Надоели! В американской президентской гонке наметилась смена лидеров — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Надоели! В американской президентской гонке наметилась смена лидеров

Мир
2934
Дональд Трамп и Хиллари Клинтон ускоренными темпами теряют популярность
Разгром в Висконсине
Вечером вторника 5 апреля (в Киеве было ранее утро среды) стали известны первые результаты праймериз в крупном штате Висконсин, расположенном на севере американского Среднего Запада. Для признанных лидеров кампании – республиканца Дональда Трампа и демократа Хиллари Клинтон – новости были не из лучших: оба проиграли своим конкурентам. Первого наголову разгромил сенатор от Техаса Тед Круз, вторая потерпела болезненное поражение от сенатора из Вермонта Берни Сандерса.
Поражения эти оказались особенно неприятными, учитывая то обстоятельство, что еще пару месяцев назад и Трамп, и Клинтон уверенно лидировали в Висконсине, собираясь получить подавляющее большинство голосов и во многом снять вопрос о номинации в президенты от каждой из партий. Однако теперь изнуряющая гонка будет продолжена. И продолжена на минорной ноте: у обоих лидеров в последнее время дела идут все хуже и хуже.
Вскрытие Трампа
С республиканской стороны Трамп отметился новой серией скандалов и бестолковых интервью, наглядно продемонстрировав всем, что в президенты он категорически не годится. Во-первых, он призвал наказывать тюрьмой женщин, делающих аборты. Это вызвало возмущение всей страны, даже групп, ставящих своей целью запрет на эту процедуру во всех штатах. По словам активистов, потеря нерожденного ребенка и связанный с этим стресс – само по себе достаточное наказание для любой женщины. Интересная деталь: во время полемики Трамп отказался отвечать на вопрос, делали ли аборты его многочисленные жены и подруги. Избиратели, конечно, сделали вывод, что без этого не обошлось.
Кроме того, эксцентричный миллиардер поверг в шок всех, кто мало-мальски интересуется внешней политикой, заявив, что Южная Корея, Япония и даже Саудовская Аравия должны создать ядерное оружие и при необходимости пустить его в ход. Нераспространение ядерного оружия – один из важнейших элементов многих лет американской внешней политики. Отказ от него может открыть двери для таких кошмаров, что и подумать страшно. Неспособность Трампа понять это дисквалифицировала его в глазах многих избирателей как главнокомандующего.
В он- и оффлайне стали появляться многочисленные группы (в том числе – республиканские), призывающие любой ценой не допустить Трампа в кандидаты от Республиканской партии. Они развернули бурную деятельность, которая, вкупе с высказываниями и действиями самого кандидата, постепенно стала давать плоды. Висконсин он проиграл Крузу со счетом 35-48. Еще 14 процентов получил губернатор Огайо Джон Касич. Во всех прочих штатах популярность Трампа также заметно поползла вниз. Для получения республиканской номинации кандидату в ходе праймериз нужно собрать 1237 делегатов от штатов. Сейчас все выглядит так, что Трамп, у которого 740 делегатов, не сможет достичь этого порога.
В этом случае партию ждет так называемый «разделенный съезд» – то есть ситуация, при которой ни у одного из кандидатов нет более половины голосов делегатов. В этом случае делегаты, собранные кандидатами по штатам, сначала голосуют за «своего» человека, но потом, если никто не избран, они могут поменять свое мнение и поддержать кого-то еще. Трамп очень опасается такой ситуации, ибо вокруг него никакой коалиции точно не будет: собственные однопартийцы очень его не любят. Номинацию скорее получит Круз или даже идущий третьим Касич, но не нынешний лидер. Миллиардер, чье лидерство устранить уже не получится, считает такой исход съезда антидемократическим и грозит пойти на выборы в ноябре самостоятельно, если съезд не поддержит его кандидатуру.
Кстати, эта его угроза может выйти ему боком. Правила Республиканской партии в Южной Каролине, где Трамп получил все 50 делегатов от штата, гласят, что человек, отказывающийся поддержать финального кандидата от партии, лишается делегатов от ЮК. Проще говоря, эти 50 делегатов могут быть у Трампа отозваны, еще более отдалив перспективы получения номинации от своей партии. Штаб Круза уже рассматривает юридические аспекты такой возможности.
Еще один немаловажный момент, часто упускаемый из виду – это возможность улучшения результатов того или иного кандидата уже после выборов. Дело в том, что партийные правила распределения делегатов после праймериз и кокусов часто очень запутанны и противоречивы. Тем, кто знает их досконально и готов «поразмахивать кулаками после драки» (в юридическом и организационном смыслах, конечно), открываются неплохие перспективы для роста.
Этим уже воспользовался штаб Теда Круза в Луизиане. Несмотря на то, что техасский сенатор в этом штате занял второе место, отстав от Дональда Трампа на четыре процента, Круз получит 28 делегатов против 18 у победителя. Для этого сенатору потребовалось терпение и кропотливая организационная работа, позволившие привлечь на свою сторону «свободных» делегатов, а также тех, кто поддержал прежних соперников Трампа и Круза, уже выбывших из гонки.
Трамп, конечно, возмущен и обещает подать в суд на луизианское отделение партии, однако шансов у него немного. Он обязался соблюдать и уважать партийные правила, когда шел на выборы от республиканцев. Хотя, как стало ясно теперь, миллиардер, похоже, их даже не читал. Если Круз продолжит действовать в том же стиле и в других штатах, то от общего лидерства Трампа может остаться лишь воспоминание.
Низложение Клинтон
Для многих стало неожиданностью, что нечто подобное происходит и на демократическом фланге. Идеально отлаженная и организованная избирательная машина Хиллари Клинтон была заточена под одну задачу: победу на праймериз и кокусах. И, надо сказать, до последнего времени эта задача успешно исполнялась от штата к штату. Но вот далее начинаются проблемы.
Дело в том, что местные штабы Клинтон – это, по большей части, наемные сотрудники, у которых нет персональной мотивации для достижения дальнейших целей. Хотя, конечно, у нее есть и убежденные сторонники, но их количество и заряд энергии меркнут на фоне пышущей энтузиазмом армии сторонников Берни Сандерса. Это обстоятельство уже привело к обидному для Клинтон поражению в Неваде.
На февральских кокусах в этом штате она уверенно победила. Все ныне публикуемые результаты показывают, что у нее будет 20 делегатов от Невады, а у Сандерса – 15. Однако не все так просто: часть сторонников Клинтон, победивших на своих кокусах, просто не пришли на заседания партии в округах, где назначались делегаты на съезд штата. В результате в мае у Сандерса будет больше представителей на съезде невадской Демократической партии (2964 – у него и 2386 – у нее). А именно эти люди и будут утверждать имена делегатов на общенациональный съезд. Чтобы не утомлять юридическими закавыками: ожидается, что в итоге от Невады Сандерс получит на 7-8 делегатов больше, чем планировалось.
Штаб Сандерса, окрыленный этим успехом, планирует повторять нечто подобное и в других штатах, уводя у Клинтон победу задним числом. Его весьма многочисленные сторонники, готовые лишь за идею часами заседать на определяющих делегатов съездах и собраниях, вполне способны доставить Клинтон огромную головную боль.
Фокус в том, что обычно партийные собрания внутри штатов – сугубо формальны. Они лишь утверждают объявленные результаты кокусов и праймериз. Но не в этом году. Сумеет ли Хиллари мобилизовать тысячи своих сторонников на реальное, долгое и изматывающее сражение за итоги голосования во всех прочих штатах – большой вопрос. Сандерс сделает это без усилий.
Впрочем, для Клинтон это пока отдаленная неприятность – съезды в разных штатах будут идти в мае-июне. Сейчас у нее есть проблемы актуальнее и важнее. Как и Трамп, она с треском (44 процента против сандеровских 56) проиграла Висконсин, где лишь две недели назад уверенно лидировала с отрывом в шесть процентов. Не помогло даже то, что экс-президент Билл Клинтон дневал и ночевал в этом штате, колеся по нему с агитационными выступлениями в пользу супруги. Сама бывший госсекретарь махнула на Висконсин рукой по весьма уважительной причине: цифры ее поддержки стали стремительно таять в главном для нее штате – Нью-Йорке.
Важность этого штата объясняется как политическими, так и психологическими причинами. На праймериз, которые состоятся 19 апреля, будут разыграны места 247 делегатов. Больше – лишь в Калифорнии, где голосование состоится аж в июне. Кроме того, этот штат считается для Клинтон «домашним». Она живет там уже почти двадцать лет, дважды избиралась от него в Сенат, ее там все знают с неплохой, в общем, стороны. Уверенная победа в Нью-Йорке позволила бы Клинтон снять все вопросы, сделав выдвижение Сандерса невозможным по чисто арифметическим причинам, а также получить важное подтверждение своей популярности среди людей, которые знают ее лучше всех прочих.
Поражение же, напротив, грозит обернуться катастрофой. В американской политической традиции проигрыш в «домашнем» штате сродни дисквалификации: если тебя не поддерживают даже «свои», значит, ты вовсе ни на что не годишься. В нынешней гонке сенатор от Флориды Марко Рубио с позором снялся с гонки, именно проиграв «солнечный штат». Клинтон, конечно, с дистанции уходить не собирается, но потеря Нью-Йорка нанесла бы оглушающий удар по ее кампании. Это было бы сродни нокдауну, от которого можно и не оправиться.
Тенденция выглядит для Хиллари угрожающе: 3 марта ее отрыв от Сандерса в Нью-Йорке составлял 20 процентов, месяцем позднее он усох ровно вдвое – до 10 процентов. И это при том, что вермонтский сенатор раз за разом показывает более высокие показатели, чем ему прочат социологи.
Сандерс же только наращивает обороты. Почти не отвлекаясь от агитации в Висконсине, он провел встречу с избирателями в Бронксе, на которую пришли более 18 тысяч человек. Для сравнения: самое массовое мероприятие Клинтон собрало пять тысяч, причем это тоже было в «домашнем» для нее Нью-Йорке, а значительную часть собравшихся составили партийные функционеры и журналисты. Кроме того, лишь в марте Берни получил в виде пожертвований более 44 миллионов долларов, которые сейчас будут брошены на агитацию в Нью-Йорке – городе крайне либеральном и прогрессивном, воспринимающим идеи Сандерса «на ура».
В последние дни Клинтон столкнулась с еще одной неприятностью: почти все СМИ замечают перемену в ее характере. Ранее она относилась к Сандерсу и его сторонникам свысока, дискутировала с ними, вооружившись спокойной улыбкой и мягкими, покровительственными интонациями. Сейчас, предчувствуя вполне возможное фиаско в Нью-Йорке, она то и дело стала выходить из себя, собирая брови в кучку, повышая голос и агрессивно тыкая пальцем в собеседников. «Злится, а значит – боится», – примерно так звучит общий вывод из этого наблюдения. Конечно, нет ничего криминального в том, что человека раздражает конкурент. Дело тут в контрасте: вместо прежней Клинтон – спокойной и уверенной в себе «королевы» – избирателям предстает эдакая сварливая, злая на весь мир тетка. Это явно не тот образ, в котором она хочет быть перед ключевым голосованием в Нью-Йорке.
Ну и последняя по времени неприятность для Клинтон пришла откуда не ждали. С публикацией ставшего знаменитым «Панамского архива» сомнительных офшорных компаний и их высокопоставленных владельцев у бывшей госсекретаря добавилось головной боли. В 2011 году, еще работая в этой должности, она неимоверно активно лоббировала заключение Соглашения о свободной торговле с Панамой. Берни Сандерс в это же время выступал категорически против, предрекая, что это откроет американским корпорациям и миллиардерам огромные возможности для ухода от налогов в США. Клинтон тогда победила, соглашение было подписано и ратифицировано.
Сейчас же держатели архива анонсировали, что американская его часть выйдет отдельно. Причем, по их словам, «читатели в США не будут разочарованы». Из этого можно сделать вывод, что в подборку попадут как минимум известные американцы, занимавшиеся темными делами через свои фирмы в Панаме. Чем громче будет скандал, тем больнее он ударит по Клинтон, ратовавшей за соглашение с Панамой.
Тут, кстати, есть и еще одна опасность. Семья Клинтонов является счастливым обладателем около 200 миллионов долларов, заработанных Биллом и Хиллари речами перед самыми разными аудиториями. Сейчас никто не может исключить, что у них самих есть фирма-другая в Панаме, на счетах которых они хранят свои денежки. Кроме того, есть еще более серьезная вероятность, что благотворительный Фонд Клинтонов получал деньги от разных «серых» панамских фирм, на деле принадлежащих коррупционерам, диктаторам и мафиози по всему миру. Поступлений в этот Фонд были тысячи, если не десятки тысяч, а жертвователи не всегда являлись образцовыми гражданами. Даже один такой случай будет свидетельствовать о классическом конфликте интересов. Если же их было много, то Хиллари придется совсем несладко.
Публикация возможных разоблачений незадолго до праймериз в Нью-Йорке станет настоящей торпедой в борт кампании Клинтон, способной пустить ко дну ее президентские амбиции. Сейчас нельзя исключать, что люди, в руках которых находится архив, именно этого момента и ждут.
Иван Яковина
По материалам:
НВ
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас