Суд защитил права ограбленных вкладчиков — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Суд защитил права ограбленных вкладчиков

Кредит&Депозит
683
Ответственность банков за кражу депозитов их сотрудниками подтверждена Верховным судом. Он решил, что в таком случае вкладчик должен требовать от банка не возмещения ущерба, а исполнения обязательств по депозитному договору – возвращения суммы вклада и начисленных процентов. Сейчас пострадавшие клиенты используют три способа возврата денег.
Депозитный ущерб
Вкладчикам будет легче возвращать украденные сотрудниками банков их деньги. Верховный суд Украины вынес правовую позицию о возмещении вреда, причиненного кражей работником банка вкладов.
Решение вынесено в рамках судебного разбирательства между Райффайзен Банком Аваль и его вкладчицей, которая в августе 2006 года положила на депозит 6 тыс. грн. Потом клиентка банка узнала, что средства так и не поступили на ее счет, а сотрудница банка, принявшая деньги и сделавшая об этом пометку в депозитном договоре, 12 марта 2012 года Чаплинским районным судом Херсонской области была признана виновной в их хищении. Тем не менее банк не вернул деньги клиентке и она подала в суд.
Суд обязал вернуть вклад и и компенсацию (инфляционные потери с августа 2006 года по июнь 2015 года в размере 14,243 тыс. грн), отказав в оплате морального ущерба – 20 тыс. грн. ВСУ отменил предыдущие решения (в части взыскания потерь по ст. 625 ГК) и отправил дело на новое рассмотрение.
При этом в своей правовой позиции суд указал, что после того, как вкладчик на основании договора банковского вклада передал деньги уполномоченному лицу банка, владельцем денег становится банк. Поэтому в случае их хищения вред наносится банку, а не вкладчику. Поэтому вкладчик должен требовать от банка не возмещения ущерба, а исполнения обязательств по договору вклада – возврата депозита и процентов по нему.
Различное отношение
В последнее время случаи незаконного завладения недобросовестными работниками банков денежными средствами клиентов участились. «Бывает, что договоры банковского вклада заключаются, но не оформляются кассовые документы. Или же договоры отсутствуют, и операции не отражаются в программных комплексах банка. В других случаях происходит подделка подписей клиентов на снятие средств со счета. Оказавшись в такой ситуации, вкладчики выбирают подходящие способы защиты нарушенных прав. В зависимости от того, при каких обстоятельствах произошло незаконное завладение деньгами вкладчика, какие у него есть документы, определяется предмет иска», – говорит заместитель директора юридического департамента Кредобанка Юрий Шабат.
При этом вкладчики, оказавшиеся в такой ситуации, поступают по-разному. «Одни считают, что имеет место невыполнение условий договора банком, поскольку вкладчик вступал в гражданско-правовые отношения именно с банком, а не с конкретным работником. Подавая иск, такие лица ссылаются на ст. 1058, 1059 ГК. Другие считают, что их денежными средствами незаконно завладел работник банка при исполнении им своих должностных обязанностей, в связи с чем, со ссылкой на ст. 1172 ГК, просят взыскать с банка (как работодателя) вред, причиненный их работником при исполнении им своих трудовых обязанностей, – рассказывает Юрий Шабат. – И есть третья категория вкладчиков, которые подают гражданские иски в рамках уголовного дела непосредственно к «преступникам», то есть людям (бывшим работникам банка), которые обвиняются в совершении соответствующих преступлений, предусмотренных Уголовным кодексом».
Неполученные доходы
Вкладчики, у которых украли депозиты, могут подать иск на банк, чтобы обязать его выполнить обязательства по договору. Суд выясняет подлинность предоставленных клиентом документов о внесении денег на депозит. «Финансовое учреждение может избежать суда, если самостоятельно вернет вкладчику вклад и проценты. Факт хищения банковского имущества его сотрудником подлежит урегулированию путем возбуждения уголовного дела банком и подачи гражданского иска о возмещении ущерба в рамках уголовного дела. Документами, подтверждающими внесение суммы вклада, является депозитный договор и квитанция о внесении суммы вклада в кассу банка или документ, подтверждающий безналичное перечисление денег, – говорит и.о. директора департамента развития банковских продуктов Идея Банка Сергей Мищенко. – Если клиент передал деньги не в кассу, а сотруднику, то сотрудник нарушил внутренние инструкции по обслуживанию клиентов».
Участники рынка считают, что трактовка ВСУ снижает уровень защищенности клиента. «Требование выполнения банком условий договора вклада ущемляет финансовые интересы клиента. Ведь невозвращенные своевременно денежные средства (тело вклада и проценты) не дают возможности клиенту ими распоряжаться. И такая ситуация не позволит ему получить дополнительный доход от размещения своих средств в какую-либо финансовую операцию», – объясняет председатель правления Коммерческого индустриального банка Вадим Березовик.
Губарь Елена
По материалам:
Фінансовий клуб
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас