Богдан Дуда: Загадочная история валютных вкладов в национальной экономике — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Богдан Дуда: Загадочная история валютных вкладов в национальной экономике

Кредит&Депозит
528
График роста депозитов в той или иной денежной единицы в определенной степени иллюстрирует уровень доверия. Если в какой-то валюте объем вкладов растет – экономические агенты имеют основания считать, что эта денежная единица обесценится меньше всех валют (см. инфографику ниже — ред.).
К 2008 г. рост вкладов в национальной валюте значительно превышало рост инвалютных депозитов. Регулятором это подавалось как тенденция к дедолларизации.
Однако девальвация конца 2008 г. легко и просто развернула тренд в противоположном направлении: вкладчики начали снимать средства в гривне и перезаключать договора в валюте. Несмотря на однозначную вредность этого факта для банковской системы, упрекнуть вкладчикам нечем. Они переходили в тот актив, в отношении которого было ожидания в росте. И наоборот: избавлялись того, который обесценивался.
Однако графики показывают, что такая ситуация продержалась меньше года. Свою роль сыграл ключевой стимул выбора валюты депозита – процентная ставка. А в Украине он значительно больше именно по вкладам в национальной валюте.
С точки зрения психологии вкладчиков можно разделить на два вида: гривнескептики и гривнеоптимисты. Гривнескептики исходят из того, что в течение действия их депозитного договора обязательного произойдет девальвация в размере большем, чем разница между процентными ставками по валютным и гривневым вкладам. Поэтому доход валютных депозитов потенциально выше. Гривнеоптимисты лишены девальвационного страха и придерживаются мнения, что валютный курс в краткосрочной перспективе (как минимум) будет стабильным, а потому лучше размещать средства в той валюте, в которой ставка выше. То есть для одних при выборе депозита значение имеет процентная ставка, для других – глубина девальвационного потенциала, даже не сам валютный курс.
Неустойчивость национальной денежной единицы еще долго будет подогревать эту дискуссию, в которой каждая сторона имеет доказательства своей правоты. Так, в течение 2006 г., 2007 г, первой половины 2008 г. выгоднее было осуществлять вложения в гривне. Зато в конце 2008 г. выиграли инвалютные вкладчики. Их приз составил более 60% от вклада, однако уже в 2009 году опять же целесообразнее стало вкладывать в гривне. Быть гривнеоптимистом было выгоднее до 2013 г. включительно. В 2014 г. стало не просто выгодно иметь валютный вклад, а произошла настоящая погоня за долларом, курс которого поднимался быстрее лифта в бесконечном небоскребе.
Если вернуться к инфографике выше, то видно, что в 2015 г. общий объем вкладов в иностранной валюте резко вырос, а потом так же резко упал. Причина этого кроется в том, что банки продавали валюту не имея ее в наличии. Клиенту осуществляли две проводки в обратном порядке: сначала он якобы положил валюту на счет, так в кассе появлялись доллары, которые клиент сразу выкупал. То есть разрешалось приобрести валюту с условием размещения ее на вклад и обещанием выдать в будущем. Поэтому депозитный портфель банков в иностранной валюте был искусственно раздут.
Более чем дискуссионной есть роль Нацбанка в этом процессе. Осенью 2008 г. НБУ запретил выдачу потребительских кредитов в иностранной валюте. Негативным побочным эффектом этого, казалось бы правильного регулятивного шага, стало дестимулирование банков привлекать валютные вклады. Финансовые учреждения потеряли инструмент размещения привлеченных пассивов, что, в свою очередь, уменьшило потребности в валютных ресурсах, а затем, привело к падению процентных ставок по инвалютным депозитам.
Образовалась парадоксальная ситуация: экономические агенты получили мотивы вкладывать в иностранной валюте, а банки потеряли экономический интерес их принимать. В результате, чем больше население размещало валютных вкладов, тем больше банки снижали доходность по ним.
На сегодняшний день не в диковинку найти банк, в котором процентная ставка по долларовым депозитам составляет 0,1% годовых (!), а за евро еще меньше (!!!). Однако не все банки такие скупые к вкладчикам. Финансовые учреждения, которые кредитуют бизнес собственников обычно за валюту платят гораздо щедрее.
Из приведенного ниже рисунка (см. инфографику — ред.) наблюдается движение процентных ставок по депозитам и динамику валютного курса.
Как видим, по гривневым вкладам банки всегда предлагали высокие ставки. Также можно заметить, что траектория процентных ставок никоим образом не коррелировала с валютным курсом. Поэтому, выбирая валюту вклада клиенты имели две альтернативы.
Подавляющее большинство вкладчиков чувствительны к размеру процентной ставки и предпочтение дают той валюте, ставка по которой больше. Меньшая часть вкладчиков при выборе депозиты ориентируется на курсовые колебания. Такое преобладание процентной ставки над валютным курсом обусловлено тем, что большинство вкладов является краткосрочным, а потому клиенты считают, что в краткосрочной перспективе смогут спрогнозировать курс.
Государственное регулирование этого сегмента валютного рынка зашло в тупик. Долларизация менталитета стимулирует клиентов размещать средства в иностранной валюте, несмотря на негативные ставки по показателю инфляции. Однако на сегодняшний день, как на валютном рынке, так и на рынке финансовых услуг нет достаточного количества инструментов, которые могли бы предоставить банкам возможность куда-то девать привлеченные пассивы.
НБУ робко сделал несколько шагов в этом направлении. В частности, постановлением НБУ №111 от 13.04.2011 г. “О внесении изменений в некоторые нормативно-правовые акты Национального банка Украины” предоставил право банкам осуществлять между собой валютные операции на условиях “своп” по купле-продаже и обмену иностранной валюты в пределах 1-й группы Классификатора, а на международном валютном рынке – операции по обмену иностранной валюты на условиях “своп” в рамках 1-й группы Классификатора. Однако, инструмент популярности не получил, к тому же это смехотворно мало.
Так же слабым мероприятием, что призвано осуществлять перераспределение доли вкладов в пользу национальной денежной единицы, является установление дифференцированного сбора в Фонд гарантирования вкладов физических лиц. Идея регулятора заключается в том, что расчет и начисление регулярного сбора осуществляются участниками Фонда по базовой годовой ставке составляет 0,5% базы начисления по вкладам в национальной валюте и 0,8% базы начисления по вкладам в иностранной валюте. По мнению регулятора, это должно стимулировать банки увеличивать разрывы в процентных ставках в пользу национальной денежной единицы. Впрочем, учитывая необратимый характер таких выплат – указанное можно рассматривать больше как форму налогообложения банков, а не как действенный стимул.
Все это наводит на мысль, что валютные депозиты еще долго будут формировать в экономике финансовую долларизацию. Институциональная память многих экономических агентов (и тех, которые получили прибыль от девальвации, и тех, которые потеряли ожидаемый доход) будет побуждать при выборе валюты сбережений отдавать предпочтение иностранной денежной единицы. Каждый раз клиенты, которые доверились национальной валюте, оказались в проигрыше относительно инвалютных вкладчиков. Это подорвало доверие к гривне и породило такие штампы, как «доллар есть доллар» или «доллар никогда не упадет».
Только низкая инфляция и отсутствие девальвации в течение длительного времени сможет возродить веру в национальную валюту и избавит валютных вкладчиков девальвационного дохода, который в конце концов, оплачивает валютный заемщик.
Богдан Дуда, кандидат экономических наук, финансовый публицист
По материалам:
Файненс.ЮА
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас