Мошенники атакуют: случаи воровства с платежных карт продолжаются


Мошенники атакуют: случаи воровства с платежных карт продолжаются

Уровень мошенничества в стране то растет, то снова падает. Каждый день мошенники выдумывают новые способы хищения средств или усовершенствуют старые методы. Ни люди, ни банки, порой, не успевают за так называемыми нововведениями воров.

Сухая статистика

За 2015 год произошло фактическое удвоение случаев мошенничества с банковскими картами. “Количество мошеннических операций, по которым замечались убытки, увеличилось на 24%”, – рассказывает начальник отдела департамента платежных систем НБУ Владимир Харченко. В общей сложности карточные мошенники причинили банками потери в размере 180 млн гривен, и это не смотря на то, что с рынка ушло больше 60 финансовых учреждений!

Убытки по мошенническим операциям, как заявили в НБУ, проходят по 47 банкам, но точные данные о том, какие именно банки показали отрицательную динамику, регулятор не смог предоставить. В 2015 году общий объем транзакций составил 1,232 трн гривен, от этой суммы банки понесли убытки в размере 0,0147% и 0,007% в 2014 году.

Немного обнадежила компания Visa: в прошлом году они заметили, что красть деньги у населения стали меньше. Компания основывается на показателе, так называемого, базисного пункта. 1 базисный пункт – 1 цент мошенничества на 100 долларов транзакций.

“У нас менее 1 цента, у нас 0,7. В других странах, где объем подобный, – Казахстан, Белоруссия, Азербайджан, Сербия, – уровень мошенничества достаточно высок и выше, чем у нас. У Казахстана – 1,4 базисных пункта, Азербайджана – 5,35, Сербии – 1,9, Таджикистана – 13,79”, – рассказала Лариса Макарова, глава департамента рисков страны Стран СНГ и Юго-Восточной Европы.

Запомните, банк, выпустивший карточку, не станет вам звонить и уточнять информацию, которая хранится на вашей карте: пин-код, CVV коды и так далее. Но если все же вам позвонили и представились сотрудником банка, к тому же попросили назвать реквизиты карты, не стоит выдавать личную информацию. Перезвоните самостоятельно в банк и решите этот вопрос. В 94% случаев люди сталкиваются с тем, что им звонят мошенники и представляются банковскими сотрудниками. Но ужасны не эти цифры. Жутко то, что в более чем 60% случаев клиенты доверяют свои данные липовым сотрудникам банка.

К сожалению, такими клиентами являются люди преклонного возраста. Одурачить их довольно просто. Порой на такие уловки попадаются и студенты, которые могут растеряться от услышанной информации и выдать все на-гора. Представители финансовых учреждений уверяют, что категория бизнес-людей тоже подвергается таким обманам, но довольно реже.

Нулевая ответственность от Visa

Платежная система Visa решительно взялась за намерение снять ответственность с держателей карт за то, что мошенники воспользовались ими и украли все средства с пластика, без содействия человека. Принцип нулевой ответственности уже полным ходом работает в США, и сейчас Visa настроена оптимистично – распространить это на весь мир.

Банки обязаны отдавать украденные средства с пластиковых носителей, но не всегда банки возвращают суммы в полной мере. Для того, чтобы вернуть украденные финансы, банк должен убедиться в том, что средства были выужены, непосредственно, мошенниками, но не держателями самих карт.

Садят, но не всех

“После постов о мошенниках, ворующих деньги у клиентов, часто спрашивают сколько мы их поймали и посадили? Садим, конечно, не мы. Мы лишь активно сопереживаем”, – написал на своей странице в Facebook Олег Гороховский, первый заместитель Председателя Правления в ПриватБанк, – Наша служба безопасности раскрыла некоторые цифры по проделанной работе: за 2015 год – 65 задержано, 14 осуждено и отбывают наказание. С начала 2016 года – 17 задержано, 5 сели”.

“Среди розничных банков хорошо налажен обмен информацией о мошенниках, есть случаи, когда мы ловим группу совместно. К примеру, в нашем банке за 2014-2015 годы было задержано 26 человек при получении кредита, из них 18 осуждено”, – сообщил директор департамента риск-менеджмента Банка Михайловский Евгений Матрос.

Чаще всего дела не доходят до уголовного разбирательства, ограничиваясь штрафами или другими наказаниями предусмотренными административным кодексом.

“Были случаи, когда мошенника задерживают в банке с поддельными паспортами, а через четыре дня он возвращается в отделение с угрозами. Нужно увеличивать ответственность за такие действия преступников”, – рассказал Серей Мамедов директор Центра экономических исследований и прогнозирования “Финансовый пульс”.

В связи с этим, он предлагает усилить, в какой-то степени даже ужесточить, ответственность за кражу финансов.

Случаи разные бывают

На сегодняшний день, самым распространенным случаем воровства среди злоумышленником становится интернет-воровство. Более 52% денег мошенники получают именно так. Руководитель форума безопасности Украинской межбанковской ассоциации членов платежных систем ЕМА Олеся Данильченко заявила, что о банкоматном воровстве забывать совершенно не стоит, с учетом того, что степень воровства здесь увеличилось в 10 раз. Мошенники не останавливаются на старых методах, они идут по новым тропам, выдумывая довольно ловкие изобретения.
“Злоумышленники высверливают отверстия под картридером и подключаются к коммуникационным каналам. Внешних признаков взлома банкомата не зафиксировано”, – сказала она.
Глава департамента рисков страны Стран СНГ и Юго-Восточной Европы Лариса Макарова считает, что наличие и использование чиповых карт очень способствует снижению уровня мошенничества. Более того, благо, что банки придумали такую функцию, как одноразовый пароль, который всегда приходит на мобильное устройство хозяина карты.

Давайте пробежимся по самым распространенным способам краж из банкоматов:

  • Фишинг, или “Закидывание удочки*. Зачастую его применяют в виде рассылки через Интернет писем от имени банка или платежной системы с просьбой подтвердить указанную конфиденциальную информацию на сайте организации.
  • Траппинг. Суть его заключается в том, что злоумышленники наклеивают дополнительное устройство на отверстие, через которое выходят наличные и в момент, когда человек проводит операцию по получению средств, он их фактически не получает, хотя списание по карточному счету происходит. Если в этот момент отойти от банкомата, то к нему подходит злоумышленник, который снимает эту фальшивую панель, достает деньги и благополучно уходит.
  • Шимминг. Это тонкая гибкая плата, которая вставляется через щель картридера и считывает данные введенных карт. Минус в том, что такое устройство заметить невозможно, так как он толщиной с человеческий волос.

Мошенники выдумывают не только махинации с банкоматами и с социальной инженерией. Фонд Гарантирования Вкладов Физических лиц также зафиксировал случаи, когда злоумышленники пытались завладеть средствами вкладчиков, в частности суммами, которые выплачивает фонд.
“Частым способом является, когда мошенники узнают паспортные данные людей и через банк-агент пытаются снять средства. Эти случаи не являются массовыми, но они случаются. В этой ситуации нужно понимать, что фонд активно сотрудничает с банками-агентами и никогда не передает наличных средств человеку, так как эта операция осуществляется исключительно через банки-агенты”, – отметил он.

Более того, есть случаи появления консультантов, которые готовы помочь людям вернуть средства из ликвидированного банка. Как отметил Иван Вишневский, чаще такое можно отследить, когда фонд еще даже не объявил о выплате средств вкладчикам обанкротившихся банков.

“В 9, 9:30 утра, раньше всех, злоумышленники уже стоят в очереди за получением денег”, – говорит начальник отдела защиты прав вкладчиков ФГВФЛ Иван Вишневский.

Банки говорят

Личная безопасность превыше всего! “Мы считаем, что населению необходимо уделять больше внимания финансовой грамотности”, – утверждает Владимир Харченко. Всегда нужно понимать, что если в стране будет увеличиваться объем использования платежных карт и инструментов, наравне с этим мошенники будут придумывать новые изворотливые методы как залезть в чужой карман.
Чтобы обезопасить своих клиентов, банки стараются видоизменить свои банкоматы – перекрашивают корпус устройства в другой цвет. Устанавливают антискимминговые накладки на картоприёмник. Для этого изготовляются выступающие наружу детали, препятствующие установке скимминговых устройств (считывающих устройств – ред.). Более того, банки устанавливают специальное оборудование в корпусе банкомата, способное игнорировать посторонние устройства.

Юлия Бондарь

  • i

    Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам об этом.

Также по этой теме: Криминал
Смотри также
Весь рынок:Криминал
Все, что мы знаем про:НБУ
Рейтинг популярности материала «Мошенники атакуют: случаи воровства с платежных карт продолжаются» на Finance.UA - 2.6
В Контексте Finance.UA