Артем Ковбель: Форензик-метод борьбы с мошенничеством — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Артем Ковбель: Форензик-метод борьбы с мошенничеством

Фондовый рынок
1818
Согласно мировой статистике, компании-коммерческие структуры теряют около 5-10% выручки в следствие недобросовестной деятельности менеджмента. Воруют абсолютно везде: как в малом и среднем бизнесе, так и в крупных корпоративных структурах.
У кого воруют в первую очередь?
- в компаниях в которых отсутствует четкая документально определенная ответственность, подотчетности и доведения ее до каждого сотрудника;
- в компаниях где отсутствует четкая прозрачная организационная структура;
- в компаниях с большой текучестью управленческого персонала;
- в компаниях с низким уровнем оплаты труда и слабой мотивационной политикой;
- в компаниях, где отсутствует служба безопасности, служба внутреннего аудита и система нетерпимости к различному рода недобросовестным действиям;
- в компаниях, где собственник не находится в операционном контроле.
Если говорить о мотивах, побуждающих людей раз за разом залазить в карман своему боссу, стоит упомянуть о психологии мошенничества и о трудах известного американского криминолога Дональда Кресси и о его “Triangle of fraud”- треугольнике лжи, в основе которого лежат следующие истины:
1. Наличие возможности украсть – характерно для компаний с перечисленными выше характеристиками.
2. Мотивы для кражи могут быть разными, начиная от пороков (алкоголизм, шопоголизм, азартные игры), заканчивая форс-мажорами (болезнь кого-то из близких, несчастный случай) и т.д.
3. Оправдание – почему я это делаю. Варианты также могут быть разными: меня недооценивают в компании, босс несправедливо оскорбил и оштрафовал, и я сейчас беру, но я верну все до копейки или то, что я беру – это капля в море и сумма несущественна для корпорации.
Согласно мировой практике выявления мошеннических действий внутри компании, стоит отметить, что с годами методы воровства становятся все более изощренными и искусными, включая многоуровневые взаимодействия и психологические хитросплетения, в т.ч. сговоры между менеджерами на разных уровнях.
Как с этим бороться и возможно ли искоренить или минимизировать такие случаи? Скорее первое, чем второе. Что же делать? Как говорил 40-й президент США: “Доверяй, но проверяй”.
По поводу проверяй. Как? Одним из методов, является процедура “Forensic”- (лат. forensis) совокупность действий, которые с одной стороны препятствуют возникновению случаев мошеннических операций в рамках компании (манипуляций с финансовой отчётностью, случаев незаконного отчуждения активов компании, взяточнических схем и многого другого), с другой стороны направлены на расследования такого рода злоупотреблений и вскрытия различного рода мошеннических схем. Рекомендуется проводить процедуры “форензик” хотя бы раз в год без предупреждения менеджмента компании.
Психология человека говорит о том, что в нем преобладает эмоциональная часть над рациональной, а это говорит о том, что риск неопределённости всегда есть и человек всегда будет подвержен такому соблазну на эмоциональном уровне. У каждого есть своя цена, каким бы порядочным он ни был. Об этом красноречиво свидетельствует случай с 16-м президентом США – Абрахамом Линкольном, который был честнейшим человеком. К Линкольну однажды пришёл на приём бизнесмен с предложением о решении вопроса за взятку. Президент впоследствии выдворил посетителя за шкирки из своего кабинета и на вопрос, что он Вам сказал, он ответил: “У каждого человека есть своя цена, к моей он подобрался слишком близко…”
Артем Ковбель, партнер Kreston GCG
По материалам:
Файненс.ЮА
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас