, национальное достояние, шедевр мирового наследия. А телевизор — всего лишь продукт массового производства, ценность которого со временем уменьшается…
МАФИЯ: ПРАВДА И МИФЫ
Есть ли в Украине мафиозные структуры, крышующие музейный бизнес?
— Конечно, есть и довольно вольготно себя чувствуют, — считает экс-госсекретарь МВД Александр Гапон. — Они находят правоохранителей, таможенников, пограничников, которые вовлекаются в орбиту преступных посягательств, задействуют музейных работников, приемщиков ценностей в антикварных магазинах, коллекционеров, готовых приобрести вещь, не вникая в ее происхождение… Мне приходилось раскрывать хищения и кражи из частных коллекций. Помогала негласная агентурная работа — через нее выходили на посредников, перекупщиков, а то и заказчиков. Сейчас агентуру разогнали, а бесплатно работать никто не будет. У организованных преступных группировок фактически развязаны руки…
— Слухи о музейной мафии сильно преувеличены, — возражает известный киевский коллекционер, просивший не упоминать своего имени в прессе. — В стране война, экономика на ладан дышит, борьба с преступностью в основном на бумаге, антиквариат у полиции — на 25-м месте. Копам некогда убийства, угоны, разбои раскрывать. А то, что попадается — мелкая рыбешка. Помню, лет 20 назад — вот это был всплеск. Криминальные авторитеты считали за честь иметь какие-то коллекции, артефакты, это свидетельствовало о статусе владельца, гордившегося очередным приобретением. За сферы влияния шла жестокая борьба. Сейчас баловство одно…
ГПУ: “СЛЕДЫЯНУКОВИЧА
В Управлении спецрасследований Генпрокуратуры подтвердили, что незначительная часть предметов из хранившихся в резиденциях экс-президента действительно пропала (по “Межигорью”, в частности, такие факты относятся к зиме 2014 года), и материалы об этом прокуратура передала в Нацполицию. Большинство же ценностей отдано на хранение в один из столичных музеев, где их периодически проверяют согласно реестру. Как долго это имущество будет там находиться, пока определенности нет — видимо, до приговора суда, который примет решение о его конфискации в доход государства, если признает вину владельца в совершении преступлений, за которые такая санкция предусмотрена законодательством. Суд должен также выяснить принадлежность имущества владельцу, если на таковое будут заявлены его права.
— Пока основная задача — обеспечить максимальную сохранность, чтобы ничего не пропало, — резюмировал руководитель Управления спецрасследований Сергей Горбатюк.
Александр Ильченко
По материалам:
Сьогодні
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас