Требуются золотые руки. Кому сейчас проще найти работу — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Требуются золотые руки. Кому сейчас проще найти работу

Личные финансы
4290
В последние месяцы число открытых вакансий постоянно увеличивается, но работу по специальности могут найти далеко не все. Кому сейчас проще трудоустроиться?
Рабочий класс
Сергей Потапенко в конце прошлого года запустил в Кировограде цех по производству обуви. Планов было громадьё, но развернуться пока не получается. Причина банальна: не хватает квалифицированных кадров. “До сих пор не нашёл толкового инженера-технолога, хотя стартовую зарплату поставил приличную как для нашего региона — 12 тыс. грн в месяц. Всё ещё набираю закройщиков, — рассказывает бизнесмен. — У моих знакомых предпринимателей-производственников схожие проблемы. По телику говорят о безработице в стране, а у нас тут реально кадровый голод”.
С середины прошлого года работодатели активизировали поиск кадров. Например, в “мёртвом” с точки зрения деловой активности январе количество вакансий на портале rabota.ua по сравнению с январём 2015 года удвоилось. При этом у соискателей заметно расширился выбор потенциальных рабочих мест, особенно в промышленности. Производственные профессии снова входят в тройку самых востребованных специальностей, но таких кадров катастрофически не хватает — в среднем на одну вакансию производственника претендует всего лишь два человека. В дефиците опытные инженеры и технологи в фармацевтическом бизнесе, табачной и лёгкой промышленности, пищепроме. В большом дефиците также квалифицированные рабочие — сварщики, токари, электромонтажники, фрезеровщики и так далее.
Много вакансий по рабочим специальностям сейчас продуцирует украинский оборонпром. Предприятия ВПК загружены военными заказами для украинской армии, и некоторым приходится работать в три смены. Но при этом им не хватает квалифицированных рабочих, особенно, по словам директора HR-провайдера Smart Solutions Татьяны Никитович, специалистов с современными знаниями. Требуются инженеры-конструкторы, конструкторы-технологи, инженеры прочностных расчётов с высшим или среднетехническим образованием и такими профессиональными навыками, как основы проектирования механических изделий и расчётов гидравлических узлов, кинематика механизмов, работа в программах Pro ENGINEER, SolidWorks, САПР, AutoCAD, Inventor и т. д. Такие специалисты могут рассчитывать на зарплату от 10 тыс. грн в месяц. Рабочих — наладчиков станков, сварщиков, электриков, слесарей механосборочных работ, фрезеровщиков военпром набирает на зарплату от 4 тыс. грн. Есть спрос и на руководящие должности — около 100 госпредприятий, входящих в концерн “Укроборонпром”, объявили конкурс на вакансии директоров.
До кризиса наибольшее количество вакансий на сайтах по подбору персонала размещалось в таких рубриках, как металлургия и химпром, сейчас — в разделах лёгкая, пищевая, мебельная промышленность. Причём работу чаще предлагают небольшие и средние предприятия, в то время как крупные корпорации, ориентированные на сырьевой экспорт, продолжают оптимизировать штат. В частности, крупнейшая украинская горно-металлургическая группа “Метинвест” запланировала сокращение в этом году до 30% работников административного аппарата. Как объясняют в компании, в связи с неопределённой ситуацией на мировых рынках стали, сопровождающейся значительным снижением мировых цен на металлургическое сырьё и готовую продукцию, а также уменьшением спроса.
Аналитики Adecco Group Ukraine связывают растущий спрос на технических директоров и главных инженеров с переходом Украины на европейские стандарты и модернизацией производств. Но и новых предприятий, несмотря на кризис, открывается всё больше. Например, недалеко от Львова, на Яворивщине, компания “Фуджикура Аутомотив Украина Львов” в конце прошлого года начала производство электрического оборудования для автомобилей мировых марок. Компания уже трудоустроила 500 человек, но до конца года нужно ещё полторы тысячи рабочих рук. Обещают зарплату от 4 тыс. грн.
В целом собственники производств ставят завышенные требования к соискателям — чаще всего работодатель ожидает увидеть “готового” специалиста с большим опытом работы. Но квалифицированных производственников на специализированных сайтах сейчас найти сложно. “Готовым” попросту неоткуда взяться. Они или на хорошей зарплате у конкурентов, или на заработках за границей (особенно большой спрос на производственников в Польше). При этом украинские учебные заведения по-прежнему не замечают новых веяний на рынке труда, выпуская очень мало высококвалифицированных специалистов для производства, и в избытке — менеджеров, маркетологов, экономистов, юристов и психологов.
Везде бы так
По-прежнему высок спрос на IT-шников: программистов, тестировщиков, руководителей проектов. По данным исследования компании Ernst & Young, около 80% IT-компаний в прошлом году набирали персонал, в 2016-м большинство из них также планируют нанимать новых сотрудников. Отрасль мало подвержена кризису в стране, так как львиную долю заказов IT-компании получают из-за рубежа, а оплату принимают в инвалюте. “Постепенный рост количества вакансий для IT-специалистов объясняется развитием в Украине крупных аутсорсинговых компаний, клиенты которых находятся в ЕС и США. Также востребованы специалисты в сфере продаж и онлайн-бизнеса — интернет-маркетинга, интернет-продаж и т. п.”, — уточняет масс-рекрутмент координатор Adecco Group Ukraine Алина Гоженко.
Но кроме интернет-маркетологов, с помощью которых торговые компании стремятся повысить эффективность продаж и минимизировать затраты, ритейлеры активно набирают и рядовых работников — менеджеров по закупкам, мерчандайзеров, промоутеров, грузчиков, упаковщиков, кассиров, продавцов.
Очень ждут
Рабочих рук особенно не хватает предприятиям лёгкой промышленности
Человек за бортом
А вот представители ещё вчера модных и востребованных профессий — банковские работники, риелторы, юристы и т. д. — рискуют остаться не у дел. “Количество банков сокращается. Объёмы строительства снизились. Из-за потери рынков сбыта и части территории сильно пострадала тяжёлая промышленность. В этих отраслях были масштабные сокращения, и теперь многие вынуждены искать работу не по специальности”, — обобщает гендиректор DOPOMOGA Ukraine Катерина Скибская.
Особенно сложно найти работу молодым юристам. Вузы продолжают выпускать их десятками тысяч, не учитывая при этом новых потребностей рынка труда. Нынешнее количество юристов избыточно даже для растущей экономики, а в кризис и подавно — в 2014 году на rabota.ua в среднем на одну вакансию юриста откликалось 86 кандидатов. “Многие компании сократили свои юридические подразделения, перешли на аутсорсинг, поэтому найти работу юристу сейчас непросто — без опыта работы можно рассчитывать на зарплату в 3 тыс. грн, тогда как оператор контакт-центра сейчас получает в полтора раза больше”, — рассказывает контент-эксперт “Работа Интернешенл” Татьяна Пашкина.
“Белые воротнички” вынуждены искать работу не по специальности. И находят. Владельцы бизнеса, не связанного с производством, как правило, закрывают глаза на несоответствие профессии в дипломе фактическому опыту работы.
Чаще всего о смене специализации теперь задумываются банковские работники, которые больше других пострадали от кризиса. По данным EY, в 2015 году 80% банков сократили количество сотрудников в среднем на 20%. В результате без работы остались десятки тысяч специалистов. В 2016-м банкиры рассчитывают поправить дела — по крайней мере, почти половина банков, опрошенных EY, планируют уже в этом году увеличить количество сотрудников в среднем на 16%. Но многие банковские служащие, не дождавшись лучших времён, уже нашли временную или постоянную работу в смежных сферах.
“Банковские служащие интересуют работодателей как специалисты, которые имели опыт работы с клиентами. Такие люди востребованы в разных сферах, где нужно качественно предоставить сервис – в туризме, страховании, продаже услуг, логистике и т. п.”, — отмечает Катерина Скибская. Поэтому легче всего сейчас найти работу простым сотрудникам банковских фронт-офисов. А по наблюдениям Татьяны Никитович из Smart Solutions, бывшие банковские служащие сейчас также востребованы в госкомпаниях на позициях экономистов или руководителей отделов.
Пусть меня научат
Иногда люди решаются и на более радикальные перемены, чем переход из банковского офиса в кресло бухгалтера в коммерческой фирме. Катерина Скибская приводит в пример торгового представителя, который, проработав в этой должности до 33 лет и так и не поднявшись по карьерной лестнице, кардинально сменил сферу деятельности. Создав денежный запас, он уволился из торговой компании и поступил на полугодовые IT-курсы. “С одной стороны, его ждут проблемы с поиском места работы без опыта. Но при этом существуют бесплатные стажировки в IT-компаниях, также есть возможность работать в паре с опытным специалистом за небольшое вознаграждение, есть в IT-компаниях и программы для начинающих работников”, — рассказывает Скибская.
Пройти подобный “курс молодого бойца” сейчас можно и вовсе бесплатно. По данным EY, многие IT-фирмы открывают специальные курсы подготовки айтишников для людей, которые не являются их сотрудниками. 58% IT-компаний проводят специализированные курсы в рамках своей компании, и ещё 25% — обучение на базе университетов. “Средняя продолжительность таких курсов составляет 9 месяцев, после чего лучшие ученики получают возможность трудоустроиться или пройти стажировку в компании”, — рассказывает старший консультант практики PeopleAdvisoryServices компании EY в Украине Алена Никулина. Освоить азы профессии программиста можно также, не выходя из дома. В интернете доступно немало бесплатных обучающих программ, в том числе на украинском языке на популярной платформе массовых открытых онлайн-курсов Prometheus.
Работодатели готовы платить больше
За год зарплаты, указанные в объявлениях о вакансиях, выросли в среднем на 15%
Получить билет в IT-отрасль можно, пройдя обучение на курсах тестировщиков. “Профессия тестировщика востребована и хорошо оплачиваема — специалист middle или senior уровня зарабатывает $2–3 тыс. в месяц, — объясняет генеральный директор рекрутингвой компании WORLD STAFF Дмитрий Толмачёв. — Зарплаты у тестировщиков в среднем на 20% ниже, чем у программистов, но и времени на то, чтобы освоить эту профессию, уходит гораздо меньше. А при желании и наличии способностей с годами можно сделать очередной шаг в профессиональном развитии и заняться программированием”.
Но если к IT не лежит душа, даже высокая зарплата вряд ли сможет стать стимулом, который поможет освоить новые знания и надолго закрепиться в этой сфере. Старший специалист по подбору персонала Adecco Group Ukraine Наталия Лукьяненко рассказала Фокусу об аналитиках, финансистах, HR-менеджерах и маркетологах, которые переходили из своей сферы в IT сугубо ради высоких зарплат, но не выдерживали специфики бизнеса и возвращались обратно в свою родную профессию. Впрочем, сегодня вряд ли удастся тихо отсидеться, в зоне комфорта, получая стабильную зарплату. Повышение квалификации теперь актуально не только для тех, кто решил начать жизнь с чистого листа.
Что с зарплатами
По информации рекрутинговой компании WORLD STAFF, в 2015 году 90% компаний повысили зарплату персоналу в среднем на 15%. У компании EY в Украине аналогичные данные. Повышение варьировалось от 9% до 27% и зависело от эффективности сотрудника и рыночных показателей. Наибольший рост зарплат аналитики EY констатировали в сфере оптовой и розничной торговли (+22%) и в агрохимии (+20%). Но инфляцию в 43% такие надбавки всё равно не перекрыли.
В большинстве случаев работодатели действовали точечно. “Далеко не каждый сотрудник в 2015 году мог рассчитывать на повышение зарплат — лишь 43% компаний подняли вознаграждение сразу всему персоналу. Больше всего повысили зарплаты профессиональному и среднему руководящему звену”, — рассказывает старший консультант практики People Advisory Services компании EY в Украине Алёна Никулина. В сегменте малого и среднего бизнеса, который аналитика рекрутинговых фирм часто не охватывает, зарплатный рост скромнее — у многих украинцев, занятых в коммерческом секторе, зарплаты не меняются с 2014 года.
Экономический кризис в 2016 году поутихнет. По крайней мере, большой минус украинской экономике никто не прогнозирует. А значит, у бизнеса улучшится самочувствие. По данным EY, 82% компаний, выплачивающих вознаграждение в гривнах, уже запланировали повышение в 2016 году заработных плат в среднем на 13%. Максимальный рост ожидается в компаниях агрохимического (в среднем на 22%), автомобильного (20%) и телекоммуникационного (19%) секторов. При этом многие работодатели признаются, что если бы не двукратное снижение ставки единого социального взноса, на повышение зарплат, скорее всего, они бы не решились. Обещают повысить зарплаты и в компаниях, которые полностью или частично реализуют свои товары или услуги за рубежом — в сферах IT, агробизнесе, фармацевтике.
Но индивидуальный подход к повышению зарплат сохранится: рост будет напрямую зависеть от результатов работы.
Мария Бабенко
По материалам:
Фокус
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас