Дорожный эксперимент по-одесски. Cмогут ли таможни восстановить дороги — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Дорожный эксперимент по-одесски. Cмогут ли таможни восстановить дороги

Казна и Политика
834
Политическая нелюбовь между премьером Арсением Яценюком и главой Одесской обладминистрации Михэилом Саакашвили проявляется по-разному.
В последний раз Яценюк раскритиковал любимое детище Саакашвили – таможню.
“В 2015 году Львовская область дополнительно получила на ремонт дорог 312 млн грн, Черновицкая – 129 млн грн, Волынская – 104 млн грн. К сожалению, Одесская область не показала эффективности в этом эксперименте”.
Так премьер отозвался о результатах эксперимента, согласно которому 50% собранных сверх плана таможенных поступлений остаются в регионах и идут на ремонт дорог. В чем именно проявилась неэффективность, премьер не сказал. Можно допустить, что в невыполнении планов по таможенным поступлениям.
Саакашвили отреагировал немедленно и в свойственной ему резкой манере.
“Премьер-министр продолжает играть в наперстки с украинским народом. Он обвинил Одесскую таможню в том, что она не перевыполнила план по наполнению бюджета и из-за этого не построит дорогу Одесса-Рени.
Факт: в январе Одесская таможня перевыполнила план на 123,8 млн грн или на 126%. Из них половина – 61,9 млн грн – идет на строительство дорог Одесской области”, – написал Саакашвили на своей странице в Фейсбук. Также он припомнил премьеру корректировку в 2015 году плана поступлений для региона.
Оба недоговорили. Премьер умолчал о том, что с начала года Одесса “исправилась” и перевыполнила план. Саакашвили похвастал перевыполнением, но не объяснил, откуда оно взялось, и как обстоят дела в 2016 году.
Одесса делает ставку на реформы
По данным ГФС, с сентября 2015 года в рамках эксперимента на развитие инфраструктуры было направлено 954,7 млн грн. Самая большая доля из этой суммы, 360,7 млн грн, приходится на Львовскую таможню. Меньше всего отправила Одесса – 92,2 млн грн.
Загвоздка в том, что Львов, Черновцы и Волынь перечисляли свои 50% с момента старта эксперимента, с июня 2015 года. Одесса – с января 2016 года.
Дорожный эксперимент по-одесски. Cмогут ли таможни восстановить дороги
Одесситы объясняют это двумя основными причинами.
Первая – искусственно завышенные индикативные планы.
ГФC установила индикативный план в октябре 2015 года для Одесской таможни на уровне 953,8 млн грн, а позже увеличила его на 28,8% до 1,228 млрд грн”, – сказал ЭП первый замначальника Одесской таможни Семен Кривонос.
Вторая причина связана с появлением Энергетической таможни и оформлением через нее товаров энергетической группы. С июля 2015 года Одесская таможня не оформляет энергетические товары.
“Только за январь-февраль 2015 года поступления от них составляли 776,5 млн грн. При этом в индикативном плане отсутствие поступлений от оформления энергетических товаров не было учтено”, – говорит Кривонос.
Перевыполнение в 2016 году он объясняет реформами, внедренными на Одесской таможне в конце 2015 года и в начале 2016 года.
Речь идет об оформлении в большинстве случаев товаров по цене сделки и облегчении процедуры оформления в пунктах пропуска. В перечне реформ также оформление международного транзита за 15 минут, импорта – за час.
“Благодаря этому в январе 2016 года на Одесской таможне прошли оформление 195 новых компаний. Речь идет о компаниях, которые не проходили таможенное оформление на нашей таможне в 2015 году”, – объясняет Кривонос.
Однако у перевыполнения могут быть и другие причины, а с планами по поступлениям для экспериментальных регионов понятно далеко не все.
Дело в плане
Планы устанавливает Минфин. Согласно постановлению о проведении эксперимента, их утверждает парламентский комитет по вопросам бюджета. Согласно постановлению, сделать это нужно было до 8 февраля 2016 года.
“С начала 2016 года такого утверждения не было. Мы ждем, что на следующей неделе этот вопрос будет решен, и мы узнаем, как план будет распределен между таможнями”, – сказал ЭП глава ГФС Роман Насиров.
“Цифры прошли подкомитет Унгуряна (подкомитет по вопросам доходов госбюджета. – ЭП). Они могут быть рассмотрены на ближайшем заседании комитета в среду”, – уточнил в комментарии ЭП глава парламентского комитета по вопросам бюджета Андрей Павелко, БПП.
На аргументы одесситов о невыполнении плана в 2015 году из-за его завышения Насиров утверждает: процедура распределения планов “прозрачна и понятна”.
“Как рассчитывается план? Согласно постановлению Кабмина, берутся фактические поступления по таможне за предыдущий период и проецируются на будущие периоды. Формула прописана в постановлении, и никакого “ручного режима” или искусственного порядка тут нет”, – отмечает он.
Помимо прочего, в Киеве обращают внимание на то, что у перевыполнения могут быть и весьма логичные экономические причины.
Как сообщила ЭП замминистра финансов Елена Макеева, выполнение показателей поступлений таможенных платежей в 2016 году в целом в Украине составило 106,8%, в том числе в январе – 100,7%, в феврале – 111,4%.
Перевыполнение в частности связано с ростом курса гривни к доллару, который в январе 2016 года составил 24,3 грн, в феврале – 26,4 грн. При этом в бюджете на 2016 год заложен курс 24,1 грн за долл.
“Помесячные индикативные показатели поступлений отличаются как год от года, так и месяц от месяца. Они зависят от годового показателя и учитывают сезонность поступлений таможенных платежей.
В январе самая низкая деловая активность, поэтому поступления маленькие, а в декабре каждого года в связи с новогодними и рождественскими праздниками поступления от импорта товаров самые крупные”, – объясняет Макеева.
Эксперимент расширяет границы
В декабре 2015 года члены бюджетного комитета обсуждали возможность распространения эксперимента на всю страну. ГФС не против.
“Есть перевыполнение – пожалуйста. Возможно, есть смысл распространить эту практику и на налоговое направление, хотя это решать не ГФС, а Минфину и депутатам. У нас с начала 2016 года план перевыполнен на 8,2 млрд грн. Если половина этих средств пойдет на ремонт дорог, то вместе с бюджетными средствами мы сможем многое сделать в этой сфере”, – говорит Насиров.
В подобной практике есть риски. В 2015 году Минфин был против таких экспериментов.
По словам заместителя исполнительного директора Ассоциации городов Украины Александра Слобожана такая практика усиливает диспропорцию развития регионов. Области поставлены в неравные условия. Неясно, почему одни вправе себе оставлять поступления, а остальные – нет.
Кроме того, по прогнозам эксперта, распространение эксперимента на другие регионы может привести к разбалансировке бюджета.
“Минфин традиционно закладывают в бюджет заниженные цифры. Из года в год собранные сверх плана поступления направляются на перекрытие бюджетных дыр, в том числе на социальные расходы.
В итоге эксперимент сведется к тому, что при любом разрыве в бюджете ГФС будет вручную повышать планы по таможенным поступлениям для регионов. Вряд ли такой подход можно назвать стимулирующим”, – объясняет Слобожан.
Он считает, что более справедливый источник финансирования дорог можно было бы изыскать за счет равномерного распределения между всеми областями поступлений от государственного транспортного акциза и привязки платы за проезд для крупногабаритных фур к их весу.
Пока же депутаты идут путем расширения эксперимента. С января 2016 года к эксперименту подключился Киев. За два месяца столица уже смогла аккумулировать на ремонт дорог 170,3 млн грн.
В декабре 2015 года депутаты предложили распространить эксперимент на Николаевскую и Ровенскую области. Законопроекты ждут рассмотрения.
Галина Калачова
По материалам:
Економічна Правда
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас