Вам письмо: в чем причины недостатков в работе "Укрпочты"


Вам письмо: в чем причины недостатков в работе "Укрпочты"

Почти половину простых писем “Укрпочта” доставляет с нарушением установленных законодательством сроков. Таковы результаты исследования, проведенного Украинской ассоциацией директ-маркетинга (УАДМ). Эксперты говорят, что проблема заключается в сокращении расходов и персонала в регионах. Чтобы исправить ситуацию, предприятию необходимо, наоборот, больше инвестировать в персонал, новые услуги и материальную базу.

Долгая дорога в регионы

Украинская ассоциация директ-маркетинга, объединяющая порядка 20 компаний дистанционной торговли, директ-маркетинга, а также почтовых логистов, провела исследование скорости доставки простых писем внутри государственного предприятия “Укрпочта”. Участники исследования отправили 914 писем из Киева в регионы Украины заранее отобранным респондентам. Письма опустили в ящик утром 27 января 2016 года. После получения писем, респонденты должны были отправить обратно купон с указанием даты, когда пришло письмо, и когда отправлен ответ. Из регионов в Киев вернулось 734 письма с купонами.

Согласно нормативам, утвержденным Министерством инфраструктуры, письмо из Киева в областной центр, включая день отправки, должно идти не более 4 дней, в райцентр – не более 5 дней. На доставку в другие населенные пункты дается до 6 дней. Мониторинг УАДМ показал, что только 55% писем пришло в срок. Хуже всего дело обстоит с доставкой в областные центры: 61% писем “Укрпочта” доставила с нарушением сроков.

Предоставить официальный комментарий представители “Укрпочты” не смогли. Неофициально собеседник РБК-Украина в госкомпании называет исследование УАДМ необъективным. “У нас есть иные данные, объективные, с фамилиями и именами респондентов”, – сообщил он. Однако показать эти данные в “Укрпочте” не смогли.

“Укрпочта” обладает монополией и исключительным правом на доставку простых писем. По данным Министерства экономического развития и торговли, ежегодно предприятие доставляет около 200 млн почтовых отправлений.

Частные игроки хотят составить ей конкуренцию, но законодательство пока этого не позволяет. “Если бы рынок доставки простых писем открылся для всех игроков, и это было закреплено на законодательном уровне, от этого выиграли бы рядовые пользователи”, – считает директор по развитию “Новой почты” Максим Рабинович. Но пока у тех, кто отправляет простые письма, выбора нет.

Почтальоны и бензин

Президент УАДМ Валентин Калашник объясняет, что технически источником проблемы с доставкой “Укрпочты” является “последняя миля”: то, как организована работа, обучение и система мотивации на местах, на уровне почтового отделения. “Стагнация, застой, депрессия – именно этими словами можно охарактеризовать ситуацию в большинстве дирекций”, – добавил он. Глобальным же источником проблемы низкого качества он называет устаревший способ мышления управленцев “Укрпочты”, боязнь каких-либо резких шагов и реформ.

Экс-заместитель гендиректора “Укрпочты” Геннадий Вовк говорит, что в последний год госкомпания стала сильно экономить и это сказывается на качестве услуг. “Сейчас в “Укрпочте” начались программы по снижению затрат. Экономят на заработной плате, на бензине. И это сказывается на качестве”, – объяснил он.

Вместе с тем, как считает Вовк, официально доказать такой эффект сложно, так как в документах декларируется одно количество выездов почтового автомобиля, а на самом деле другое. То же самое и с выходом почтальонов. “Например, почтальон в райцентре говорит, что разносит письма каждый день, а на самом деле – раз в 2 дня или еще реже”, – рассказывает он.

О том, что “Укрпочта” сокращает затраты на транспорт, говорится в отчете МЭРТза 9 месяцев 2015 года. Тогда “Укрпочта” увеличила чистую прибыль в 2,5 раза до 30 млн гривен, хотя чистый доход вырос незначительно: с 2,71 млрд гривен до 2,77 млрд гривен.

“Рост основных показателей объясняется оптимизацией логистических процессов перевозки почты и внедрением новых услуг, в том числе обслуживания посылок из-за рубежа. В частности, несмотря на рост стоимости горюче-смазочных материалов, общие затраты на их покупку удалось уменьшить на 12%, по сравнению с планом”, – указывается в отчете. По итогам всего 2015 года, чистый доход предприятия вырос с 3,6 млрд гривен – до 3,9 млрд гривен.

Отчеты самой “Укрпочты” также говорят о сокращении персонала. По итогам 2014 года в компании работало 85,4 тыс человек, а в 2015 году – уже 75,5 тыс. Частично это связано с потерей “Укрпочтой” двух филиалов и 633 почтовых отделений в Крыму. Средняя заработная плата штатного сотрудника в 2014 году составляла 1847 гривен, а в 2015 году выросла до 2110 гривен.

Корпоратизация и новые услуги

Как считает Вовк, “Укрпочте” необходимо не сокращать расходы, а наращивать объемы доставки и общий доход. Например, можно делать партнерские проекты с другими логистами и курьерскими службами – доставлять для них посылки в отдаленные пункты.

“Еще когда я работал в “Укрпочте”, мы рассматривали перспективы подобных проектов, например, с автоперевозчиками – “Ночным экспрессом”, “Автолюксом”. Это позволило бы “Укрпочте” по максимум заполнить квадратные метры, обеспечить полную загрузку почтальонам и повысить им зарплату”, – рассказал Вовк РБК-Украина. Он также считает, что компании не помешало бы заменить автопарк.

Полгода назад в “Укрпочте” начался процесс корпоратизации – превращения ее в открытое акционерное общество. Когда этот процесс закончится, пока не сообщается.

Но после корпоратизации “Укрпочта” сможет привлекать под свои акции дешевые кредиты, например, из Европы. На эти деньги можно обновить материально-техническую базу. Пока что активы “Укрпочты” сокращаются: по итогам 9 месяцев 2015 года объем основных средств компании уменьшился с 2,1 млрд гривен – до 1,7 млрд гривен.

Калашник считает, что корпоратизация “Укрпочты” пойдет ей на пользу, она станет отдельным полноценным предприятием, а не государственным ведомством, каким сейчас является.

О перспективах корпоратизации и привлечении стратегических инвесторов в “Укрпочту” неоднократно говорил и ее гендиректор Игорь Ткачук. Пока что озвученные им планы по модернизации предприятия, предусматривают только инвестиции в программное обеспечение.

Например, планируется запуск мобильной платформы mWallet. Это мобильное приложение с функциями платежных инструментов: можно будет переводить деньги со счетов, просматривать баланс, совершать платежи. Кроме того, планируется модернизировать корпоративные системы и сократить многих управленцев.

Виктория Власенко

  • i

    Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам об этом.

Также по этой теме: Казна и Политика
Смотри также
Весь рынок:Казна и Политика
Все, что мы знаем про:Минэкономразвития
Рейтинг популярности материала «Вам письмо: в чем причины недостатков в работе "Укрпочты"» на Finance.UA - 2.3
В Контексте Finance.UA