Безвизовый режим: формальные требования ЕС и реалии украинского правового поля — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Безвизовый режим: формальные требования ЕС и реалии украинского правового поля

Казна и Политика
904
Вчера Верховная рада приняла во втором чтении последний из необходимых законов «безвизового пакета». Законопроект №3755 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно особенностей предоставления должностными лицами деклараций об имуществе, доходах, расходах и обязательствах финансового характера в 2016 году» с предложениями президента Украины Петра Порошенко, согласованными с европейской стороной, набрал в сессионном зале 278 голосов.
Спикер парламента Владимир Гройсман поспешил отрапортовать, что Украина сделала все от нее зависящее для получения безвизового режима с Евросоюзом. На этом фоне даже не обрела особого резонанса новость о том, что конкурс по избранию членов Национального агентства по предупреждению коррупции (НАПК) – одно из главных требований для визовой либерализации – оказался заблокированным.
Forbes поинтересовался у юристов, насколько принятие «безвизовых» законов в действительности оздоровит украинское правовое поле, можно ли считать этот процесс достаточно гармоничным и есть ли основания упрекать еврочиновников в излишне формализованном подходе к данному вопросу. Своим видением с читателями поделился Иван Божко, адвокат ЮФ «Ильяшев и Партнеры».
Безвизовый диалог между Украиной и Европейским Союзом был официально начат 29 октября 2008 года, после сентябрьского саммита Украина – ЕС. Принятый 22 ноября 2010 года План действий по либерализации Евросоюзом визового режима для Украины предусматривает два этапа, и включает четыре блока вопросов:
  • Безопасность документов, включая биометрику;
  • Нелегальная миграция, включая реадмиссию;
  • Общественный порядок и безопасность;
  • Международные отношения и фундаментальные права.
Если с реализацией блоков 1, 2 и 4 особых проблем не возникло, то вопрос общественного порядка и безопасности стал настоящей преградой на пути внедрения безвизового режима с ЕС. Это, прежде всего, связано с тем, что данный блок включает в себя ряд так называемых «антикоррупционных законов».
Наиболее ярким примером можно считать принятие закона «О государственном бюджете Украины на 2016 год» со скандальной поправкой (пункт 10), которая предусматривает отсрочку вступления в силу положений закона Украины «О предотвращении коррупции» об электронном декларировании до 1 января 2017 года.
Следует напомнить, что с введением электронного декларирования Национальное агентство по предупреждению коррупции будет уполномочено осуществлять мониторинг образа жизни чиновников с целью установления соответствия имеющихся у них и у членов их семей имущества и полученных доходов согласно декларации. При этом умышленное непредоставление деклараций или декларирование заведомо недостоверных сведений может быть основанием для привлечения к уголовной ответственности, предусмотренной статьей 366-1 Уголовного кодекса Украины.
По поводу законодательной «диверсии» с отсрочкой электронного декларирования представитель ЕС в Украине Ян Томбинский критично заметил, что действующая редакция закона явно не соответствует требованиям антикоррупционных обязательств, принятых на себя руководством Украины.
Значительный общественный резонанс вокруг рассмотрения законов «безвизового пакета», как и пристальное наблюдение со стороны еврочиновников, служат эффективным механизмом влияния на наш политикум. Об этом свидетельствует тот факт, что вследствие подобного давления законы №4055 (относительно полномочий генерального прокурора по отклонению кандидатур на должности специализированного антикоррупционного прокурора) и №3040 (о создании Национального агентства Украины по вопросам выявления, розыска и управления активами, полученными от коррупционных и иных преступлений) были приняты в редакциях, соответствующих требованиям Европейского Союза.
Что касается электронного декларирования, вышеуказанные причины заставили украинских парламентариев оперативно инициировать рассмотрение законопроекта №3755 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно особенностей представления должностными лицами деклараций об имуществе, доходах, расходах и обязательствах финансового характера в 2016 году», согласно которому скандальные поправки исключаются из действующей редакции Закона о предотвращении коррупции. Данный законопроект, с учетом предложений президента, вчера был рассмотрен как неотложный и принят в целом. То есть, на сегодняшний день Верховная рада Украины фактически приняла весь перечень законов, необходимых для либерализации визового режима с ЕС.
Однако не стоит идеализировать «безвизовые законы», поскольку принятые нормативно-правовые акты могут содержать многочисленные коллизии и недоработки, которые не только позволят обходить соответствующие правовые механизмы, но и искажать саму цель принятия такого закона. Нередко подобные «недостатки» законодательной инициативы проявляются на стадии реализации принятых законов, особенно это касается формирования вновь созданных органов. В качестве таких противоречивых норм можно отметить положения части 4 статьи 23 нового закона «О прокуратуре», которая на сегодняшний день, по сути, устраняет данный государственный орган от возможности защитить интересы государства и органов местного самоуправления, даже при наличии очевидных нарушений закона.
Данная конструкция делает невозможным реагирование на нарушения законодательства в сфере земельных правоотношений. С подобными коллизиями была урегулирована и процедура, по которой в 2015 году проведен отбор руководителей местных прокуратур. Непрозрачная и не отлаженная должным образом Законом о прокуратуре (статьей 39) и приказом генерального прокурора Украины №98 от 20 июля 2015 года схема работы соответствующих комиссий привела к тому, что по результатам проведенных конкурсов на своих должностях осталось более 90% руководителей прокуратур.
В то же время, как было отмечено выше, представители Европейского Союза уделяют пристальное внимание адаптации украинского законодательства к их стандартам, оперативно и адекватно реагируют на любые попытки наших политиков отклониться от декларируемого вектора развития. То есть такой подход едва ли можно назвать формальным. При этом ЕС имеет в своем арсенале значительное количество рычагов влияния на представителей украинской власти: начиная от финансирования целевых программ, направленных на реализацию конкретных положений вновь принятого законодательства, и заканчивая принятием решения по результатам реализации Плана действий по либерализации Европейским Союзом визового режима для Украины.
Следует отметить, введение безвизового режима с Евросоюзом зависит не только от принятия соответствующих нормативно-правовых актов, а и от обеспечения их практической реализации. Именно на это, в основном, и направлен второй этап соответствующего Плана действий. Поэтому делать выводы о реальности получения уже в этом году нашими соотечественниками возможности для безвизовых поездок в страны Европейского Союза пока рано.
Иван Божко
По материалам:
Forbes.ua
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас