Андрей Попов: Налог с личных сбережений или легализация награбленного? Несколько слов о нулевой декларации


Андрей Попов: Налог с личных сбережений или легализация награбленного? Несколько слов о нулевой декларации

Налоговые реформы в Украине означают новые правила игры не только бизнеса, но и для физических лиц. В странах Запада, ценности которых разделяет Украина, давно существует всеобщее декларирование и контроль доходов и расходов, нарушения в сфере налогового законодательства жестоко караются, а налоговый консультант для представителя среднего класса – такой же востребованный специалист, как парикмахер или стоматолог.

Разговоры о нулевой декларации в Украине велись давно. Рассмотрим детальнее законопроекты, который внес в Верховную Раду лидер БПП Юрий Луценко, и которые рассматриваются в качестве базовых в вопросе реформирования налогообложения физлиц.

Законопроект №3661 позволяет всем физическим лицам – резидентам Украины в течение 12 месяцев добровольно составить так называемую нулевую декларацию – разово задекларировать в налоговых органах все имеющиеся у них ценности, в том числе полученные с нарушением валютного и налогового законодательства. Имеется в виду недвижимое и движимое имущество, наличная и безналичная валюта, драгоценные металлы, ценные бумаги, доли в бизнесе, имущественные права и прочее.

Согласно законопроекту, в нулевой декларации не отражаются доходы, имущество, имущественные права, с которых уплачены налоги, сборы (обязательные платежи), установленные в Украине.

Законопроект № 3662 вносит изменения в Налоговый кодекс в отношении нулевой декларации. Подраздел 10 раздела ХХ «Переходные положения» дополнен новым пунктом 162 (интересно, что пункт 161 вводил военный сбор в размере 1,5%). Пункт 162 вводит новые «временные» налоги (на два года) для задекларированных в ходе нулевого декларирования ценностей. Сетка налогообложения прогрессивная и зависит от суммы задекларированных средств.

Таблица из проекта Закона Украины “Про внесення змін до Податкового кодексу України щодо нульової декларації”

В законопроекте о нулевом декларировании есть два важных аспекта.
- Как указывалось выше, имущество и ценности, за которые уже были уплачены налоги и сборы, не подпадают под налогообложение. Так что любая собственность, приобретенная легальным образом (через куплю-продажу, наследование, дарение) под налогообложение в размере 1-5% не подпадёт – ведь за неё уже были уплачены налоги при приобретении. Разумеется, для большей части населения Украины это логично и справедливо. В то же время, по закону не подпадёт под налогообложение и условный «Бентли» или особняк, записанный на родственника условного «чиновника-коррупционера». Ведь имущество наверняка было куплено по всем правилам, с уплатой налогов по справке-счёту или «справке из БТИ». А происхождение средств на данную покупку, совершенную до закона о нулевом декларировании, в поле зрение нового закона не подпадает, поскольку закон обратной силы не имеет.

К данному вопросу относится и вопрос оценки стоимости имущества. Если стоимость ценностей в денежной форме более-менее очевидна, то определение стоимости недвижимости и тем более имущественных прав, долей в бизнесе, требует привлечения оценщиков. Коррупция здесь неминуема, учитывая нынешнюю ситуацию с оценкой в целях налогообложения, когда стоимость почти всегда значительно занижается.

- Пока не понятно, как и в какой величине можно «амнистировать» личные накопления, в том числе сделанные с легальных доходов. Ведь теоретически человек мог десятки лет сидеть на хлебе и воде, а весь свой легальный доход откладывать – скажем, в валюте, покупая её легальными способами, без нарушения валютного законодательства. Предоставить какие-либо бухгалтерские или банковские документы за 20-25 лет сложно даже крупным предприятиям, не то что физлицам. В условиях презумпции невиновности, налоговым органам будет проблематично доказать нелегальный характер средств и требовать уплаты даже «компромиссного» 1% с личных накоплений. Если же речь идёт о сотнях миллионов, то, как правило, их происхождение также носит законный характер – например, от продажи каких-либо активов, что также выводит их из-под налогообложения по нулевому декларированию.

В конце 2014 года в рамках законопроекта №1578 о налоговой реформе, Кабмин предлагал свои правила нулевого декларирования (они тогда не были приняты). В предложениях Кабмина было очень много спорного, но фигурировала здравая идея: сумма денежных средств в размере 200 000 грн. на одно физлицо, которую можно было «амнистировать» по умолчанию, без каких-либо дополнительных подтверждений или справок, в дополнение к зарегистрированному имуществу (движимому и недвижимому). Забавно, что сумма совпадала с максимально возможной выплатой по ФГВФЛ. Данный пункт изначально отсекал от нюансов «нулевого декларирования» большинство населения Украины, и позволял людям не переживать о своих нескольких сотнях долларов, отложенных на «черный день». Для более существенных сумм наличных, проект Кабмина предполагал легализацию через размещение на банковский депозит на срок не менее одного года.

В нынешнем законопроекте №3661, ни минимальной суммы, ни пункта о депозитах нет. Следовательно, теоретически под необходимость уплаты 1% подпадают даже 100 долларов, зашитые «в матрасе» у пенсионера.

Разумеется, на практике декларирование добровольное, и каждый гражданин, если он не задействован в структуре государственной власти, вправе решать самостоятельно, декларировать ли ему свои ценности или нет.

На самом деле, основной смысл законопроекта о нулевом декларировании состоит не в поступлениях от «компромиссного» налога в 1-5% (выше указано, почему их будет проблематично собрать), а в формировании новых правил игры.

Нулевая декларация и та или иная форма «налоговой амнистии» для теневых капиталов – это мировая практика, и все ведущие страны в той или иной степени к ней прибегают, причём в некоторых странах налог на задекларированные суммы вообще не устанавливался. Например, в Казахстане в 2001 году легализовать теневые средства можно было, просто разместив их на депозит в один из 18 крупнейших банков страны. Гарантом сохранности и безопасности данных действий был лично президент страны Нурсултан Назарбаев, что в условиях Казахстана возымело необходимый эффект.

Наиболее важным новшеством является не сама декларация, а то, что последует за ней – дальнейший контроль доходов и расходов. На практике, закон о нулевом декларировании – это олицетворение предвыборного лозунга Президента Петра Порошенко «жить по-новому».

После «часа Х», в действие вводится правило «кто не успел, тот опоздал», а для незадекларированных средств, полученных незаконным путём, могут быть введены более существенные санкции (от подпадания под налогообложение и вплоть до конфискации). Новые же доходы, по идее, должны быть уже прозрачными и честными, а новые крупные траты – жёстко контролироваться.

Эффективный комплекс мер по борьбе с теневыми доходами и коррупцией должен включать следующие составляющие:
- нулевая декларация как начальный этап;
- максимально широкий охват декларирования последующих доходов;
- контроль соотношения доходов с расходами (с использованием так называемых «непрямых методов»).

При отсутствии хотя бы одного из этих компонентов, новые правила работать не будут.

В реалиях Украины закон о нулевом декларировании также предполагается как точка отсчета для последующего сличения официальных доходов физических лиц и осуществленных ими расходов. Иными словами, по итогам каждого отчётного года физическое лицо должно не только отчитаться о полученных в течение года доходах, но и быть готовым ответить на вопрос о происхождении средств на покупки в течение года (особенно крупные). По мере снижения максимальной суммы наличных расчётов (в Украине сейчас это 50 000 грн.) фискалам будет легче контролировать и менее значительные траты, чем покупка автомобиля или недвижимости. Такой порядок сейчас существует во всех развитых странах.

Впрочем, чтобы не будоражить общественность раньше времени, законопроект №3661 ничего не говорит о формате дальнейшего контроля расходов и их соотнесения с нулевой декларацией – это будет темой дальнейших дискуссий в экспертных кругах, органах власти и обществе.

В то же время, в реалиях Украины такие действия пока обречены на провал. Для того чтобы нулевое декларирование привело к комплексным изменениям, должны соблюдаться несколько условий:
- Высокий уровень доверия граждан к государству и органам власти – а, следовательно, высокий уровень их ответственности перед гражданами;
- Снижение налогового давления и, как следствие, выход зарплат и прочих доходов «из тени»;
- Стабильность национальной валюты, что уменьшит заинтересованность граждан в нарушении валютного законодательства;
- Стабильность банковской системы, что будет стимулировать размещение средств не в «матрасах», а на текущих счетах и депозитах.
Пока что в Украине не созданы условия для выполнения хотя бы одного из этих пунктов, поэтому закон о нулевом декларировании носит скорее популистский характер, и не станет по-настоящему всеобъемлющим, как в развитых странах. В пользу подобного вывода говорит и риторика, которая сопровождает обсуждение закона – его основными «адресатами» называют только недобросовестных чиновников и прочих коррумпированных представителей власти, а не общество в целом.

Андрей Попов, партнёр Kreston GCG

  • i

    Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам об этом.

  • !

    Колонка отражает исключительно точку зрения автора и может не совпадать с мнением редакции. Публикация колонок осуществляется согласно Правил, а Finance.UA выполняет лишь роль носителя. Копировать эти авторские материалы можно только при наличии ссылки на автора и Finance.UA.

Смотри также
Весь рынок:Казна и Политика Личные финансы
Все, что мы знаем про:Верховная Рада
Архивы:2016 2015
Рейтинг популярности материала «Андрей Попов: Налог с личных сбережений или легализация награбленного? Несколько слов о нулевой декларации» на Finance.UA - 5.0
Топ новости
Обсуждают

Читают

В Контексте Finance.UA
Новости партнеров