НБУ: Банк "Хрещатик" нуждался в кардинальном изменении бизнес-модели — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

НБУ: Банк "Хрещатик" нуждался в кардинальном изменении бизнес-модели

Кредит&Депозит
2420
Банк “Хрещатик” (Киев), в который 5 апреля была введена временная администрация, нуждался в кардинальном изменении бизнес-модели, полагает заместитель главы Национального банка Украины (НБУ) Екатерина Рожкова.
“Первое, что мы видели – требовались кардинальные изменения всей бизнес-модели банка. По сути, она сводилась к привлечению депозитов населения и коммунальных предприятий и финансированию связанных с акционерами банка лиц. Банк почти не кредитовал физических лиц, хотя позиционировал себя, как банк для киевлян. Больше года НБУ настоятельно требовал от акционеров “Хрещатика” пересмотреть бизнес-модель банка и покрыть риски дополнительным капиталом”, – написала Е.Рожкова в колонке интернет-издания “Экономическая правда”.
По ее словам, проблемы в банке “Хрещатик” копились все минувшее десятилетие: годами банк кредитовал своих акционеров.
“Доля собственности Киевской горгосадминистрации была размыта до 25%. Фактически за деньги коммунальных предприятий и депозиты населения девелоперскую бизнес-империю строил другой акционер – Андрей Иванов. Банк выдавал связанным с ним компаниям кредиты под залог “мусорных” бумаг. Твердых залогов, например, построенные объекты недвижимости девелоперской группы, банк никогда не получал. Другая – а по сути та же схема вывода денег – прямая покупка “мусорных” облигаций фиктивных компаний-“прокладок”. “Хрещатик” был единственным покупателем и держателем этих “ценных” бумаг, их “рыночная” стоимость искусственно накручивалась фиктивными котировками на биржах”, – написала Е.Рожкова.
При этом она добавила, что банк нередко кредитовал компании своих частных акционеров на заведомо невыгодных условиях. “Хрещатик” выдавал компаниям акционеров долгосрочные кредиты по низким ставкам. Большинство заемщиков банка и эмитентов ценных бумаг, которые покупал банк “Хрещатик”, никогда не генерировали денежных потоков, достаточных для обслуживания привлеченных от банка кредитов. Причем ставки по кредитам зачастую были ниже, чем ставки по депозитам, которые “Хрещатик” привлекал у населения. Иными словами – банк не зарабатывал денег: напротив, с середины 2014 года получал процентный убыток, что полностью противоречит всей логике ведения банковского бизнеса”, – отметила Е.Рожкова.
По ее словам, по результатам диагностики банка стало понятно, что больше трех четвертей кредитно-инвестиционного портфеля банка “Хрещатик” (около 6 млрд грн) приходилось на компании, аффилированные с его частными акционерами. Результаты проведенного в 2015 году диагностического обследования банка показали, что акционерам нужно было увеличить капитал на 4,8 млрд грн.
Е.Рожкова также сообщила, что в декабре 2015 года после завершения стресс-тестирования банка состоялось совещание НБУ с менеджментом и акционерами, на котором обсуждались потребности банка “Хрещатик” в капитале. Позиция НБУ была стандартной: акционеры банка должны начать погашение кредитов связанных компаний и обеспечить докапитализацию.
“Мы получили устное заверение, что деньги будут возвращаться уже в январе, однако никаких убедительных шагов сделано не было”, – сообщила заместитель главы НБУ.
Крупнейшими акционерами банка на момент введения временной администрации являлись А. Иванов – партнер “Киевской инвестиционной группы” – 37,44%, Николай Солдатенко – 24,24% и Киевская городская государственная администрация – 25%.
Банк “Хрещатик” основан в 1993 году. По размеру общих активов на 1 октября 2015 года банк “Хрещатик” (10,09 млрд грн) занимал 18-е место среди 123 украинских банков.
По материалам:
Економічна Правда
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас