Продать проблемы: НБУ опубликовал список залогов по рефинансированию — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Продать проблемы: НБУ опубликовал список залогов по рефинансированию

Казна и Политика
582
Вчера Национальный банк Украины опубликовал список залогов по кредитам рефинансирования неплатежеспособных банков. Сейчас все неплатежеспособные финучреждения должны НБУ 55 млрд гривен, а за весь прошлый год они погасили всего 1,1 млрд гривен долгов. В этом году НБУ планирует, что объем таких погашений составит 12,8 млрд гривен. Это означает, что продажу активов неплатежеспособных банков придется значительно ускорить.
Залоги по рефинансированию – главным образом, права требования по кредитам с качественным обеспечением, – основной товар, который в этом году предстоит реализовывать Фонду гарантирования вкладов, так как остальные активы неплатежеспособных банков зачастую были выведены или же по ним вывели залоги, и мотивации погашать такие кредиты у должников нет.
Учитывая не совсем теплые отношения Фонда гарантирования с Нацбанком, последний пока не дал отмашки на продажу активов многих банков. Вероятнее всего, этот процесс начнется в апреле, с началом работы Офиса консолидированных продаж. «Это один из шагов Национального банка для увеличения прозрачности работы. Кроме того, публикация залогов поможет лучшему информированию потенциальных покупателей имущества, а, следовательно, и более эффективной его реализации. В наших планах также публикация детальной информации о крупнейших залоговых объектах, информирование о проведении аукционов по их продаже и т.д», – заявил директор Департамента управления рисками Национального банка Игорь Будник.
Помешать этому может узкий спрос, ведь банки в нынешнее время не особо заинтересованы в проблемных активах. «Банки сейчас кредитуют в очень ограниченных объемах, и размещают свободные средства на депозитных сертификатах НБУ, потому что на рынке очень высоки риски невозврата кредитов и узок круг клиентов с безупречной кредитной историей. И даже такие клиенты не готовы сейчас брать новые кредиты по ставкам, существенно превышающим 20% годовых. При покупке действующих портфелей банк должен учитывать те же риски, которые он анализирует при выдаче новых займов. И если портфели, предлагаемые к продаже, обслуживаются плохо, и там нет надежных высококлассных клиентов, экономический смысл в такой покупке отсутствует», – объясняет аналитик UniCreditBank Андрей Приходько.
Похожие причины называет советник председателя правления АКБ «Конкорд» Павел Крапивин: «Первое – это уровень собственных накопленных проблемных портфелей, которые плохо обслуживаются, а проценты по депозитам нужно платить ежемесячно. Второе – необходимость формирования значительных дополнительных резервов под такие кредиты, что автоматически приводит к необходимости дополнительного увеличения капитала. В текущей ситуации акционеров в восторг это не приводит. Третье – если заемщик не платит одному банку, высока вероятность, что кредит и после переуступки другому банку обслуживаться не будет».
Крапивин подчеркивает: если ориентироваться на погашение за счет обеспечения, на это могут уйти годы. «И то не факт, что его: а) хватит для покрытия долга; б) удастся, в конце концов, забрать. Степень защиты кредитора в Украине крайне низка», – подытоживает он.
Более того, учитывая реалии украинской судебной системы, банкам тяжело работать с проблемными активами.«Не все банки умеют работать с проблемными активами. С учетом того, что рынков нет – ни недвижимости, ни авто – тот, у кого есть кэш, предпочитает оставить его, несмотря на «сладкие» планы», – говорит председатель правления Коммерческого индустриального банка Вадим Березовик.
Еще одна проблема – общая стагнация банковского сектора. «В целом еще с прошлого витка кризиса в 2008-2009 годах банки как привлекательный бизнес практически умерли, если не считать бизнесом перекачивание денег от вкладчиков и рефинансирования НБУ в закрома собственников таких «банков». Поэтому недостаток интереса к банковскому бизнесу неудивителен – здесь и курс, и отсутствие платежеспособных заемщиков, и общее снижение деловой активности в стране», – перечисляет финансовый аналитик Иван Угляница.
Вадим Березовик отмечает, что проблема скорее не в самом Фонде, а в судебной системе. «Как может быть эффективной работа Фонда, если не работает судебная система, не защищены права кредиторов? Почему Фонд должен работать быстрее, чем они? Если банки за столько лет не справились со своими долгами, то как может Фонд за два года?» – задается вопросами Березовик.
И все же, несмотря на постоянные «реформы» финансового сектора, Фонду гарантирования, для того чтобы перестать быть структурой, требующей постоянной поддержки государства, предстоит проделать еще много работы.
«В целом Фонд справляется со своей задачей. Но, естественно, хотелось бы, чтобы процессы в нем происходили быстрее. Ведь активы теряют свою стоимость, на их содержание необходимо тратить средства. Это приводит к тому, что вкладчики обанкротившегося банка получают меньшую, чем могли бы, компенсацию. Также нужно создать и внедрить процедуры, позволяющие оперативно выставлять на продажу активы, быстро реагировать на ценовые предложения рынка, не бояться брать на себя за это ответственность», – резюмирует Крапивин.
По материалам:
Forbes.ua
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас