Андрей Третяк: Как возвращать доверие к банковской системе — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Андрей Третяк: Как возвращать доверие к банковской системе

Кредит&Депозит
759
В докризисные времена, когда у меня спрашивали какими факторами необходимо руководствоваться при выборе банка, я, да и другие банкиры, всегда советовали тщательно изучить финансовую отчетность, проверить является ли банк постоянным участником ФГВФЛ, своевременно ли выполняет свои обязательства перед вкладчиками. Но на данный момент – все они, к сожалению, не работают, так как не гарантируют сохранность средств.
Доверие, которое украинские банки годами упорно завоевывали, на данный момент нивелировано массовым выведением с рынка банков и соответственно финансовыми потерями вкладчиков – с одной стороны, и растущей проблемной задолженностью клиентов перед банками – с другой. Финансовые потери бизнеса и населения как водораздел между банковскими учреждениями и клиентами.
По данным Фонда гарантирования вкладов физических лиц, средства населения в ликвидируемых банках, которые превысили гарантированную Фондом сумму, и не подлежат выплате, составляют 32,4 млрд грн, и 270 млрд грн – это потери бизнеса.
Свои деньги, например, «Дельта Банку», принадлежавшему Николаю Лагуну, доверили такие известные бренды как МТС Украина – 1,5 млрд грн, «Укргазэнерго» – 457 млн грн, «Яблуневый дар» – 405 млн грн, группа «Фокстрот» – 248 млн грн, «ЧеркасГаз» – 208 млн грн, «Электросталь» – 170 млн грн; государственные структуры: ГИУ – 3,5 млрд грн, Конструкторское бюро «Южное» – 106 млн грн.
Долг «Брокбизнесбанка» только перед государственными предприятиями страны составлял около 3 миллиардов гривен. Напомню, что среди акционеров банка были братья Сергей и Андрей Буряки, а также группа “ВЕТЭК”, основной бенефициар которой, сбежавший из Украины – Сергей Курченко.
С другой стороны, объемы просроченной задолженности бизнеса перед банками также продолжают увеличиваться в целом по системе.
Если сравнивать данные НБУ по состоянию на конец апреля 2014 г. и 2016 г., то сумма просроченных кредитов нефинансовых корпораций выросла с 76 095 млн грн до 174 658 млн грн соответственно. Как видим – более чем в два раза.
Среди самых злостных неплательщиков, наращивающих долги, – предприятия перерабатывающей промышленности, оптовой и розничной торговли, ремонта автомобильных средств и мотоциклов, операции с недвижимостью.
Андрей Третяк: Как возвращать доверие к банковской системе
На мой взгляд, такого дисбаланса можно было бы избежать, заблаговременно законодательно укрепив защиту прав как вкладчиков, так и заемщиков.
Причем, если вкладчики-физические лица – под защитой ФГВФЛ Украины на данный момент, то средства юридических лиц в нашей стране не гарантированы. Наши ближайшие соседи – страны Европы, например, гарантируют выплату вкладов и населению, и бизнесу в сумме до 100 000 евро.
Если бы украинский бизнес имел такую подушку безопасности, то финансовые потери в результате вывода с рынка слабых банков были бы значительно меньшими.
Также это способствовало бы развитию кредитования и росту экономики страны, так как на текущий момент мало кто из бизнес-структур размещает длинные или хотя бы годовалые депозиты, а этот ресурс, исходя из разрывов ликвидности, можно направить лишь на очень короткие проекты, которых меньшинство.
Еще одной причиной таких серьезных потерь для украинского бизнеса, на мой взгляд, является устойчивый до последних событий стереотип, что деньги нужно доверять лично акционерам. Так надежнее, мол, они же свои, рядом, всегда сможем быстро и в полном объеме забрать свои кровные.
Но практика показала обратное – надежнее там, где есть европейские инвестиции и соответственно международные стандарты: ни один из банков с европейскими инвестициями за последние два года не нарушил сроки выполнения своих обязательств перед клиентами. Не потому что они синие, или зеленые, а потому, что они в своей деятельности руководствуются четкими стандартами работы, нарушить которые они просто не могут.
Например, когда в капитал украинского банка входят иностранные инвестиции, наблюдательный совет, принимая то или иное решение, заказывает оценку процессов или процедур у независимых консультантов с международным именем. Думаю, НБУ совместно с МВФ так или иначе придут к выводу о необходимости внедрения подобных процедур на уровне требований регулятора для защиты прав вкладчиков как частных лиц, так и бизнеса.
Андрей Третяк, заместитель Председателя Правления МЕГАБАНК
По материалам:
Файненс.ЮА
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас